Рынок средств производства, его основные признаки и особенности ценообразования

Любое предприятие, прежде чем произвести и продать свою продукцию, должно прибрести необходимые средства производства. Если предприятие входит в состав фирмы, то она управляет им и, как правило, осуществляет закупки средств производства, поэтому в дальнейшем, наряду с понятием "предприятие", будет использоваться и понятие "фирма".

Рынок средств производства характеризуется рядом особенностей, к числу которых можно отнести следующие:

1. На рынке средств производства всегда меньше покупателей. Если, например, фермеры продают овощи для непосредственного потребления в свежем виде, то покупателями являются миллионы домохозяйств. Если же овощи продаются для промышленной переработки, то покупателями могут быть несколько десятков консервных заводов.

2. Значительная часть средств производства (сырье, топливо, энергетические ресурсы) обычно продается крупными партиями, оптом, что позволяет экономить затраты на их приобретение. Кроме того, фирмы, осуществляя оптовую закупку средств производства, используют профессионально подготовленных специалистов для проведения экспертиз по вопросам цен, качества, экологии, санитарных требований, что является определенной гарантией для выпуска готовой продукции высокого качества.

3. Спрос на средства производства является производным или зависимым от спроса на потребительские товары, изготовленные с использованием данных средств производства. Средства производства удовлетворяют потребности потребителей не прямо, а косвенно, через производство потребительских товаров и услуг. В связи с этим спрос на средства производства может резко меняться, потому что, к примеру, 10%-ный рост потребительского спроса на определенный товар, может вызвать спрос на необходимые средства производства на сотни процентов.

4. Спрос на средства производства неэластичен, так как колебание цен на них не влечет за собой значительных изменений в спросе. Например, резкий рост цен на энергетический уголь не повлечет за собой столь же резкого снижения его закупок электростанциями для выработки электроэнергии. Происходит это потому, что производители электроэнергии связаны определенными договорами с потребителями и не могут резко снизить объемы ее выработки. Электростанции будут вести переговоры с потребителями о пересмотре тарифов в сторону повышения, что требует значительного времени.

5. Так как на рынке средств производства продается сложное и уникальное оборудование, то спрос часто формируется на основе контрактов-заказов с его поставщиками и предполагает послепродажное обслуживание покупателей фирмой-производителем.

6. Покупатели и продавцы средств производства обычно концентрируются географически или предметно, что приводит к формированию региональных рынков и специальных бирж.

Одной из центральных проблем рынка средств производства является проблема цен и ценообразования, которая оказывается более трудной в сравнении с рынком товаров потребительского назначения. Объясняется это, во-первых, не только тем, что в зависимости от цен на экономические ресурсы формируются цены продуктов и услуг для населения, но и тем, что цены на ресурсы влияют на уровень денежных доходов домохозяйств, которые в рыночной экономике являются собственниками подавляющей части ресурсов. Расходы, которые несут фирмы, приобретая ресурсы, выступают как доходы (в виде заработной платы, процента, ренты, прибыли) домохозяйств, что может при росте цен на ресурсы стать источником инфляции в экономике. Сдерживающим фактором здесь может служить лишь стремление фирм покупать ресурсы как можно дешевле, чтобы получить максимум прибыли и использовать ее на расширение производства и увеличение предложения готовых товаров, что является главным препятствием на пути роста цен.

Во-вторых, учитывая отмеченные признаки рынка средств производства, ценообразование на ресурсы, происходящее на основе действия закона спроса и предложения, имеет ряд особенностей. Если допустить, что фирмы приобретают ресурсы на чисто конкурентном рынке, то, как уже отмечалось, наиболее важной особенностью в определении спроса на ресурсы является производный (вторичный или зависимый) характер этого спроса. Производный характер спроса на ресурсы означает, что устойчивость спроса, а следовательно, и цена на них зависят:

1) от спроса и цен товаров, для производства которых используется данный вид ресурса. Чем больше спрос на продукт и выше цена на него, тем выше будет цена ресурса, и наоборот. При этом, чем выше эластичность спроса на продукт, тем выше эластичность спроса на ресурс;

2) от производительности ресурса при создании товара. Чем выше производительность ресурса при создании продукта, тем выше его цена;

3) от изменения цен на другие ресурсы, которые или дополняют данный вид ресурса (для автомобиля дополнительным ресурсом будет потребляемое моторное топливо), или замещают данный ресурс другим видом (например, бензин замещается газом). Если цена на дополнительный ресурс (моторное топливо) снижается, то спрос на основной ресурс может возрасти и вызвать рост цены на него. Влияние изменения цены замещающего ресурса на цены основного ресурса может быть двойственным и зависит от соотношения их цен и дополнительного эффекта от замещения.

Предложение средств производства – это то их количество, которое поставляется на рынок материальных ресурсов по сложившимся на данный момент времени ценам. Особенностью предложения на рынках материальных ресурсов является то, что они в большей степени, чем рынки потребительских товаров, находятся под воздействием принципа (или закона) редкости. Предложение различных видов ресурсов имеет различную степень эластичности. Так, например, предложение земли для сельскохозяйственного использования всегда неэластично, потому что площадь пригодных для использования земель ограничена, а ресурса, замещающего землю, пока не существует. Более эластично предложение сырья, у которого есть заменители: металлы, к примеру, заменяются пластмассой, и эластичность их предложения повышается, а цены могут снизиться.

Так как цены на ресурсы выполняют функцию распределения их между различными отраслями и фирмами, и одновременно они являются основным фактором, определяющим денежные доходы домохозяйств, то понимание механизмов формирования цен на каждый вид ресурса и доходов от их продажи представляет взаимный интерес для фирм, как потребителей ресурсов, и домохозяйств, как собственников ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: