Эластичность спроса и предложения

Концепция эластичности. Согласно закону спроса, покупатели при снижении цен будут приобретать большее количество товаров, а при повышении – меньшее. То же самое происходит при росте и снижении доходов покупателей: растут доходы – покупок больше, снижаются доходы – покупок меньше. Наблюдается и изменение числа покупок определенного товара в зависимости от изменения цен на другие товары. Предложение на рынке также меняется по мере изменения цен и других условий рынка. Используя концепцию эластичности, можно оценить степень изменения количества покупок (продаж) в зависимости: 1) от изменения цены данного товара (эластичность по цене); 2) от доходов потребителей (эластичность по доходу); 3) от цен других товаров (перекрестная эластичность).

Все эти виды эластичности измеряются соответствующими коэффициентами эластичности.

Эластичность спроса по цене или ценовая эластичность спроса измеряется коэффициентом ценовой эластичности (ЭСЦ), который определяется по формуле

.

Коэффициент ценовой эластичности показывает процентное изменении величины спроса на товар при однопроцентном изменении его цены. Например, если количество покупок увеличилось на 20%, а цены изменились на 10%, то коэффициент эластичности спроса по цене будет равен 2. Это значит, что при изменении цены на 1%, количество покупок сократится или увеличится на 2%.

О знаке коэффициента эластичности. Так как изменение величины спроса находится в обратной зависимости от изменения цены, то коэффициент ценовой эластичности спроса всегда будет величиной отрицательной; но в экономической теории сложилось правило "учитывать лишь абсолютное значение коэффициента, игнорируя его отрицательный знак". Такое правило позволяет избегать многих недоразумений. Странно было бы утверждать, что коэффициент эластичности, равный (- 4), больше, чем коэффициент, равный (- 2). В таком случае путаницы можно избежать, сказав просто, что коэффициент, равный 4, свидетельствует о большей эластичности, чем коэффициент, равный 2. Предварительно заметим, что подобного недоразумения не возникает с коэффициентом ценовой эластичности предложения, поскольку зависимость между изменением цены и изменением величины предложения является прямой.

Виды ценовой эластичности спроса выражаются в нескольких вариантах:

1) если снижение цены вызывает такой рост числа покупок, в результате которого общая выручка возрастает, то спрос называют эластичным, а коэффициент эластичности КЭС > 1;

2) если снижение цены в точности совпадает с ростом количества покупок, так что общая выручка не изменяется, то эластичность спроса называют единичной, а коэффициент эластичности КЭС = 1;

3) если снижение цены вызывает настолько незначительный рост числа покупок, так что общая выручка сокращается, то спрос называют неэластичным, а коэффициент эластичности КЭС < 1;

4) если снижение цены не вызывает изменений в количестве покупок (или это изменение очень незначительно), то спрос называют абсолютно неэластичным, а коэффициент эластичности КЭС = 0;

5) если даже незначительное изменение цены вызывает очень большое изменение количества покупок, то спрос называют абсолютно эластичным, а коэффициент эластичности КЭС = бесконечности.

Все эти виды эластичности графически показаны на рис. 7.8.

Рис. 7.8. Виды ценовой эластичности спроса

Каких-либо строгих правил, влияющих на ценовую эластичность спроса, не существует. Однако есть факторы эластичности спроса, которые признаются теоретически значимыми и практически полезными. К числу таких факторов относят:

· заменяемость товаров. Чем больше заменителей данного товара предлагается покупателю, тем эластичнее будет спрос на него;

· удельный вес расходов на данный товар в доходе потребителя. Чем большее место занимает товар в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него. Например, 100%-ное повышение цен на шариковые ручки, расходы, на приобретение которых в бюджете семьи очень незначительны, практически не изменит объема их покупок; но такое же повышение цен на молоко, может значительно сократить объем его покупок, так как расходы на его приобретение в бюджете семьи довольно значительны;

· предметы роскоши и предметы повседневного потребления. Спрос на предметы роскоши обычно эластичен, так как при росте цен на них, их потребление можно легко сократить и даже прекратить (если кто-то любит мясо перепелок, а цена на него резко возросла, то от этого деликатеса можно безболезненно отказаться). Спрос на предметы повседневного спроса обычно неэластичен, так как отказаться от их потребления трудно или вообще невозможно (при любом росте цен на соль, объем ее потребления практически не меняется, так как заменить ее нечем, а доходах семьи расходы не ее приобретение незначительны).

Эластичность спроса по доходу. Концепция эластичности применяется и для оценки реакции спроса на изменение дохода потребителей. С этой целью используют коэффициент эластичности спроса по доходу (ЭСД), который определяется по формуле

.

Возможные варианты эластичности спроса по доходу показаны на рис. 7.9., где КП – количество покупок, Д – доходы потребителей

Рис. 7.9. Виды эластичности спроса по доходу

Товары низшего качества (сухие и замороженные овощи, концентраты, кофейный напиток, подержанные товары) имеют низкий коэффициент эластичности спроса по доходу. По мере роста доходов потребители сокращают покупки этих товаров, что видно на рис. 7.9,а.

Нормальные товары (свежие овощные, мясные и молочные продукты, одежда, обувь, товары длительного пользования). Потребление этих продуктов растет до такого уровня доходов, при котором наступает момент насыщения (человек не может съесть больше, чем ему требуется; не может сразу смотреть несколько телевизоров, работать на нескольких компьютерах и т.п.), что отчетливо видно на рис. 7.9,б.

Предметы роскоши (драгоценности, антиквариат, одежда из ценных мехов, вина многолетней выдержки и др.) люди начинают покупать при достаточно высоком уровне доходов и по мере роста доходов покупают их все больше и больше (линия потребления на рис. 7.9,в начинается не от начала координат и с ростом доходов уходит вверх до бесконечности).

Перекрестная эластичность встречается тогда, когда изменение величины спроса на товар "А" зависит от изменения цены товара "Б". Коэффициент перекрестной эластичности спроса (ЭСП) определяется по формуле

.

Эластичность предложения показывает степень изменения количества поставляемых на рынок товаров в зависимости от изменения цен. Количественно и качественно эластичность предложения по цене определяется аналогично ценовой эластичности спроса.

Количественно эластичность предложения выражается в виде коэффициента ценовой эластичности предложения (ЭПЦ) и определяется по формуле

.

Знак коэффициента ценовой эластичности предложения будет всегда положительным, так как цена и количество предлагаемой к продаже продукции изменяются в одном и том же направлении. Качественно виды ценовой эластичности предложения показанных на рис.7.10.

Рис. 7.10. Виды ценовой эластичности предложения

Ценовая эластичность предложения оказывается менее полезной для практики, так как не показывает, что происходит с общей выручкой. Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является период времени, в течение которого производители могут отреагировать на изменение цены данного товара. Чтобы перераспределить ресурсы, например, для увеличения выпуска и предложения товара с высоким уровнем цены, требуется определенное время, в течение которого предложение будет недостаточным, а цена оставаться высокой. В связи с этим в экономике различают рыночные периоды, отличающиеся по продолжительности времени: кратчайший или мгновенный, краткосрочный и долговременный или длительный, которым соответствуют аналогичные состояния рыночного равновесия.

Мгновенное равновесие устанавливается в столь малый отрезок времени (рыночный день, неделя), в течение которого изменить количество предлагаемого товара на рынке невозможно, как правило, речь идет о скоропортящихся продуктах. Поэтому, если растет спрос, то новое равновесие достигается лишь за счет роста цен.

Краткосрочное равновесие соответствует периоду времени (до года), в течение которого объем производства и предложения может расти за счет использования ранее простаивавших, незадействованных мощностей существующих предприятий. При этом новое равновесие на рынке может достигаться в большей мере за счет роста цен и в меньшей мере за счет дополнительного выпуска продукции.

