double arrow

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Заключение – краткое изложение содержания итогов научного исследования.

В первом абзаце заключения необходимо кратко напомнить читателю актуальность темы, которая разрабатывалась студентом (однако не стоит дословно повторять то, что говорилось об актуальности во Введении), смысл и содержание выполненного исследования, определить его место среди других направлений исследований в данной проблемной области.

Далее требуется указать объект, предмет, гипотезу исследования, причем здесь как раз нужно дословно повторить формулировки из Введения.

Затем следует описать итоги проведенного исследования – как теоретической, так и эмпирической его частей, дать общую оценку полученных результатов, остановиться на научной новизне (обозначить, что автору удалось внести нового в научное знание), перечислить общие выводы по работе (и теоретические, и эмпирические). Еще раз напомним, что выводы должны быть четко структурированы, изложены в логике задач, решавшихся в исследовании. Для придания им большей структуры, можно пронумеровать их или же использовать перечисление: «во-первых, во-вторых и т.д.».

По возможности, необходимо указать на практический выход полученных в исследовании материалов и данных. Важно продемонстрировать экологическую валидность проведенного исследования, то есть раскрыть, в какой области и как именно его результаты могут быть применены, для каких групп населения, на кого можно распространить полученные автором данные.

После выводов чаще всего следуют психологические рекомендации (в случае прикладного характера исследования они являются неотъемлемой частью Заключения). Рекомендации должны логически вытекать из результатов и выводов исследования, быть конкретными, то есть иметь вполне определенное содержание, адресата и указание на способ их осуществления. Например, если речь идет о психологическом просвещении отдельных категорий населения с использованием материалов курсовой (выпускной квалификационной) работы, то необходимо описать, с какими именно категориями слушателей рекомендуется проводить эту работу и в какой форме ее целесообразно реализовывать (беседы, лекции, стендовые сообщения и т.п.). Кроме того, всегда необходимо помнить, что действенность предлагаемых рекомендаций непосредственно связана с понятностью их содержания для адресатов и с возникающей у них уверенностью, что эти рекомендации выполнимы, причем не только с помощью психолога, но и самостоятельно (во всяком случае, часть из них). Поэтому студенту рекомендуется особенно тщательно продумывать формулировки в этом фрагменте Заключения. Иначе он рискует «скатиться» к благим пожеланиям («не принимать близко к сердцу…»), «рецептам» («советуем сделать только так и не как иначе») или к императивным наставлениям («необходимо», «обязательно», «должны»), которые весьма далеки от научно-обоснованных психологических рекомендаций и свидетельствуют о недостаточном уровне профессионализма их автора.

  Пример № 16
Тема выпускной квалификационной работы «Опыт развития групповой идентичности методами активного социально-психологического обучения». «В связи с результатами проведенного нами исследования мы можем предложить следующие рекомендации, направленные на оптимизацию в студенческих группах процесса формирования групповой идентичности. 1. Рекомендации для студентов и студенческих групп. Полезно больше времени проводить со своей учебной группой, найти деятельность, которой можно заниматься вместе, получая от нее и пользу, и удовольствие. Важно хорошо знать каждого члена группы, установить с ним удобный для обеих сторон стиль общения, … (как в учебной, так и внеучебной сферах). Это будет способствовать не только …, но и …, поможет в будущей профессиональной деятельности лучше понимать механизмы формирования группы, в которой придется работать,... Одновременно позитивные изменения в групповой идентичности отдельных членов группы создадут хорошую основу для …, что позволит ее участникам ощутить общую «психологическую силу» и в то же время защищенность в группе. 2. Рекомендации для кураторов студенческих групп. Требуется следить за тем, как развивается групповая идентичность в курируемой группе, обращать внимание на динамику этого процесса и поддерживать все те положительные изменения, которые будут происходить в группе. В случае необходимости, когда группа, возможно, будет переживать какие-то критические ситуации, важно поддерживать веру группы в ее способность как единому субъекту успешно преодолеть сложившиеся обстоятельства и выйти из ситуации более сильной в психологическом отношении. Наряду с этим полезно... Эффективность воспитательной и развивающей работы куратора со студенческой группой может быть выше, если он будет сотрудничать с работниками вузовской психологической службы. 3. Рекомендации для профессорско-преподавательского состава. В работе со студенческими группами целесообразно использовать группоцентрированный подход в обучении, то есть чаще включать студентов в совместные формы учебной деятельности (как аудиторной, так и внеаудиторной). В этих условиях студенческая группа в целом либо микрогруппы в ее составе … научатся взаимодействовать, обогащая друг друга совместно добываемыми знаниями и умениями. 4. Рекомендации для факультетской администрации. В целях оптимизации развития групповой идентичности студенческих групп ввести дисциплины социально-психологического профиля с обязательными практическими занятиями, на которых студенты смогут изучить с помощью преподавателя-психолога свою учебную группу, осознать и обсудить вместе, на каком уровне развития в данный момент находится их группа и ее идентичность, принять решение … Удачным приемом может быть организация для студентов факультета выездных психологических школ, адаптационных тренингов, на которых они смогут … Это поможет сформировать группам адекватное чувство «Мы» и «Они», а следовательно, и групповую идентичность, почувствовать себя единым субъектом, способным самостоятельнопроявлять активность и нести за это ответственность».

В конце Заключения намечаются перспективы исследования (перечисляются два-три направления дальнейшей разработки проблемы или проработки новых ее аспектов, выявившихся в ходе выполненной работы) либо же обосновывается нецелесообразность продолжения исследовательской деятельности в намеченном ранее русле. Достаточно посвятить этому один абзац.

Объем заключительной части курсовой или выпускной квалификационной работы обычно составляет две-четыре страницы.

ПРИЛОЖЕНИЕ А


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: