Эластичность спроса – показывает, насколько изменится объем спроса на товар в ответ на изменение таких факторов как цена, доход потребителей, цена на другой товар.
Эластичность спроса по цене – показывает, насколько изменится объём спроса при изменении цены на товар.
Товар может быть эластичного спроса, неэластичного или спроса единичной эластичности. Для определения типа эластичности используем два показателя:
1. Коэффициент эластичности.
2. Общая выручка продавца.
1. Коэффициент эластичности спроса по цене (ED) – показывает относительное изменение объёма спроса при относительном изменении цены.
Для расчёта используем формулу:
ED = | Q2 – Q1 | х | P1 + P2 | (2.8) |
P2 – P1 | Q1 + Q2 |
где Р1 – первоначальная цена на товар,
Р2 – новая цена,
Q1 – первоначальный объём спроса
Q2 – новый объём спроса.
Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится объём спроса при изменении цены на 1%.
Существует три типа эластичности спроса:
1. Если коэффициент эластичности |ED| < 1%, товары неэластичного спроса: объём спроса изменяется в меньшей степени чем цена.
|
|
2. Если |ED| > 1%, то товары эластичного спроса: объём спроса изменяется в большей степени чем цена.
3. Если |ED| = 1%, то товары спроса единичной эластичности: объём спроса изменяется так же на 1% как и цена.
Товары с эластичным спросом по цене:
· предметы роскоши (драгоценности, деликатесы);
· товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника);
· легкозаменяемые товары (мясо, фрукты).
Товары с неэластичным спросом по цене:
· предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество);
· товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки);
· труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин).
Факторы эластичности спроса по цене.
1. Наличие на рынке товаров-субститутов и комплементов. Чем больше у товара близких заменителей, тем выше его эластичность спроса и наоборот. Если какой либо товар является менее значительным комплементом важного товара, то спрос на него обычно не эластичен.
2. Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. На коротких промежутках времени спрос менее эластичен, чем на длинных интервалах.
2. Общую выручку продавца TR рассчитываем по формуле:
TR = P x Q, (2.9)
где P – цена на товар,
Q – количество товара по этой цене.
Примеры решения задач
Задача 1. При повышении цены на молоко с 30 до 35 руб. за 1 литр в магазине объём спроса на него сократился с 100 до 98 л. Определите тип эластичности спроса на молоко, изменение общей выручки продавца.