Длительное равновесие соответствует столь большому периоду времени (больше года), в течение которого могут возникнуть новые предприятия, а объем предложения товара возрастет не только за счет полного использования ресурсов ранее существовавших предприятий, но за счет продукции вновь построенных. В течение этого периода формируется цена устойчивого равновесия.

Временные виды рыночного равновесия показаны на рис. 7.11.

а) б) в)

Рис. 7.11. Временные виды рыночного равновесия

На рис. 7.11 ясно видно, что относительно начального уровня равновесия в точке Р0 новое равновесие в точке Р1 (мгновенного равновесия) достигается только за счет роста цен; новое равновесие в точке Р2 (краткосрочного равновесия) достигается в большей мере за счет роста цены и в меньшей мере за счет роста количества предложения; наконец, новое равновесие в точке Р3 (длительного равновесия) достигается в большей мере за счет роста количества предложения и в меньшей мере за счет роста цены.

На основе учета эластичности спроса и предложения решаются многие экономические задачи. Практическое значение концепции эластичности обнаруживается особенно наглядно в двух случаях:

1) когда возникает проблема выбора для производства товара эластичного или неэластичного спроса;

2) когда происходит нарушение рыночного ценообразования и равновесия.

Как уже известно, ценовая эластичность спроса оказывает значительное влияние на выручку, которая определяется умножением цены на количество единиц проданного товара. Влияние ценовой эластичности спроса на объем выручки показано на рис. 7.12, где представлены линии спроса на товары «А» и «В», имеющие разную эластичность спроса по цене. Если эти линии спроса пересекаются в точке Р, то при цене Ц1 выручка от продажи двух товаров будет одинаковой и равняться площади четырехугольника ОЦ1РК1. При росте цены до Ц2 выручка продавца товара «А» возрастет (площадь четырехугольника ОЦ2АК2), а выручка продавца товара «Б» уменьшится (площадь четырехугольника ОЦ2БК3).

К1

Рис. 7.12. Зависимость выручки от ценовой эластичности спроса

Данная иллюстрация показывает, что в случае неэластичного спроса (товар "А") с ростом цены на товар выручка продавца возрастает; в случае эластичного спроса (товар "Б") с ростом цены на товар выручка продавца сокращается.

Нарушения рыночного равновесия возникают тогда, когда в процесс конкурентного ценообразования вмешиваются монополии и государство. Государство использует при этом силу законодательных ограничений и льгот, а монополии – силу своего господствующего положения на рынке.

Государство может вводить налоги, предоставлять дотации и субсидии, снижать или повышать ввозные и вывозные пошлины, а монополии – искусственно сокращать объемы производства и предложения, повышая, таким образом, цены. Действия и государства, и монополий нарушают сложившееся равновесие на рынке и формируют новые равновесные условия, которым соответствует определенный уровень цен продавца и покупателя, а следовательно, новый равновесный уровень покупок и продаж на рынке.

Влияние вмешательства государства в процесс рыночного ценообразования продавцы (производители) и покупатели (потребители) ощущают особенно остро при введении косвенных налогов на товары. Однако степень этого влияния на продавцов и покупателей зависит от эластичности спроса и предложения товара. Характер этого влияния показан на рис. 7.13.

Рис. 7.13. Распределение налога между производителями и потребителями на рынках с разной ценовой эластичностью спроса и предложения

До введения налога на рынках (рис. 7.13,а,б) цена товара находилась на уровне Ц1, количество товаров – К1, а равновесие – в точке Р1. После введения налога цена поднялась до уровня Ц2, количество спрашиваемых и продаваемых товаров сократилось до уровня К2, а равновесное состояние переместилось в точку Р2. Если всю сумму налога и его составных частей выразить через площади соответствующих геометрических фигур на рис. 7.13, то на обоих рынках сумма всего налога – Ц0Ц2Р2Р1Б, из которой сумма налога производителя – Ц0Ц1АБ, сумма налога потребителя – Ц1Ц2Р2А, сумма избыточного налогового бремени – БАР2Р1. Избыточное налоговое бремя принимает форму излишка потребителя и производителя (см. раздел 7.3), которые были бы реализованы от продажи добавочного количества продукта, которое было бы продано, если бы не был введен налог.

На рис. 7.13 отчетливо видно, что на рынке (а) большую часть налога заплатят потребители, а на рынке (б), наоборот, большую часть налога заплатят производители. Из этого следует три вывода:

1) если ценовая эластичность предложения товара больше эластичности спроса на него, то большую часть налога выплачивают потребители;

2) если ценовая эластичность спроса товара больше эластичности его предложения, то большую часть налога выплачивают производители;

3) если ценовая эластичность спроса товара больше эластичности его предложения, то избыточное налоговое бремя возрастает.

7.3. Основы теории потребительского поведения.
Концепция полезности

Законы спроса и предложения показывают, как изменение цен влияет на величину спроса и предложения данного товара, если все другие условия рынка постоянны. Однако на основе этих законов невозможно объяснить, почему при неизменных ценах один потребитель для удовлетворения своих потребностей покупает больше товара "А" и меньше товара "Б", а другой – поступает прямо противоположным образом. Анализ соотношения потребностей и спроса осуществила австрийская школа предельной полезности или теория маржинализма. Главной целью маржинализма было исследование принципов рационального поведения человека в рыночной экономике или принципов оптимального потребительского поведения.

Целью потребителей в рыночной экономике является максимально возможное удовлетворение своих потребностей в пределах имеющихся доходов.

Исследуя закономерности рационального поведения потребителей, маржиналисты опирались на принципы оптимальности и редкости. Оптимальность как критерий рациональности поведения потребителей на рынке трактуется ими в виде субъективной оценки человеком выгодности своих действий.

Только каждый человек в отдельности может оценить степень рациональности своего поведения на рынке, поэтому маржинализм называют субъективным течением в экономической науке. Принцип редкости позволил маржиналистам выработать понятия общей и предельной полезности продукта для человека, которые и лежат в основе установления цены спроса.

Полезность – это способность товара удовлетворять какую-либо потребность человека; или польза (выгода), которую может получить человек от использования данного товара (услуги). Полезность не является объективным свойством товара, а выражает субъективное отношение людей к определенному товару. Поэтому полезность одного и того же товара для разных людей оказывается различной. Общая полезность – это та польза, которую можно получить от всех единиц купленного товара. По мере увеличения количества купленных товаров их общая полезность для потребителя растет. Предельная полезность – это дополнительная полезность, которую получает потребитель от каждой дополнительно купленной единицы товара. По мере увеличения количества купленных товаров данного вида предельная полезность уменьшается. Действует закон насыщения потребностей или первый закон Г. Госсена, который гласит, что по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность убывает. Цена товара для потребителя определяется не общей, а предельной полезностью, с учетом его доходов и запаса данного товара.

Если общую полезность обозначить как ПО, а предельную полезность как ПП, то предельную полезность можно определить по формулам:

или ,

где n и n –1 означают последнюю и предпоследнюю единицы товаров.

Чтобы купить набор товаров, имеющих наибольшую полезность, потребитель должен идти на компромиссы, то есть в пределах своих доходов и запасов выбирать между альтернативными товарами такой их набор, который наилучшим способом удовлетворит его запросы и потребности. Когда потребитель уже не может увеличить общую полезность, расходуя больше средств на один товар и меньше на другой в рамках своего бюджета, то он достигает точки потребительского равновесия.

Потребительское равновесие достигается тогда, когда предельная полезность, получаемая в расчете на каждый рубль стоимости одного товара, становится равной предельной полезности, получаемой в расчете на каждый рубль стоимости другого товара и т.д. Отношение предельной полезности каждого товара к его цене называют средней предельной полезностью, которая лежит в основе второго закона Г. Госсена. Любой потребитель, стремясь достигнуть максимальной выгоды, должен распределить свои средства между различными покупками таким образом, чтобы средние предельные полезности разных товаров стали одинаковыми; должно существовать равенство предельных полезностей на рубль каждого купленного товара (второй закон Г. Госсена).

В форме алгебраической записи второй закон Г. Госсена имеет вид правила:

.

Данное правило называют правилом максимизации полезности.

Так как полезность есть абстракция, означающая субъективную оценку пользы от каждого данного товара, то она не имеет объективной меры. Каждый человек выстраивает свою шкалу оценки полезности, например, в баллах (большая полезность – больше баллов, и наоборот). Среди маржиналистов сложилось два подхода к измерению полезности: 1) количественный или кардиналистский, в основе которого лежит принцип больше-меньше; 2) порядковый или ординалистский, в основе которого лежит принцип лучше-хуже. Если в качестве меры полезности взять цену товара, то линии предельной полезности и спроса окажутся тождественными, что позволяет оценить излишек потребителя и производителя, а также выгоду, которую получают покупатели и продавцы в результате обмена, показанные на рис. 7.14.

Рис. 7.14. Излишек потребителя, производителя и общая выгода продавцов и потребителей в результате обмена

Излишек потребителя представляет собой разницу между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара и реальной рыночной ценой. На рис. 7.14. потенциальный излишек потребителя равен площади треугольника, заключенного между линиями спроса, равновесной цены и частью оси "Y" до пересечения ее с точкой максимальной ценой покупателя. Если потребители готовы купить 100 штук товара, то это значит, что они готовы заплатить максимальную цену 3 руб. при равновесной цене 2 руб., а излишек потребителя составляет 100 руб.

Излишек производителя представляет собой разность между ценой, которую производители фактически получают за единицу товара и той минимальной ценой, за которую они согласились бы продать товар. На рис. 7.14. потенциальный излишек производителя равен площади треугольника, заключенного между линиями предложения, равновесной цены и частью оси "Y" до пересечения ее с точкой минимальной ценой продавца. Если производители согласны продавать 100 штук товара по цене 1,5 руб., а фактически продают по равновесной цене 2 руб., то излишек потребителя составляет 50 руб.

Общая выгода, которую получают продавцы и покупатели в результате обмена, равна сумме излишков производителя (продавца) и потребителя (покупателя). На рис. 7.14 потенциальная общая выгода равна площади треугольника, заключенного линиями спроса, предложения и осью "Y". При продаже 100 штук товара сумма общей выгоды составит 150 руб.

Экономическими инструментами, с помощью которых можно оценить потребительские выгоды и предпочтения служат кривые безразличия и бюджетные ограничения. Кривая безразличия представляет собой совокупность потребительских наборов, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Множество кривых безразличия называют картой безразличия (рис.7.15).

Кривые безразличия характеризуют лишь желания потребителей и возможности замены одного товара другим. Максимальное количество товара "А", от которого готов отказаться потребитель, чтобы получить одну дополнительную единицу товара "Б" называют предельной нормой замещения продукта (ПНЗП) и определяют по формуле

.

Так как числитель и знаменатель в формуле ПНЗП изменяются в разных направлениях, то результат этого отношения всегда имеет знак (–) и такой же знак в самой формуле дает ПНЗП положительное значение. Следовательно, отрицательный знак в формуле вводится для того, чтобы предельная норма замещения продукта была положительным числом.

Кривые безразличия показывают лишь возможность замены одного товара другим, но они не определяют, какой именно набор товаров будет самым выгодным для потребителя. Такую информацию дает бюджетное ограничение или бюджетная линия, линия цен, линия возможностей потребителя. Эта линия показывает какое количество товаров можно купить на данный доход при данных ценах. В точке касания бюджетной линии и кривой безразличия фиксируется тот набор товаров, который является наиболее выгодным для потребителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: