double arrow

Область образования

a) Школьная реформа

28 июля 1861 г. был учрежден Комитет для разработки школьной реформы.

Составленные им проекты реформы начальной и средней школы были разосланы на

отзыв известным русским и иностранным специалистам. 14 июля 1864 г. был

учреждено «Положение о начальных народных училищах». Оно предоставляло

право открывать начальные школы как общественным учреждениям, так и частным

лицам, но лишь с разрешения властей. Учредители брали на себя заботу о

материальном обеспечении школ, а руководство учебной частью передавалось

уездным и губернским училищным советам. В пореформенной России существовали

четыре вида начальных школ: учрежденные частными лицами (таких школ было

немного), Министерством народного просвещения (министерские), земствами

(земские) и церковно-приходские, которые подчинили себе создаваемые по

инициативе крестьян сельские «школы грамоты».

19 ноября 1864 г. был утвержден «Устав гимназий и прогимназий». Он

вводил принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех

сословий и вероисповеданий. По уставу 1864 г. прежние гимназии разделялись

на классические и реальные (те и другие семиклассные). Классические

гимназии давали гуманитарное образование: в основу его было положено

преподавание древних («классических») языков – латинского и греческого. В

реальных гимназиях увеличился объем преподавания математики и

естествознания за счет сокращения часов на гуманитарные предметы.

Окончившие классические гимназии получали право поступать в университеты

без экзаменов. Окончившим реальные гимназии доступ в университеты был

затруднен: они могли поступать преимущественно в высшие технические учебные

заведения. Уставом 1864 г. учреждались прогимназии – четырехклассные

учебные заведения, соответствующим первым четырем классам классической

гимназии: окончившие прогимназию могли поступить в 5-й класс классической

гимназии.

Несмотря на записанное в законе равенство всех сословий и

вероисповеданий при приеме в гимназии, в них из-за высокой платы за

обучение могли учиться преимущественно дети привилегированных и

состоятельных сословий.

Еще в 1858 г. наряду с закрытыми женскими учебными заведениями –

«институтами благородных девиц» (учрежденными в XVIII в. для девиц из

дворян) – стали открываться женские училища для девочек и из

непривилегированных сословий. 9 января 1862 г. эти училища получили свой

устав, а 10 ноября того же года переименованы в женские гимназии с более

сокращенной по сравнению с мужскими гимназиями программой преподавания

общеобразовательных дисциплин.

В них устанавливался семилетний срок

обучения, однако разрешалось иметь и 8-й, дополнительный, класс специально

для подготовки учительниц

b) Университетский устав

16 июня 1863 г. был принят Университетский устав – самый либеральный

из всех университетских уставов в дореволюционной России.

3. По Уставу 1863 г. каждый университет должен был иметь 4 факультета:

историко-филологический, физико-математический, юридический и

медицинский. В Петербургском университете вместо медицинского

учреждался восточный факультет. В полтора раза увеличился число

штатных профессоров. Вводились новые дисциплины в преподавании,

открывались новые кафедры. Вдвое увеличивались денежные оклады

профессорам и преподавателям. Их статус по Табелю о рангах повышался на два

класса.

Устав 1863 г. предоставлял университетам довольно широкую автономию.

Совет университета получал право самостоятельно решать все научные, учебные

и административно-финансовые вопросы: присуждать ученые степени и звания,

распределять государственные средства по факультетам, разделять сами

факультеты на отделения, заменять одни кафедры на другие, открывать новые

кафедры, отправлять молодых ученых за границу на стажировку. Руководство

жизнью факультетов принадлежало факультетскими советам. Университеты

свободно выписывали из-за рубежа книги, журналы и газеты, которые не

подлежали проверке на таможне. Такое право имел и каждый профессор. Устав

предусматривал выборность ректора, проекторов, деканов с последующим

утверждением их в должности министром народного просвещения.

Студенты, как и ранее, делились на своекоштных и казеннокоштных.

Своекоштные жили дома или в снимаемых ими квартирах и вносили плату за

обучение. По окончании университета они могли свободно выбрать себе род

занятий или службы. Казеннокоштные жили при университете и на его

содержании. По окончании учебы они обязывались отслужить 6 лет по

назначению. Однако казеннокоштные составляли небольшую часть студенчества.

По уставу студенты не имели права создавать свои объединения и подлежали

дисциплинарному суду, избираемому из состава профессоров университетским

советом. При поступлении в университет студенты давали подписку подчиняться

установленным в нем правилам.

Устав 1863 г. не предоставил права поступления в университеты

женщинам. Однако правительство не могло не считаться с требованиями

прогрессивных российских ученых дать доступ к высшему образованию и

женщинам, разрешив открывать частные женские курсы.

D) Значение.

Внутренняя политика 60 – 70-х гг. отмечена проведением ряда реформ,

изменением общего политического курса царизма, который стал больше

учитывать потребности страны в условиях капиталистического развития. Все

политические преобразования были проведены при полном сохранении принципов

и основ самодержавия. Это происходило даже тогда, когда не возможность

прежних абсолютистских приемов управления была на лицо. В условиях

проведения реформ как никогда вставала необходимость единства действий всех

центральных государственных учреждений. По мнению ряда высокопоставленных

деятелей, достигнуть этого возможно было путем создания кабинета министров,

возглавляемого премьером и состоящего из представителей одного

политического направления. Такое правительство должно было гарантировать

политику от малообособленных решений, принимаемых императором во время

встреч с тем или иным министром.

(В конце 50-х – начале 60-х гг. XIX в. корпус жандармерии был еще не

велик, и насчитывалось: 20 генералов, 85 штаб- и 328 обер-офицеров, 376

унтер-офицеров, 3820 рядовых.

На его содержание ежегодно расходовалось 100

– 150 тысяч рублей.

РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ В РОССИИ XIX в.

1. Становление индустриального общества.

2. Характеристики индустриального общества.

3. Преобразования в области центрального управления, высшей школы и просвещения.

4. Главные черты преобразований в России.

5. Реформы второй половины XIX в., их влияние на судьбу России.

6. Итоги реформ.

7. Используемая литература.

1. Становление индустриального общества

Девятнадцатое столетие называют «веком капитализма и индустриальной цивилизации», «веком национализма и революций», «веком цивилизации и культуры». Этот век развивался под знаком двух революций -- Великой французской и Английской промышленной.

В период расцвета капитализма формируется адекватная ему материальная база -- система машин и фабрика как ее организационное воплощение, т.е. происходит становление индустриального общества. По мнению Ю.В. Яковца, оно пережило фазы подъема, и зрелости до начала Первой мировой войны, после чего началась фаза заката, с последней четверти XX в. трансформировавшаяся в переходный период к постиндустриальной цивилизации.

С точки зрения И.М. Дьяконова, Западная Европа и Северная Америка вступают в капиталистическую фазу в конце XVIII -- сере-дине XIX в. Политическое господство буржуазии в ведущих странах Западной Европы утверждается после парламентской реформы в Англии в 1832 г. и революций 1848 г. во Франции и Германии. Рубежом, определившим конец капитализма, он считает испытание первых водородных бомб в США в 1952 г. и в СССР в 1953 г.

Существуют иные подходы к характеристике Европы и США XIX--начала XX в. Так, В.И. Ленин в работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916), предсказывая конец империалистического строя в 1920-х гг., отмечал, что на закате XIX в. капитализм вступил в последнюю, «загнивающую и умирающую» стадию существования -- империализм. Ошибаясь в оценке империализма как «умирающего» капитализма, он угадал потребность в большем вмешательстве государства в экономику и даже возможность ее огосударствления.

2.Характеристики индустриального общества:

бурный подъем производительных сил, рост механизации, автоматизации и концентрации производства, распространение систем машин, тесно связанных в одну технологическую цепочку, -- не только на отдельном предприятии, но и в масштабах страны, ряда стран (международные монополии);

быстрый рост вооружений (бездымный порох, дальнобойная артиллерия, бронированные корабли, самолеты, танки и проч.);

превращение естественных наук в производительную силу (повление паровых машин, двигателей внутреннего сгорания, электричества и пр.);

попытки некоторых гуманитарных наук (марксизм) влиять на исторический процесс;

колониальный раздел мира и появление огромных колониальных империй. Новым было не только то, что европейские страны почти полностью поделили между собой колониальную периферию, но и то, что колонии стали объектом приложения европейских и североамериканских капиталов, так как давали дешевое сырье, дешевую рабочую силу и гарантировали прибыль;

в социальной структуре -- формирование класса промышленной буржуазии и пролетариата; противостояние буржуазии и наемных рабочих как основных классов капиталистического общества; тенденция к распаду крестьянства на предпринимателей и наемных рабочих;

в политической сфере -- утверждение и распространение буржуазной демократии; образование республик или конституционных монархий;

рост однородности общества в национальных и мировых масштабах, создающей условия для экономических кризисов, в том числе и мировых;

кризис идей гуманизма; «возникла "машинизированная" стандартизированная, лишенная национальных различий, порвавшая с наследием эпохи гуманизма массовая культура, которая все более становилась индустриализированной «антикультурой»;

повышение значения нерелигиозных идеологий -- как оправдывающих существующий ход исторического процесса (либерализм, позитивизм), так и альтернативных ему (марксизм). Главным носителем альтернативной идеологии стала интеллигенция, которая способствовала «превращению толпы в сознательные массы людей... именно на ней лежит обязанность уберечь человечество от... катастроф»1.

3. Преобразования в области центрального управления, высшей школы и просвещения

Для России XIX в. характерна череда реформ и контрреформ, целенаправленно проводившихся государством. Причем в период радикальных реформ, модернизации традиционных устоев жизни преобладала западническая ориентация, во время стабильного состояния общества -- консервативная, русофильская.

В 1830--1840-х гг., позже, чем в Западной Европе, в России начался промышленный переворот, переход от мануфактуры к фабрике. Увеличилась численность рабочих: только в обрабатывающей промышленности с 1825 по 1860 г. она выросла с 211 до 565 тысяч. Повысилась доля вольнонаемного труда. Большинство историков полагают, что промышленный переворот в России закончился в конце 1870-х -- начале 1880-х гг. В текстильной, пищевой, бумагоделательной промышленности ручной труд заменялся машинным. Началось формирование промышленных районов: Петербургско-Прибалтийского, Московского, Южного (Харьковского). Однако крепостное право тормозило этот процесс.

Россия оставалась аграрной страной. В помещичьих хозяйствах по-прежнему применялся крепостной труд, росли оброк и барщина. Небольшие крестьянские наделы не позволяли развивать товарное хозяйство, они едва-едва позволяли крестьянину сводить концы с концами. В 1833 г. 11,5 млн. мужчин, т.е. 53% всех крестьян, были крепостными, в 1850 г. их число немного снизилось -- 49%. Аграрный вопрос, оставаясь центральным в экономической и социально-политической жизни страны, требовал своего разрешения.

Укрепление товарно-денежных отношений, расширение внутренней и внешней торговли, рост торговых центров -- все это остро нуждалось в современной транспортной системе. Однако внутренние пути сообщения оставались архаичными и малоразвитыми. Модернизация коснулась главным образом водного транспорта. В 1808--1811 гг. были созданы Мариинская и Тихвинская системы каналов, связавшие Северо-запад с центром европейской части страны и Волжским торговым путем. В середине века по рекам ходило около 100 пароходов. В 1837 г. была открыта первая железнодорожная ветка между Петербургом и Царским Селом. В 1851 г. завершилось строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. В железнодорожном строительстве, в отличие от Запада, ведущая роль принадлежала государству. Это время знаменует собой зарождение в России так называемого государственного капитализма.

В годы правления Александра I (1801--1825) была предпринята попытка общественных преобразований. Еще в начале своего царствования он выказывал стремление ввести в России «конституционную хартию», превратив тем самым самодержавный строй в консти-туционно-монархический. Для подготовки плана реформ был создан Негласный комитет,

куда вошли друзья юности императора: П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей и А.А. Чарторыйский. Однако при обсуждении проектов комитет действовал нерешительно, а в 1804 г. его заседания и вовсе прекратились.

4.Главные черты преобразований в России:

реформы инициировались «сверху» -- самодержавием;

реформаторы всегда наталкивались на сильное сопротивление контрреформаторских сил;

судьба реформ находилась в прямой зависимости от соотношения сил сторонников и противников реформ;

влияние реформ на развитие страны чаще всего было двойственным: успешные преобразования предотвращали революционные потрясения, а непродуманные, не доведенные до конца -- их приближали.

Александр I в конечном счете ограничился реформами, не имевшими принципиального характера. В 1802 г. появились новые центральные органы управления -- министерства, которые вместе с местными учреждениями, введенными губернской реформой 1775 г., образовали единую, централизованную бюрократическую систему управления Россией. Тогда же было определено и место Сената в этой системе как органа надзора за соблюдением законности.

Указом от 12 февраля 1801 г. купцам, мещанам и государственным крестьянам предоставлялось право покупать ненаселенные земли. В 1803 г. был издан указ «О вольных хлебопашцах», в соответствии с которым землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян за выкуп. О действенности этого указа можно судить по цифре: 0,5% -- такова была доля освобожденных крестьян от общего числа крепостных.

Положительную роль играли мероприятия в области просвещения. Увеличилось число средних и высших учебных заведений (доступных главным образом дворянству). Открылись университеты в Вильно, Казани, Харькове. Был учрежден Педагогический институт в Петербурге, открыто несколько лицеев, в том числе знаменитый Царскосельский.

Стремительная бюрократизация государственного аппарата в конце XVIII в., усиленная указами начала XIX в., содержала в себе угрозу полного подчинения общества и императора власти чиновников. К октябрю1809 г. он составил обширный план «Введение к Уложению государственных законов».

В реализации своих планов Сперанский надеялся опереться на просвещенную часть общества. Для предотвращения революции в России он рекомендовал придать самодержавию форму конституционной монархии и утвердить приоритет законов.

Проект Сперанского предусматривал принцип разделения властей. Представительным органом власти должна была стать Государственная дума, избираемая дворянами, купцами, мещанами и государственными крестьянами, обладавшими имущественным цензом. От участия в выборах отстранялись крепостные крестьяне, рабочие, ремесленники, домашние слуги. Право окончательного утверждения законов оставалось у императора. Министры должны были стать ответственными перед Думой и подсудными ей.

В 1810 г. был учрежден Государственный совет, просуществовавший до Февральской революции 1917 г. Члены Госсовета назначались императором из дворянской аристократии. Предполагалось, что они будут обсуждать проекты законов, одобряя или не одобряя их большинством голосов. Однако это положение очень быстро было нарушено. Законопроекты утверждал царь, минуя Госсовет.

«Уставная грамота Российской империи», составленная Ново-сильцевым, стала этапом на пути российского конституционализма. И ней предусматривалось создание двухпалатного парламента, без согласия которого монарх не мог издавать законы. Правда, право законодательной инициативы оставалось за монархом. Сенат превращался в верхнюю палату, члены которой назначались царем, члены нижней -- Посольской -- палаты отчасти назначались, отчасти избирались на основе многостепенных выборов. Россия должна была получить федеративное устройство, ее предлагалось разделить па 12 наместничеств, каждое из которых получало свой представи-тельный орган. Отдельная глава посвящалась провозглашению гражданских свобод, гарантии неприкосновенности личности, свободе печати.

5. Реформы второй половины XIX в., их влияние на судьбу России

Самодержавная Российская империя из ста лет XIX в. воевал, а семьдесят. В остальные годы «вооруженного мира», опасаясь соседей она готовилась к новым конфликтам. СЮ. Витте писал, что в сущности Россия была военной империей и ничем другим особо не выделялась. Стремление играть роль великой державы, необходимость поддерживать экономическое могущество не были подкреплены е реальными экономическими возможностями. Годовой доход жителя Российской империи был в три раза ниже, чем у немцев, в четыре раза -- чем у французов, в пять раз -- чем у англичан, в шесть раз -- чем у американцев1. Да и в военной сфере Россия все больше отставала от других европейских стран.

Ярким свидетельством военно-технической и Экономической от-сталости страны стало ее поражение в Крымской войне (1853--1856), в которой также участвовали Османская империя, Англия, Франция и Сардиния. Каждая из них имела свои интересы на Ближнем Востоке. Поражение России оказало значительное влияние не только на расстановку международных сил, но и на внутреннее положение в стране. Оно заставило правительство вплотную заняться реформами, тем более что феодально-крепостнический строй обнаружил свою полную непригодность.

Реформы 1860--1870-х гг. получили в истории название Великих, буржуазных, либеральных. Действительно, тогдашнее правительство предприняло одну из наиболее последовательных попыток модернизации основных сфер жизни: социально-экономической (освобождение крестьян и решение аграрного вопроса), политической (введение местного самоуправления, реформа суда, армии), культурной (реформа школы, университетов, цензуры). Сроки проведения реформ и результаты были разными, но в этой либеральной модернизации прослеживалась внутренняя связь. Власти руководствовались двумя положениями: 1) упреждающая реформа является лучшей гарантией от революционных потрясений; 2) проводить реформы необходимо с опорой на государство и по его инициативе.

Трудов о реформах 1860--1870-х гг. написано великое множество. В работах дореволюционных авторов, содержащих большое количество фактического материала, превозносится деятельность Александра II и его сановников.

Для обсуждения аграрных проблем в 1857 г. был создан Секретный комитет. Император хотел, чтобы инициатива отмены крепостного права исходила от самих помещиков, однако их-то как раз слухи возможной отмене крепостного права удручали. Тогда Александр I поручил другу детства генерал-губернатору В.И. Назимову обратиться к императору от имени лифляндского дворянства с просьбой создать комиссии по разработке проекта реформы. В ответ на назимовское обращение 20 ноября 1857 г. был издан императорский указ о учреждении губернских дворянских комитетов. В феврале 1858 г Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крес-тьянскому делу. Большое влияние на деятельность комиссий оказали либералы Н.А. Милютин, Я.А. Соловьев, Ю.Ф. Самарин и др. Девятнадцатого февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права. Практические условия освобождения определялись «Положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Манифест серьезно изменил статус 23 млн. крепостных, 19 млн. государственных и 2 млн. удельных крестьян. Теперь крестьяне были лично свободны, имели гражданские права -- могли совершать сделки, вести торговлю, владеть движимым и недвижимым имуществом Они получили фамилии и паспорта.

В итоге крестьянин юридически стал свободным человеком, Но не собственником земли. Землей распоряжалась община. Таким образом, община сохранялась, поскольку она защищала крестьян, а не только «консервировала» отжившие формы отношений. Деревня осталась управляемой, способной платить налоги. Разрушение общины привело бы, скорее всего, к появлению массы людей без средств к существованию, поскольку город пока еще не мог обеспечить всех работой.

Реформа 1861 г., названная Великой, действительно создала условия для развития буржуазных отношений и повлекла за собой преобразования во всех сферах жизни общества. Вместе с тем она носила половинчатый характер, представляя собой сложный компромисс между государством и обществом, между помещиками и крестьянами, между различными общественно-политическими течениями. В условиях сохранения помещичьих латифундий крестьяне были обречены на малоземелье, нищету, экономическую зависимость от помещиков. В итоге результатами реформы оказались недовольны обе стороны -- и помещики, и крестьяне. Первые лишились даровой рабочей силы и ощущения своего беспредельного могущества по отношению к «подлому сословию», вторые -- не получили той земли и воли, о которых мечтали веками и за что веками боролись.

После отмены крепостного права остро встал вопрос о реформе управления. Царизм пошел на некоторые административные преобразования. В 1864 г. на местах начинают создаваться выборные органы власти -- губернские и уездные земские учреждения. Это было шагом к представительным формам правления, земства стали главной опорой формирующегося гражданского общества. Они должны были способствовать налаживанию за счет местных сил и средств хозяйственной и культурной жизни: в их ведение переходили строительство и содержание больниц, дорог, школ, приютов, организация ветеринарной службы и т.д. Особенно полезны они были в сфере образования и здравоохранения. Земских учителей и врачей очень уважали в народе. Хотя власть стремилась сохранить в земствах господствующее положение поместного дворянства, большинство земских собраний разделяли идеи либерального обновления. Возрастание в земствах численности и влияния интеллигенции превращало их в важную общественную силу страны.

В целом земская реформа носила буржуазный характер. К местному самоуправлению были привлечены представители разных слоев населения на основе всесословности и выборности. Однако политических полномочий земства были лишены, они находились под контролем администрации -- губернаторов и полиции.

Согласно городской реформе 1870 г., в городах были созданы всесословные органы -- городские думы, ведавшие вопросами благо-устройства города, развитием торговли, промышленности, здравоохранения, образования, противопожарной безопасностью и проч. Реформа имела целью поднять городское хозяйство и привлечь к управлению им крупную финансовую и торговую буржуазию. В целом она способствовала потребностям капиталистического развития.

Одной из наиболее последовательных и радикальных реформ была судебная, начатая в 1864 г. Ее целью и содержанием было утверждение всесословности суда, его независимости от администрации, несменяемости судей и судебных следователей, гласности и открытости судебного процесса. Суд становился состязательным, поскольку появились судебные следователи, прокуроры и присяжные поверенные -- адвокаты. Наивысшее достижение реформы -- учреждение института присяжных заседателей.

Существенные преобразования затронули и армию. Ключевым элементом военной реформы стал закон 1874 г. о введении всеобщей воинской повинности для мужчин с 20 лет. Срок действительной службы в сухопутных войсках устанавливался до 6 лет (и 7 лет запаса), в военно-морском флоте -- 7 лет (и 3 года запаса). Окончившие начальную школу служили 4 года, городскую -- 3, гимназию -- 1,5, высшие учебные заведения -- 6 мес. Таким образом, реформа стимулировала молодежь к получению образования. Из мужчин призывного возраста отсрочку получали единственные сыновья у родителей, единственные кормильцы в семье при малолетних братьях и сестрах. Позже сроки службы для лиц, получивших образование, были увеличены. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии -- Генштаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Все это позволило сократить численность армии и увеличить ее боеспособность.

Важные реформы прошли в сфере образования и печати. Наряду с увеличением государственных появились земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные.

В 1863 г. был утвержден новый университетский Устав, вернувший автономию университетам, ликвидированную в 1835 г. Николаем I. Теперь университеты самостоятельно решали административно-финансовые и научно-педагогические вопросы.

В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. От предварительной цензуры освобождались периодические издания, выходившие в Петербурге и Москве, все оригинальные сочинения объемом не менее 10 печ. л.

6.Итоги реформ

Интересна оценка реформ современниками. Радикалы, революционеры-демократы сочли их недостаточными, половинчатыми, а реформу 1861 г. попросту грабительской. Они разуверились в способности власти «сверху» кардинально реформировать общество полагали, что для их отечества более приемлем лозунг «К топору зовите Русь». Консерваторы видели в реформах опасность для государства, поскольку они разрушали общественные и традиционные государственные устои. Умеренные либералы склонялись к мысли, что преобразования вместо подъема ведут страну к упадку и разладу.

В целом реформы 1860--1870-х гг. создали условия для прогресса в жизни российского общества. Соответствуя общественным потребностям, они обеспечивали модернизацию России без потери ею самобытного характера. Впервые после Петра I проявилась инициативная роль монарха, выступавшего гарантом проводимых реформ. Однако 1 марта 1881 г. Александр II был убит народовольцами (за годы его царствования на него было совершено семь покушений, последнее оказалось роковым). Его смерть изменила направление правительственного курса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: