Поступление на государственную гражданскую службу

Поступление на гражданскую службу регламентируется Конституцией РФ (п. 4 ст. 32), ФЗ о системе государственной службы, о гражданской службе, Положением о конкурсе на за­мещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112).

 

Поступление на гражданскую службу для замещения дол­жности гражданской службы или замещение гражданским слу­жащим другой должности гражданской службы осуществляется двумя способами: по результатам конкурса и минуя эту проце­дуру, т.е. по назначению.

ФЗ о гражданской службе устанавли­вает:

1) конкурс не проводится:

- при назначении на опреде­ленный срок полномочий должности гражданской категории «руководители» и «помощники (советники)»;

- при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществ­ляется Президентом РФ или Правительством РФ;

- при заключе­нии срочного договора;

- при назначении гражданского служа­щего на иную должность гражданской службы в случаях, когда гражданскому служащему по состоянию его здоровья предос­тавляется иная должность;

- сокращения должностей гражданс­кой службы, реорганизации и ликвидации государственного органа (часть 2 ст. 28, части 1, 2, 3 ст. 31 ФЗ о гражданской служ­бе);

- при назначении на должность гражданской службы граж­данского служащего (гражданина), состоящего в кадровом ре­зерве, сформированном на конкурсной основе.

Конкурс может не проводиться на отдельные гражданские должности гражданской службы, исполнение должностных обя­занностей по которым связано с использованием сведений, со­ставляющих государственную тайну (по перечню, утвержденному Президентом РФ), по решению представителя нанимателя — при назначении на младшие должности гражданской службы.

Конкурс в государственном органе объявляется представи­телем нанимателя при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, за­мещение которой в соответствии с законодательством может быть произведено на конкурсной основе.

Право на участие в конкурсе имеют граждане РФ, достиг­шие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие установленным законодательством РФ о го­сударственной гражданской службе квалификационным требо­ваниям к вакантной должности гражданской службы.

Гражданский служащий вправе на общих основаниях уча­ствовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса. При проведении кон­курса комиссия оценивает кандидатов на основании докумен­тов об образовании, гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием методов оцен­ки профессиональных и личностных качеств кандидатов, не про­тиворечащих нормативным правовым актам РФ (индивидуаль­ное собеседование, анкетирование, написание реферата и др.).

При оценке профессиональных и личностных качеств кан­дидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих ква­лификационных требований к вакантной должности граждан­ской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных за­конодательством РФ.

Решение конкурсной комиссии является основанием для на­значения кандидата — победителя конкурса на вакантную долж­ность гражданской службы либо отказа в таком назначении.

По результатам конкурса издается акт представителя на­нимателя о назначении победителя конкурса на вакантную дол­жность гражданской службы и заключается служебный кон­тракт с победителем конкурса.

В допуске к участию в конкурсе может быть отказано в связи с несоответствием претендента квалификационным тре­бованиям к вакантной должности гражданской службы, а так­же в связи с ограничениями, установленными законом для по­ступления на гражданскую службу и ее прохождением.

Конкурс проводится конкурсной комиссией, образуемой соответствующим государственным органом в составе, опреде­ленном законом.

В соответствии с п. 1 ст. 23 ФЗ о гражданской службе под служебным контрактом понимается соглашение между пред­ставителем нанимателя и гражданином, поступающим на граж­данскую службу, о прохождении гражданской службы, а также соглашение между представителем нанимателя и указанным гражданином или гражданским служащим, являющимися сто­ронами служебного контракта о замещении должности граж­данской службы.

Служебным контрактом устанавливаются права и обязан­ности сторон. Обязанность нанимателя — предоставить граж­данину возможность прохождения гражданской службы, а так­же предоставить ему или служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы и обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение этой должно­сти в соответствии с нормативными актами о гражданской службе; своевременно и в полном объеме выплачивать граждан­скому служащему денежное содержание.

Обязанность другой стороны (гражданина, служащего) — исполнять должностные обязанности в соответствии с должност­ным регламентом и соблюдать установленные в государствен­ном органе правила служебного распорядка.

Содержание служебного контракта составляет существен­ные и другие условия. К существенным относятся условия, на­личие которых является обязательным для признания служеб­ного контракта заключенным. Отсутствие хотя бы одного из них влечет недействительность соглашения.

Существенными условиями являются наименование заме­щаемой должности гражданской службы с указанием подраз­деления государственного органа; дата начала исполнения дол­жностных обязанностей; права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент: права и обязанности пред­ставителя нанимателя и др. (см. ст. 24).

Помимо существенных в служебном контракте могут быть предусмотрены и другие условия: испытание при поступлении их на гражданскую службу; неразглашение сведений, составля­ющих охраняемую федеральным законом тайну, и пр. Среди других могут быть и условия, выражающие интересы граждан­ского служащего.

Может заключаться служебный контракт на неопределен­ный срок, срочный служебный контракт. Контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не уста­новлен законом. В ФЗ о гражданской службе дан открытый пе­речень случаев, когда заключаются срочные служебные кон­тракты.

В период действия служебного контракта его условия мо­гут быть изменены только по соглашению сторон и в письмен­ной форме. Это относится к случаям перевода гражданского слу­жащего на новую должность гражданской службы; изменения существенных условий профессиональной служебной деятель­ности; перевода гражданского служащего на срок до одного ме­сяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы; реорганизации и ликвидации государствен­ного органа; сокращения должностей гражданской службы.

Служебный контракт прекращается по основаниям, в по­рядке и с последствиями, установленными ФЗ о гражданской службе и иными федеральными законами. В принципе основа­ния и порядок прекращения служебного контракта аналогич­ны тем, которые установлены Трудовым кодексом в отноше­нии трудового договора. Но учтены также особые требования к гражданской службе и гражданским служащим. Например, слу­жебный контракт может быть расторгнут в связи с выходом гражданского служащего из гражданства Российской Федера­ции, приобретением гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Прекращение служебных контрактов, освобождение от занимаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляется правовым актом государ­ственного органа.

Прохождение гражданской службы

ФЗ о гражданской службе введен должностной регламент, в соответствии с которым осуществляется профессиональная слу­жебная деятельность гражданского служащего. Регламент вве­ден в целях повышения ответственности гражданского служа­щего за неисполнение его должностных обязанностей. Установ­лено, что должностной регламент утверждается представителем нанимателя и является составной частью административного регламента государственного органа.

Легального определения понятия последнего еще не дано, но можно утверждать, что речь идет о содержании и порядке осуществления компетенции го­сударственным органом. Косвенное указание на этот счет име­ется о самом ФЗ о гражданской службе. К числу требований к поведению гражданского служащего относится, например, осу­ществление профессиональной служебной деятельности в рам­ках установленной законодательством РФ компетенции государ­ственного органа. В то же время термин «регламент» означает правила регулирования какой-либо деятельности.

В смысловом отношении содержание должностного регла­мента, раскрываемого в Законе, повторяет содержание его ста­тей, относящихся к правам гражданского служащего. Учитывая значимость должностного регламента о регулировании граждан­ского служащего о прохождении гражданской службы, обозна­чим его основные правовые позиции.

Он (регламент) включает:

а) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемых к гражданскому служаще­му, а также к образованию, стажу гражданской службы (госу­дарственной службы иных видов) или статусу (опыту) работы по специальности;

б) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее ис­полнение) должностных обязанностей в соответствии с адми­нистративным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

в) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проекта норма­тивно-правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

г) сроки и процедура подготовки, рассмотрения проекта уп­равленческих и иных решений, порядок согласования и приня­тия данных решений;

д) порядок служебного взаимодействия гражданского слу­жащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданским служащим того или иного государственного орга­на, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также организациями;

е) перечень государственных услуг, оказываемых гражда­нам и организациям в соответствии с регламентом государствен­ного органа;

ж) показатели эффективности и результативности профес­сиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Исполнение должностного регламента учитывается, во-пер­вых, при проведении конкурса на замещение вакантной долж­ности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятель­ности гражданского служащего, во-вторых, при включении гражданского служащего в кадровый резерв либо поощрении гражданского служащего.

Примерные должностные регламенты утверждаются соот­ветствующим органом по управлению государственной службой.

Аттестация гражданских служащих, за известными ис­ключениями, замещающих должности гражданской службы в государственных органах, предусмотрена ФЗ о гражданской службе. Данным Законом, а также утвержденным в соответ­ствии с ним Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110

Положением о проведении аттестации государственных граж­данских служащих Российской Федерации определены цели ат­тестации, ее организация и порядок проведения.

Аттестация имеет целью определение соответствия граж­данского служащего замещаемой должности гражданской служ­бы на основе оценки его профессиональной служебной деятель­ности. Ее назначение не только в том, чтобы способствовать формированию кадрового состава гражданской службы, повы­шению профессионального уровня гражданских служащих, но и решению вопросов, связанных с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе и изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

В ФЗ о гражданской службе выделяются гражданские слу­жащие, аттестация которых не может обеспечить достижения ее цели, следовательно, практически нецелесообразна.

Не подлежат аттестации гражданские служащие:

а) прора­ботавшие в занимаемой должности гражданской службы ме­нее одного года;

б) достигшие возраста 60 лет;

в) беременные женщины;

г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком по достижении им возраста трех лет. Их аттестация возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

д) замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт;

е) в тече­ние года со дня сдачи квалификационного экзамена.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

Внеочередная аттестация, т. е. до истечения трех лет после проведения предыдущей, может проводиться:

а) по согла­шению сторон служебного контракта с учетом результатов го­дового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

б) по решению представителя нани­мателя в лице руководителя государственного органа или пред­ставителя этого руководителя, осуществляющих полномочия от имени Российской Федерации или субъекта РФ, после приня­тия в установленном порядке решения: о сокращении должно­стей гражданской службы в государственном органе; об изме­нении условий оплаты труда гражданских служащих.

Аттестация проводится аттестационной комиссией. Поря­док формирования комиссии, ее состав, проведение аттестации в наиболее существенных вопросах регламентируются ФЗ о гражданской службе и упомянутым Положением об аттестации.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных пе­ред соответствующим подразделением (государственным орга­ном) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффектив­ности и результативности.

Весьма действенными факторами стимулирования деятель­ности гражданского служащего являются требования закона о необходимости учета при аттестации результатов исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессио­нальных знаний и опыта работы гражданского служащего, со­блюдения гражданским служащим ограничений, отсутствия нарушений запретов, выполнения требований к служебному поведению и обязательств. При аттестации гражданского слу­жащего, наделенного организационно-распорядительными пол­номочиями по отношению к другим гражданским служащим, учитываются также его организаторские способности.

По результатам аттестации гражданских служащих аттес­тационная комиссия принимает одно из следующих решений:

а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

б) соответствует замещаемой должности гражданской служ­бы и рекомендуется включению в установленном порядке в ре­зерв для замещения вакантной должности гражданской служ­бы в порядке должностного роста;

в) соответствует замещаемой должности гражданской служ­бы при условии успешного прохождения профессиональной пе­реподготовки или повышения квалификации;

г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

По результатам аттестации в течение одного месяца изда­ется правовой акт государственного органа о том, что граждан­ский служащий:

а) подлежит включению в установленном порядке в кадро­вый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

б) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

в) понижается в должности гражданской службы.

Отказ гражданского служащего от профессиональной пе­реподготовки, повышения квалификации или перевода на дру­гую должность гражданской службы является основанием для освобождения гражданского служащего от замещаемой долж­ности гражданской службы и увольнения его с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя. Важным по­следствием внеочередной аттестации гражданского служащего может быть то, что по ее результатам гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть представлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом го­сударственном органе.

Во время прохождения гражданской службы гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», сдают квалификационный эк­замен. В случаях, установленных Президентом РФ, его сдают также гражданские служащие, замещающие должности граж­данской службы категории «руководители».

Квалификационный экзамен. Его цель и порядок сдачи предусмотрены ФЗ о гражданской службе и утвержденным Ука­зом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 111 Положением о порядке сдачи квалификационного экзамена государственны­ми гражданскими служащими Российской Федерации и оцен­ки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня).

Квалификационный экзамен сдают гражданские служа­щие, замещающие без ограничения полномочий:

а) должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечива­ющие специалисты»:

б) должности гражданской службы кате­гории «руководители», относящиеся к главной и ведущей груп­пам должностей гражданской службы;

в) должности категории «руководители», относящиеся к высшей группе, но только по решению представителя нанимателя в лице руководителя госу­дарственного органа или представителя этого руководителя, осу­ществляющих полномочия от имени Российской Федерации или субъекта РФ.

Квалификационный экзамен проводится:

а) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеюще­му классного чина государственной гражданской службы РФ, первого классного чина по замещаемой должности гражданс­кой службы;

б) при решении вопроса о присвоении гражданс­кому служащему очередного классного чина по замещаемой гражданской должности гражданской службы, который присва­ивается гражданскому служащему по истечении срока, установ­ленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине и при условии, что он замещает должность граж­данской службы, для которой предусмотрен классный чин, рав­ный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;

в) при решении вопроса о присвое­нии гражданскому служащему классного чина после назначе­ния его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий.

Квалифика­ционный экзамен по инициативе представителя нанимателя мо­жет проводиться по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года.

Квалификационный экзамен по инициативе гражданского служащего признается внеочередным и проводится не позднее чем через три месяца после подачи гражданских служащим письменного заявления о присвоении классного чина.

Квалификационный экзамен проводится конкурсной или аттестационной комиссией. Данная комиссия оценивает зна­ния, навыки и умения (профессиональный уровень) гражданс­ких служащих в соответствии с требованиями должностных регламентов государственных служащих, сложностью и ответ­ственностью работы, выполняемой гражданскими служащими, на основе экзаменационных процедур с использованием не про­тиворечащих нормативным правовым актам РФ методов оцен­ки профессиональных качеств гражданских служащих, вклю­чая индивидуальное собеседование и тестирование по вопро­сам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.

По результатам квалификационного экзамена в отношении гражданского служащего комиссия выносит одно из следую­щих решений:

а) признать, что гражданский служащий сдал ква­лификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;

б) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.

По результатам квалификационного экзамена представи­тель нанимателя либо принимает решение о присвоении в уста­новленном порядке классного чина гражданскому служащему, сдавшему квалификационный экзамен, либо направляет пред­ставление о присвоении указанному гражданскому служащему классного чина в порядке, установленном законодательством РФ о гражданской службе.

Стимулы гражданской службы

Стимулы в данном случае — побудительные причины, мо­тивы высокоэффективного выполнения гражданским служа­щим взятых на себя обязательств по прохождению гражданс­кой службы.

Систему таких стимулов образуют:

а) оплата труда;

б) государственные гарантии на гражданской службе;

в) поощрения и награждения;

г) меры правовой ответственности.

Оплата труда производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельнос­ти гражданского служащего по замещаемой должности граж­данской службы.

Гарантии. Они установлены для обеспечения мотивации эффективного исполнения гражданскими служащими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профес­сионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных ФЗ о гражданской службе и другими федеральными законами. Эти гарантии де­лятся на основные и дополнительные.

Обобщенно эти гаран­тии касаются высокого уровня материального обеспечения (включая своевременное и в полном объеме получение денеж­ного содержания); условий прохождения гражданской службы, обеспечивающих исполнение должностных обязанностей в со­ответствии с должностным регламентом; отдыха, медицинско­го обслуживания, медицинского страхования; выплат по обяза­тельному страхованию; возмещения расходов, связанных со служебными командировками и переездом гражданского слу­жащего и членов его семьи; защиты гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязаннос­тей в случаях, в порядке и на условиях, установленных Феде­ральным законом; государственное пенсионное обеспечение гражданских служащих и их семей.

Гражданским служащим предоставляются также иные га­рантии, установленные Федеральным законом.

К числу дополнительных гарантий относятся право на про­фессиональную подготовку, транспортное обеспечение в связи с исполнением должностных обязанностей, замещением иной должности при реорганизации или ликвидации государствен­ного органа, единовременную субсидию на приобретение жи­лой площади и др.

Меры поощрения и награды выражают высокую оценку эффективной деятельности гражданских служащих. ФЗ о граж­данской службе к мерам поощрения относит объявление благо­дарности с выплатой единовременного поощрения; награжде­ние почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подар­ка; иные поощрения и награждения государственного органа; поощрения Правительства РФ и Президента РФ; присвоение по­четных званий.

С точки зрения субъектов и форм их применения они мо­гут быть разделены на две группы.

К первой относятся объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощре­ния или с вручением ценного подарка; иные виды поощрения и награждения государственного органа; выплата единовремен­ного поощрения в связи с выходом на государственную пен­сию за выслугу лет.

Меры поощрения и награждения этой группы применяют­ся по решению представителя нанимателя. При этом выплата гражданскому служащему единовременного поощрения, за ис­ключением случая выхода на пенсию, производится в порядке и размере, утверждаемых представителем нанимателя в преде­лах установленного фонда оплаты труда гражданских служа­щих.

Решение о поощрении или награждении гражданских слу­жащих, в том числе уходящих на государственную пенсию, оформляется актом (постановлением, распоряжением, прика­зом) государственного органа.

Ко второй группе относятся поощрения Правительства РФ; поощрения Президента РФ; награждения орденами и медалями Российской Федерации.

Решение о поощрении или награждении принимается по представлению представителя нанимателя в порядке, установ­ленном законодательством РФ. В этих случаях единовременное поощрение производится в порядке и случаях, установленных законодательством РФ. Многие связанные с этим процедурные вопросы регламентируются ведомственными актами федераль­ных органов исполнительной власти.

Согласно Закону решение о поощрении или награждении оформляется нормативными правовыми актами РФ (данное по­ложение Закона, как представляется, явилось следствием недо­разумения. Такие вопросы решаются индивидуальными право­выми актами, актами применения норм права). О поощрении или награждении вносится запись в трудовую книжку и лич­ное дело гражданского служащего.

Законодательством субъекта РФ устанавливаются порядок и условия выплаты единовременного поощрения гражданского служащего с учетом положений ФЗ о государственной службе.

Обращает внимание то, что ФЗ о гражданской службе вво­дит некоторые понятия, не раскрывая их содержание. Прежде всего, это касается «поощрения» и «награждения».

В филологическом смысле они совпадают. Поощрение тол­куется как награда. Следовательно, в широком значении слова награждение есть поощрение. Но в Законе сделан акцент на еди­новременном поощрении. По смыслу Закона его суть сводится к выплате определенной денежной суммы, ибо оно не включает даже вручение «ценного подарка» (см. п. 2 ст. 55 ФЗ о гражданс­кой службе), то есть какой-либо другой, кроме денежной, мате­риальной выгоды. Разумеется, что предположения по этому по­воду не внесут должной определенности. Но надо учитывать то, что единовременное поощрение возможно и при выходе на го­сударственную пенсию. Кроме того, термин «выплата» едино­временного поощрения указывает на его денежный характер.

Рассматривая награждение в качестве поощрения, следует отметить свойственные ему особенности: оно выражается в оп­ределенных символах, знаках, орденах и т. п.; не является еди­новременным; возможно лишение его, но по основаниям и в порядке, установленных законодательством.

Основания, порядок, полномочия органов (должностных лиц) по применению награждения обстоятельно регламентиру­ются специальными нормативными правовыми актами.

Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих

ФЗ о гражданской службе, признавая основанием дисцип­линарной ответственности гражданских служащих дисципли­нарный проступок, трактует его как неисполнение или ненад­лежащее исполнение гражданским служащим по его вине воз­ложенных на него должностных обязанностей. Следовательно, для квалификации действия (бездействия) гражданского служа­щего как дисциплинарного проступка необходимо установить содержание (круг) его должностных обязанностей. Подход к его толкованию может быть двояким: либо ими признать все обя­занности, которые возлагаются на гражданского служащего в связи с замещением данной должности, включая и соблюдение ограничений, запретов и др.), либо лишь те, которые определя­ются профилем его сугубо служебных функций и полномочий, для осуществления которых учреждена замещаемая должность.

Правовой статус гражданского служащего, так как он установ­лен Законом, предполагает широкое понимание его должност­ных обязанностей. Во всяком случае, не вызывает сомнений то, что они не сводятся к основным обязанностям, перечень которых дан в ст. 15 упомянутого Закона. Кстати сказать, к ним отнесена обязанность соблюдать ограничения, выполнять обя­зательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, установленные федеральными законами. Гражданский служащий должен оберегать свой авторитет. Он обязан не со­вершать поступки, порочащие его честь и достоинство.

К дисциплинарным взысканиям, предусмотренным за дис­циплинарные проступки, относятся замечание; выговор; преду­преждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы за определенные, прямо предусмотренные в Законе правонарушения.

В зависимости от последствий дисциплинарные проступки гражданских служащих могут быть как формальными, так и ма­териальными. Примерами материальных проступков являются совершение по месту службы хищения, в том числе мелкого, чужого имущества, умышленное уничтожение или поврежде­ние такого имущества; нарушения требований охраны профес­сиональной служебной деятельности (охраны труда), повлекшие тяжкие последствия, и др.

Установлена повышенная дисциплинарная ответственность за определенные материальные дисциплинарные проступки гражданских служащих, замещающих должности категории «руководители». Они могут быть уволены с гражданской служ­бы за принятие необоснованного решения, повлекшего за со­бой нарушение сохранности имущества, неправомерное его ис­пользование или иное нанесение ущерба имуществу государ­ственного органа; за однократное грубое нарушение своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законода­тельства РФ.

В случаях, установленных Законом, к гражданским служа­щим может применяться и такая мера дисциплинарного воз­действия, как отстранение от должности (от исполнения долж­ностных обязанностей), которая по своей природе не является мерой ответственности.

Основы правоохранительной службы

О правовых основах правоохранительной службы

Правоохранительная служба формируется, а ее деятель­ность непосредственно регулируется централизованно, осно­ванными на Конституции РФ правовыми актами, главным об­разом федеральными законами, указами Президента РФ и Пра­вительства РФ. Правовую основу составляет характерная для данной разновидности правоохранительной службы система правовых актов, различных как по юридической силе, так и назначению. Так, специальные Положения, утвержденные Пре­зидентом РФ, посвящены службе в органах внутренних дел, органах наркоконтроля. В систему правовых актов о службе в таможенных органах входят, прежде всего, Таможенный ко­декс РФ и ФЗ «О службе в таможенных органах».

Именно на основании и во исполнение этих актов федеральные органы исполнительной власти, на которых возложено непосредствен­ное руководство профильными видами правоохранительной службы, осуществляют нормативное правовое регулирование в соответствующих сферах. Необходимость в этом диктуется су­щественными, порой их принципиальными особенностями, проистекающими из специфики порученных им сфер. Откры­тые перечни вопросов, по которым они осуществляют право­творческую деятельность, даются в положениях о них. При этом федеральные службы могут осуществлять нормативно-право­вое регулирование лишь в случаях, предусмотренных указами Президента РФ и Правительства РФ.

Специальными законами, регламентирующими правоохра­нительную службу в настоящее время, являются ФЗ «О систе­ме государственной службы РФ», Положение о службе в орга­нах внутренних дел Российской Федерации, утв. постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (действ. в ред. Указа Президента от 24 декабря 1993 г. № 228, ФЗ от 30 июля 2002 г. № 78-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, а также внесенными в него изм.), ФЗ от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Феде­рации» с изм. и доп.), Положение о правоохранительной служ­бе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утв. Указом Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613.

Федеральными правоохранительными органами утвержде­ны инструкции, конкретизирующие процедуры приема граж­дан на службу, назначения на должности и освобождения от должности, заключения контракта и прекращения его действия, присвоения специальных званий и решения иных вопросов со­ответствующего вида правоохранительной службы.

Необходимо иметь в виду, что нередко должностные обя­занности по тем или иным видам должностей правоохранитель­ной службы устанавливаются актами Президента РФ и Прави­тельства РФ, но чаще и детальнее — инструкциями и другими ведомственными нормативными правовыми актами.

В регулировании отношений в сфере правоохранительной службы важное место принадлежит нормативным правовым ак­там о дисциплине (как правило, уставы). В них определяются ее содержание, нередко и правила служебных взаимоотношений, стимулы добросовестного исполнения обязанностей как в виде поощрений, так и ответственности.

Современное состояние правового обеспечения правоох­ранительной службы имеет значительные резервы для его су­щественного изменения. Сейчас обособленно и множеством правовых актов регулируется служба в правоохранительных органах отдельных видов (внутренних дел, таможенных и др.). Эти акты, с одной стороны, регулируют с разной полнотой одни и те же вопросы, с другой — содержат много одинаковых норм. Кроме того, многие важные общие вопросы правоохранитель­ной службы в соответствующих органах регулируются ведом­ственными нормативными правовыми актами.

ФЗ о системе государственной службы предусмотрел изда­ние специального ФЗ «О правоохранительной службе РФ» как самостоятельном виде государственной службы. Известно, что его проект обсужден в первом чтении на заседании Государ­ственной Думы.

Конечно, проект предполагает возможность внесения в за­кон поправок. При всем этом представляет интерес стержневая идеология проекта рассматриваемого закона. Ознакомление с ней представляется полезной независимо от юридической судь­бы данного проекта закона (далее — ФЗ о правоохранительной службе).

Закон имеет целью установить правовые, организационные и финансово-экономические основы правоохранительной служ­бы; он определит принципы организации и функционирования правоохранительной службы РФ, правовые положения государ­ственного служащего правоохранительной службы и гарантии его прав; будет регулировать отношения, возникающие при по­ступлении на правоохранительную службу, ее прохождение и прекращение.

Основное содержание закона, составляющее существо пра­воохранительной службы, охватывается многими его позиция­ми. Некоторые из них освещаются ниже. Для закона характер­но то, что он сохраняет концептуальную преемственность в орга­низации и правовом обеспечении правоохранительной службы, а также содержит немало новелл.

Понятие и принципы правоохранительной службы

Действующие нормативные правовые акты о видах право­охранительной службы, изданные в разное время, с внесенны­ми впоследствии в них изменениями и дополнениями, во мно­гом унифицированы, но сохраняют известные неоправданные различия. Они проявляются в полноте регулирования, принци­пах правоохранительной службы, ее прохождении и т. д. и не обусловлены необходимостью учета особенностей того или ино­го вида правоохранительной службы.

Так, в Положении о службе в органах внутренних дел РФ не дано понятие правоохранительной службы в этих органах; служба в таможенных органах в законе определяется как осо­бый вид государственной службы граждан Российской Федера­ции, осуществляющих профессиональную деятельность по реа­лизации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации; под правоохранительной службой в органах по кон­тролю за оборотом наркотических средств и психотропных ве­ществ, в Положении о ней, понимается вид государственной службы граждан РФ, замещающих должности правоохранитель­ной службы в Государственном комитете РФ (ныне Федераль­ная служба. — Прим. автора) по контролю за оборотом нарко­тических средств и психотропных веществ (Госконтроль Рос­сии) и его территориальных органах.

Общее понятие правоохранительной службы впервые дано в ФЗ о системе государственной службы, согласно которому правоохранительная служба — вид федеральной государствен­ной службы, представляющий собой профессиональную слу­жебную деятельность граждан Российской Федерации на дол­жностях правоохранительной службы в федеральных государ­ственных органах, в службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и право­порядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются спе­циальные звания и классные чины.

Концептуально данное понятие воспринято и ФЗ о право­охранительной службе. Но с обоснованными редакционными уточнениями, не лишенными смыслового значения. По ФЗ о правоохранительной службе специальное звание и классный чин присваиваются не гражданину, а государственному служаще­му правоохранительной службы, т. е. гражданину, но уже за­мещающему должность, следовательно, имеющему самостоя­тельный специальный, в частности, административно-правовой, статус. Вне этого статуса гражданину не могут быть присвоены соответствующее персональное звание и классный чин. Иное дело, что такой статус и присвоение специального звания и классного чина могут быть оформлены одним и тем же актом.

Упомянутым Законом введено также обобщенное условное понятие государственных органов, в которых предусмотрена правоохранительная служба. Им охватываются также службы, учреждения, которые по своей сути не являются государствен­ными органами.

Правоохранительная служба отличается от гражданской службы по многим их конструктивным элементам. Но первое, что важно подчеркнуть, это то, что правоохранительная явля­ется лишь федеральной службой и осуществляется на должнос­тях не только в государственных органах (как это имеет место в гражданской службе), но и в других структурах правоохрани­тельной системы. Применительно к правоохранительной служ­бе всю их совокупность условно принято называть государ­ственными органами, если нет необходимости выделить какие- либо особенности служб и учреждений.

Перечень государственных органов, в которых предусмот­рена правоохранительная служба, устанавливается Президентом РФ. Однако пока вопрос об организационной системе правоох­ранительной службы в целом остается проблемным.

В принци­пе входящие в нее государственные органы можно подразделить на две группы:

а) органы, специально созданные для осуществления задач правоохранительной деятельности (органы внутренних дел, гос- наркоконтроля, финансового мониторинга, прокуратуры);

б) органы, правоохранительная деятельность которых со­ставляет лишь одну из их функций.

Она не представляет основного назначения соответствую­щих органов, но органично связана с ним и может занимать значительный удельный вес в их деятельности (Минюста Рос­сии, МЧС России, Федеральной таможенной службы).

Принципы правоохранительной службы. Напомним, что в отношении данной службы действуют общие принципы госу­дарственной службы, предусмотренные ФЗ о системе государ­ственной службы. Однако особенности их реализации в право­охранительной службе и дополнительные принципы, выража­ющие ее особенности, в общедоступных нормативных правовых актах о ней не установлены. Ситуацию в целом не меняет тот факт, что в Положении о правоохранительной службе в орга­нах внутренних дел им специально посвящена ст. 2.

Здесь гово­рится, что служба в указанных органах «строится в соответ­ствии с принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, под­контрольности и подотчетности сотрудников органов внутрен­них дел соответствующим органам государственной власти и управления, соблюдения служебной дисциплины, справедливо­го вознаграждения за труд, продвижение по службе по резуль­татам труда, с учетом способностей и квалификации». Очевид­но, что принцип подконтрольности сотрудников в его данной редакции не созвучен с конституционным принципом разделе­ния осуществления государственной власти. Что касается дру­гих принципов, то они должны быть признаны, их соблюдение является необходимым условием нормальной работы органов внутренних дел. Хотя ясно, что их перечень может быть допол­нен принципами равного доступа граждан РФ к правоохрани­тельной службе, единства правовых и организационных основ правоохранительной службы.

Регулирование данных принципов ФЗ о правоохранитель­ной службе нельзя не признать оригинальным и, как представ­ляется, весьма конструктивным. Установлено, что данная служ­ба осуществляется в соответствии с принципами построения и функционирования системы государственной службы РФ, а также характерными для данной службы.

К последним отнесе­ны:

- обязательность соблюдения и защиты прав и свобод чело­века и гражданина;

- достижение целей правоохранительной службы законными средствами и методами;

- руководство при реализации государственно-властных полномочий исключитель­но служебными интересами;

- единство правоохранительной службы в правоохранительных органах;

- единоначалие и субор­динация (подчиненность) на правоохранительной службе;

- госу­дарственная защита служащего;

- обязательный профессиональ­ный отбор при равном доступе граждан к правоохранительной службе;

- последовательность прохождения правоохранительной службы, присвоения специальных званий и классных чинов;

- соотносительность обязанностей, запретов и ограничений на правоохранительной службе социальным гарантиям служащего.

По смыслу многие из этих принципов могут быть адапти­рованы и в других видах государственной службы. В данном случае их адаптация к правоохранительной службе является оп­равданной. И оригинальность не в этом, а в том, что закон одно­временно обрисовал условия реализации принципов правоох­ранительной службы, фактически адресуя их главным образом служащему, его правовому положению. Например, служащий в своей деятельности руководствуется законодательством РФ; никто, кроме лиц, уполномоченных федеральным законом, не может вмешиваться в его деятельность и т. п. (см. п. 3 ст. 4). Но ряд положений относится к правоохранительной службе в це­лом. Так, в государственных органах, в которых предусмотрена правоохранительная служба: не допускается создание структур­ных подразделений политических партий, а также деятельность политических партий и их структурных подразделений; не до­пускается проведение забастовок; за правоохранительной служ­бой осуществляется общественный контроль в формах, поряд­ке и на условиях, установленных законодательством РФ.

Должности правоохранительной службы

В упомянутых нормативных правовых актах о видах пра­воохранительной службы понятие «должность» применительно к ним не определяется и употребляется (как общеизвестное, не нуждающееся в пояснениях) в единичных случаях: при установ­лении, кто является сотрудником органов данного вида право­охранительной службы, их состава и персональных званий.

В этих актах нет понятия «служащие», они оперируют тер­мином «сотрудники» соответствующих органов внутренних дел, таможенных органов, органов госнаркоконтроля. Как тожде­ственное понятию «сотрудники» ФЗ о службе в таможенных органах РФ ввел понятие «должностные лица».

Сотрудниками правоохранительных органов признаются граждане, проходящие службу в этих органах, которым в уста­новленном порядке присвоены специальные звания или (в та­моженных органах) квалификационные разряды. В правоох­ранительных органах учреждаются также должности, замеща­емые работниками этих органов, выполняющими функции технического обеспечения деятельности. Трудовые отношения работников регулируются законодательством РФ о труде.

В случаях, установленных нормативными правовыми ак­тами, в правоохранительных органах учреждаются также дол­жности гражданских служащих.

Должности, занимаемые сотрудниками правоохранитель­ных органов, подразделяются на группы: рядовой состав; млад­ший состав; средний начальствующий состав; старший началь­ствующий состав; высший начальствующий состав. В класси­фикации сотрудников органов наркоконтроля не выделяется рядовой состав.

Служащим правоохранительной службы присваиваются персональные звания с учетом их деления на составы.

Сотрудникам органов внутренних дел присваиваются зва­ния:

а) рядового состава:

- рядовой милиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции;

б) младшего начальствующего состава:

- младший сержант милиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции; сержант милиции, сер­жант внутренней службы, сержант юстиции;

- старший сержант милиции, старший сержант внутренних дел, старший сержант юстиции;

- старшина милиции, старшина внутренней службы, старшина юстиции;

- прапорщик милиции, прапорщик внутрен­ней службы, прапорщик юстиции;

- старший прапорщик мили­ции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапор­щик юстиции;

в) среднего начальствующего состава:

- младший лейтенант милиции, младший лейтенант внутрен­ней службы, младший лейтенант юстиции;

- лейтенант милиции, лейтенант внутренней службы, лей­тенант юстиции;

- старший лейтенант милиции, старший лейтенант внутрен­ней службы, старший лейтенант юстиции;

- капитан милиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции;

г) старшего начальствующего состава:

- майор милиции, майор внутренней службы, майор юсти­ции;

- подполковник милиции, подполковник внутренней служ­бы, подполковник юстиции;

- полковник милиции, полковник внутренней службы, пол­ковник юстиции;

д) высшего начальствующего состава:

- генерал-майор милиции, генерал-майор внутренней служ­бы, генерал-майор юстиции;

- генерал-лейтенант милиции, генерал-лейтенант внутренней службы, генерал-лейтенант юстиции;

- генерал-полковник милиции, генерал-полковник внутрен­ней службы, генерал-полковник юстиции.

Сотрудникам таможенных органов присваиваются персо­нальные звания:

а) прапорщик таможенной службы;

б) старший прапорщик таможенной службы;

в) младший лейтенант таможенной служ­бы;

г) лейтенант таможенной службы;

д) старший лейтенант таможенной службы;

е) капитан таможенной службы;

ж) май­ор таможенной службы;

з) подполковник таможенной службы;

и) полковник таможенной службы;

к) генерал-майор таможен­ной службы;

л) генерал-лейтенант таможенной службы;

м) ге­нерал-полковник таможенной службы;

н) действительный го­сударственный советник таможенной службы Российской Фе­дерации.

Сотрудникам органов наркоконтроля присваиваются спе­циальные звания:

а) младшего начальствующего состава:

- прапорщик полиции; старший прапорщик полиции;

б) среднего начальствующего состава:

- младший лейтенант полиции;

- лейтенант полиции;

- старший лейтенант полиции;

- капитан полиции;

в) старшего начальствующего состава:

- майор полиции;

- подполковник полиции;

- полковник поли­ции;

г) высшего начальствующего состава:

- генерал-майор полиции;

- генерал-лейтенант полиции;

- гене­рал-полковник полиции;

- генерал полиции.

Компетенция Президента РФ, а также основы разграниче­ния компетенции в правоохранительных органах в области ут­верждения перечней должностей, персональных званий и по­рядка их присвоения определены в Положении о службе в орга­нах внутренних дел, органах наркоконтроля и ФЗ о службе в таможенных органах. Сотрудники правоохранительных орга­нов имеют форменную одежду. Им выдаются служебные удос­товерения, а также могут выдаваться служебные знаки.

Сотрудники этих органов приносят присягу, текст кото­рой установлен нормативными правовыми актами о видах пра­воохранительной службы. Введение присяги и ритуал ее при­нятия подчеркивают социально-политическую и юридическую значимость соответствующей службы и повышенную ответ­ственность за осуществление возложенных на служащего функ­ций.

Прохождение правоохранительной службы предполагает ат­тестацию сотрудников, замещающих должности, указанные в нормативных правовых актах; возможность их перевода, при­командирования к государственным органам и организациям; привлечения к выполнению специальных заданий. К ним мо­гут быть применены меры поощрения и дисциплинарной от­ветственности по основаниям и в порядке, предусмотренным актам об их службе и дисциплине.

Статус сотрудников правоохранительных органов включает также систему правовых норм, регламентирующих социально- бытовые условия прохождения ими службы. Имеются в виду вопросы труда и отдыха, денежного и вещевого обеспечения, а также пенсионного, жилищного, медицинского и санаторно-ку­рортного обеспечения, гарантий и компенсаций им и их семьям.

По ФЗ о правоохранительной службе должность правоох­ранительной службы учреждается для обеспечения исполнения полномочий государственных органов, в которых предусмот­рена правоохранительная служба, либо лица, замещающего го­сударственную должность Российской Федерации в указанных органах.

Перечни типовых должностей правоохранительной служ­бы и соответствующих им специальных званий и классных чи­нов утверждаются Президентом РФ. На их основе уполномо­ченными руководителями государственных органов утвержда­ются перечни должностей правоохранительной службы.

В зависимости от функционального назначения должнос­ти правоохранительной службы подразделяются на категории «руководители», «помощники (советники)» и «специалисты». В отличие от гражданской службы, здесь не выделяются долж­ности категории «обеспечивающие специалисты».

К категории «руководители» относятся должности право­охранительной службы руководителя (кроме государственных должностей Российской Федерации), заместителей руководи­теля государственного органа, его структурных подразделений; территориальных органов и их структурных подразделений; иных органов и организаций, подчиненных государственному органу, в котором предусмотрена правоохранительная служба.

К категории «помощники (советники)» относятся должно­сти, учреждаемые для обеспечения деятельности лиц, замеща­ющих государственные должности Российской Федерации.

К категории «специалисты» — должности, учреждаемые для профессиональной реализации функций правоохранитель­ной службы а) на постоянной основе; б) на непостоянной ос­нове и обеспечения выполнения указанных функций.

Должности правоохранительной службы подразделяются на должности, по которым присваиваются:

Специальные звания. Они делятся на пять групп: V — млад­ший состав; IV — младший начальствующий состав; III — сред­ний начальствующий состав; II — старший начальствующий со­став; I — высший начальствующий состав правоохранительной службы.

Классные чины. Должности, по которым присваиваются классные чины, подразделяются на группы, соответствующие группам должностей, по которым присваиваются специальные звания: V группа — младшие, IV — старшие, III — ведущие, II — главные, I — высшие должности правоохранительной службы.

Должности категории «руководители» и «помощники (со­ветники)» относятся соответственно к I, II и III группам долж­ностей, категории «специалисты» — ко всем, кроме I, группам должностей.

Законом предусмотрены квалификационные требования, дифференцированные по категориям и группам должностей правоохранительной службы. Они относятся к уровню профес­сионального образования, стажу правоохранительной службы, опыту работы по специальности, профессиональным знаниям, умениям, состоянию здоровья и физической подготовки служа­щего, необходимым при исполнении служебных обязанностей.

Квалификационные требования к стажу правоохранитель­ной службы или стажу и опыту работы по специальности, а также к профессиональным знаниям и умениям служащего пра­воохранительной службы устанавливаются по должностям I группы — Президентом РФ, II-V групп руководителем госу­дарственного органа, а к состоянию здоровья служащего при­менительно к группам и категориям должностей — Правитель­ством РФ. Им же устанавливается порядок медицинского осви­детельствования и профессионального психологического отбора служащих.

Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов

В данном случае имеются в виду основы содержания пра­вового статуса, которое составляют их служебные обязанности и права общего характера, не связанные со спецификой долж­ностных обязанностей. В нормативных актах отсутствует трак­товка данного вопроса, относящаяся к правоохранительной службе в целом.

Сотрудники органов внутренних дел выполняют обязан­ности и пользуются правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующим законо­дательством, присягой, Положением о службе в органах внут­ренних дел РФ и контрактом.

При исполнении служебных обязанностей они находятся под защитой государства. Никто, кроме органов должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмеши­ваться в его деятельность. При получении приказа или указа­ния, явно противоречащего закону, сотрудник органов внутрен­них дел обязан принять меры к исполнению закона. В своей служебной деятельности он руководствовался требованиями за­кона и не может быть ограничен решениями политических партий, общественных объединений и массовых общественных движений, преследующих политические цели.

За противоправные действия или бездействие, ненадлежа­щее исполнение служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел несет ответственность в соответствии с действу­ющим законодательством.

В отличие от этого для сотрудников таможенных органов и органов наркоконтроля установлены в основном одинаковые пе­речни их общих прав и обязанностей, обусловленных их при­надлежностью к соответствующим видам службы. Они во мно­гом аналогичны тем, которыми обладают гражданские служа­щие. Например, сотрудник имеет право на ознакомление с доку­ментами, определяющими его права и обязанности, получение информации и материалов, необходимых для исполнения долж­ностных обязанностей и т. п.; обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и федеральные за­коны и т. п.

