1 января 1864 г. был принят закон «Положение о губернских и уездных
земских учреждениях». По этому закону создаваемые земские учреждения
состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и
исполнительных (уездных и губернских земских управ). И те, и другие
избирались на трехлетний срок. Члены земских собраний получили название
«гласных» (имевших право голоса). Количество уездных гласных по разным
уездам колебалось от 10 до 96, а губернских – от 15 до 100. уездные и
губернские управы состояли из 4 – 6 членов.
Выборы в уездные земские собрания проводились на трех избирательных
съездах (по куриям). Все избиратели делились на три курии: 1) уездных
землевладельцев, 2) городских избирателей и 3) выборных от сельских
обществ. В первую курию входили все землевладельцы, имевшие не менее 200
десятин земли, а также лица, обладавшие другой недвижимой собственностью
стоимостью не менее чем на 15 тыс. рублей или же получавшие годовой доход
свыше 6 тыс. рублей. Второю курию составляли купцы всех трех гильдий,
|
|
владельцы торговых и промышленных заведений в городах, а также владельцы
городской недвижимости (в основном домовладельцы). По этой курии могли
баллотироваться дворяне и духовенство, если они имели в городах
недвижимость по установленной оценке.
Если по первым куриям выборы были прямыми, то по третьей, не
предусматривавшей имущественного ценза, многостепенными: сначала сельский
доход выбирал представителей на волостной сход, на котором избирались
выборщики, а затем уже уездный съезд выборщиков избирал гласных в уездное
земское собрание. Многостепенность выборов по третьей курии преследовала
цель провести в земстве наиболее состоятельных и «благонадежных» гласных из
крестьян и ограничить самостоятельность сельских и волостных сходов при
выборе представителей в земства из своей среды.
Согласно «Положению» о земстве представителями уездного и губернского
земских собраний становились уездный и губернский предводителями
дворянства. Представители управ избирались на земских собраниях, при этом
председателя уездной управы утверждал в должности губернатор, а губернской
– министр внутренних дел.
Земства вводились только в великорусских губерниях, в которых
преобладало русское дворянство. Из 78 губерний России «Положение» о земских
учреждениях распространялось на 34 губернии (менее их половины). Земская
реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и
Оренбургскую губернии, в которых не было или почти не было дворянского
землевладения, и национальные окраины России: Остзейские губернии (здесь
|
|
было свое местное управление, подчиненное немецким баронам), Литву, Польшу,
Белоруссию,
Правобережную Украину (в этих регионах среди землевладельцев
преобладало польское дворянство), на Кавказ, Казахстан и Среднюю Азию.
Всего предполагалось избрать в 34 губерниях 13 тыс. гласных. Реально было
избранно 11,5 тыс., половину их составляли гласные первой курии, чем
обеспечивалось преобладание в земствах дворянства.
Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера
деятельности земств ограничивалось исключительно хозяйственными вопросами
местного значения. Исполнение земствами местных хозяйственно-
административных функций рассматривалось самим правительством даже не как
право земств, а их обязанность: ранее этим занималась уездная и губернская
администрация, а теперь заботы о местных делах и расходы на них
перекладывались на земства. Члены и служащие земств привлекались к судебной
ответственности, если они выходили за рамки своей компетенции.
Земства находились под контролем центральной и местной власти –
министра внутренних дел и губернатора, которые имели право приостанавливать
любое постановление земского собрания, признав его «противным законам или
общим государственным пользам». Многие из постановлений земских собраний не
могли вступить в силу без утверждения губернатора или министра внутренних
дел. Для выполнения своих постановлений (например, для взыскания недоимок
по земским сборам, исполнения натуральных земских повинностей и т.п.)
земства были вынуждены порой обращаться к земской полиции, не зависевшей от
земств.
Но и в предписанных законам пределах компетенция и деятельность земств
все более ограничивалось последующими законодательными актами и
правительственными распоряжениями. Правительственные указы и циркуляры
Министерства внутренних дел за 1868 – 1874 гг. ставили земства в еще
большую зависимость от власти губернатора, ограничивали гласность и
публичность их заседаний.
Однако, несмотря на эти ограничения и стеснения, земства сыграли
огромную роль в решении местных хозяйственных и культурных задач. Таким
образом, земства, хотя и ограниченные в правах, показали свою
жизнеспособность, приспособленность к местным условиям и требованиям жизни.
Вопреки законодательным запретам земства превратились в очаги общественной
деятельности либерального дворянства.