В перечень сотрудников таможенных органов включено также их право применения физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного ору­жия в порядке и случаях, предусмотренных Таможенным ко­дексом РФ (гл. 61).

Однако известно, что правовыми актами РФ такое право предоставлено также определенным сотрудникам других пра­воохранительных органов.

Сотрудники правоохранительных органов признаются так­же находящимися при исполнении должностных обязанностей в случаях участия в служебных мероприятиях (сборах, учениях и др.); действия по защите жизни, здоровья, чести и достоин­ства личности, а также обеспечения собственной безопасности в связи с исполнением должностных обязанностей; нахожде­ния в положении заложника в связи с исполнением должност­ных обязанностей; следования к месту службы и обратно, на­хождения в служебной командировке; нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно.

Согласно ФЗ о правоохранительной службе служащим пра­воохранительной службы признается федеральный государствен­ный служащий, осуществляющий профессиональную служеб­ную деятельность на должности правоохранительной службы в соответствии с правовыми актами и контрактом, получающий денежное довольствие за счет средств федерального бюджета, либо находящийся в кадровом резерве (распоряжении) государ­ственного органа, в котором предусмотрена правоохранительная служба, или прикомандированный в соответствии с законом и имеющий специальное звание или классный чин.

К служащим правоохранительной службы относятся так­же имеющие специальное звание и чин курсант, слушатель, ру­ководитель, преподавательобразовательного учреждения про­фессионального образования государственного органа, в ко­тором предусмотрена правоохранительная служба. В случаях, предусмотренных федеральным законом, служащим призна­ется гражданин, проходящий испытание при поступлении на службу.

Правовое положение (статус) служащего определяется ФЗ о правоохранительной службе, федеральными законами о ви­дах государственной службы и другими законами РФ о право­охранительной службе.

Служащему выдается служебное удостоверение и специ­альный жетон с личным номером, образцы которых устанавли­ваются Президентом РФ. Служебное удостоверение является документом, подтверждающим личность служащего, его долж­ность, специальное звание и классный чин.

Для служащего, применительно к государственным органам, в которых предусмотрена правоохранительная служба, устанав­ливаются форма одежды со знаками различия и символикой, об­разцы которых утверждаются Президентом РФ. Они исполня­ются в едином стиле, отражающем принадлежность федераль­ного государственного служащего к правоохранительной службе.

В соответствии с принципами правоохранительной служ­бы ее служащий в своей деятельности руководствуется зако­нодательством РФ. Никто, кроме лиц, уполномоченных феде­ральным законом, не вправе вмешиваться в его деятельность. При получении приказа или указания, явно противоречаще­го закону, служащий обязан принять меры к исполнению за­кона.

При исполнении служебных обязанностей служащий под­чиняетсятолько непосредственному и прямым руководителям. Прямыми руководителями являются руководители, которым служащий подчинен по службе, хотя бы и временно. Ближай­ший к подчиненному прямой руководитель является его не­посредственным руководителем.

Служащие, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими. Старшинство определяется за­мещаемой должностью, а при равной должности — специаль­ным званием (классным чином).

Ограничение прав и свобод человека и гражданина в отно­шении служащего правоохранительной службы допускается в соответствии с федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и за­конных интересов других лиц, обеспечения безопасности госу­дарства.

Служащий не вправе отказаться от выполнения своих обя­занностей по причине угрозы его жизни или здоровью.

ФЗ о правоохранительной службе установлен общий для ее служащих перечень их основных прав и обязанностей. Иные обязанности и права могут быть предусмотрены федеральны­ми законамии другими нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации, регулирующими деятельность государ­ственных органов, в которых предусмотрена правоохранитель­ная служба.

В числе общих закон выделяет обязанности служащих со­блюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные за­коны и федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ и обеспечивать их исполнение в пределах своих служебных обязанностей, предусмотренных служебным регламентом; обес­печивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интере­сов человека и гражданина, прав и законных интересов органи­заций; знать и уметь применять законодательство РФ в объеме, необходимом для исполнения своих служебных обязанностей.

На них возлагается обязанность поддерживать состояние здоровья и уровень физической подготовки, а также квалифи­кации соответствующим квалификационным требованиям по замещаемой должности. Они должны добросовестно исполнять служебные обязанности, приказы, распоряжения и указания прямых руководителей и непосредственно руководителя, не противоречащие закону и отданные в пределах их полномочий; не допускать злоупотребления предоставленными служебными полномочиями, выполнять требования к служебному поведе­нию, соблюдать ограничения, не нарушать запреты, установ­ленные законами, и др.

В контексте правоохранительной службы важнейшей яв­ляется обязанность служащих, независимо от замещаемой дол­жности, места нахождения и времени приниматьвозможные и законные мерыдля предупреждения и пресечения правона­рушений, оказания помощи, в том числе первой доврачебной, лицам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни или здоровья.

Служебные обязанности служащего по замещаемой долж­ности подлежат специальному регулированию: они определя­ются служебным регламентом.

Наряду с обязанностями установлены требования к пове­дению служащего как при осуществлении служебной деятель­ности, так и во внеслужебное время. Он должен исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод чело­века и гражданина определяют содержание его профессиональ­ной служебной деятельности; сохранять личное достоинство, не совершать действий, наносящих ущерб его репутации или авто­ритету государственного органа, в котором предусмотрена пра­воохранительная служба; соблюдать политическую нейтраль­ность и не оказывать предпочтения каким-либо организациям и гражданам, не допускать публичного высказывания своего от­ношения к государственным органам, должностным лицам, по­литическим партиям, общественным, религиозным объедине­ниям, иным организациям, отдельным социальным группам и гражданам.

Служащий должен проявлять уважение к обычаям и тра­дициям народов, культурным и иным особенностям различных социальных групп, не допускать действий, нарушающих меж­национальное и межконфессиональное согласие, и т. д.

Перечень основных прав служащего дан также в ФЗ о пра­воохранительной службе. Иные права могут быть предоставле­ны ему правовыми актами Российской Федерации, регулирую­щими деятельность государственных органов, в которых пре­дусмотрена правоохранительная служба.

Основные его права подразделяются на права, необходи­мые для успешного и безопасного исполнения служ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: