Капитал является одним из факторов производства наряду с природными и трудовыми ресурсами.
Капитал – общая стоимость средств в денежной, материальной и нематериальных формах, инвестированных в формирование его активов.
В современной научной экономической литературе капитал классифицируют по различным признакам:
По принадлежности предприятию – собственный, заемный капитал;
По целям использования – производительный капитал, ссудный капитал, спекулятивный капитал;
По объектам инвестирования - основной и оборотный капитал;
По форме нахождения в процессе кругооборота – капитал в денежной форме, капитал в производственной форме, капитал в нематериальной форме;
По формам собственности – частный капитал, государственный капитал;
По организационно-правовым формам деятельности – акционерный капитал; паевой капитал; индивидуальный капитал;
Капитал в процессе использования осуществляет кругооборот. Каждый оборот состоит из ряда стадий:
На первой стадии капитал в денежной форме инвестируется в операционные активы, преобразуясь в производительную форму.
На второй стадии производительный капитал преобразуется в товарную форму
На третьей стадии товарный капитал при мере реализации продукции превращается в денежную форму.
Средняя продолжительность оборота капитала предприятия характеризуется периодом его оборота в днях, а также числом оборотов.
Любое предприятие нуждается в источниках средств, чтобы финансировать свою деятельность. Привлечение того или иного источника финансирования связано для предприятия с определенными затратами: акционерам нужно выплачивать дивиденды, банкам проценты за предоставленные ими ссуды и т.д. Общая сумма средств, которую нужно уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему, называется ценой капитала. Цена капитала не сводится только к исчислению процентов, которые нужно уплатить владельцам финансовых ресурсов, но также характеризует ту норму рентабельности инвестированного капитала, которую должно обеспечивать предприятие, чтобы не уменьшить свою рыночную стоимость.
Следует различать два понятия - «цена капитала данного предприятия» и «цена предприятия в целом как субъекта на рынке капиталов». Первое понятие количественно выражается в сложившихся на предприятии относительных годовых расходах по обслуживанию своей задолженности перед собственниками и инвесторами. Второе - может характеризоваться различными показателями, в частности величиной собственного капитала. Оба этих понятия количественно взаимосвязаны. Так, если предприятие участвует в инвестиционном проекте, доходность которого меньше, чем цена капитала, цена предприятия по завершении этого проекта уменьшится. Таким образом, цена капитала является ключевым элементом при реализации финансовой политики предприятия и показателем ее эффективности.
Цена капитала предприятия складывается под влиянием многих факторов, главными из которых являются:
• общее состояние финансовой среды, в том числе финансовых рынков;
• конъюнктура товарного рынка;
• средняя ставка ссудного процента, сложившаяся на финансовом рынке;
• доступность различных источников финансирования для конкретных предприятий;
• рентабельность операционной деятельности предприятия;
• уровень операционного рычага;
• уровень концентрации собственного капитала;
• соотношение объемов операционной и инвестиционной деятельности;
• степень риска осуществляемых операций;
• отраслевые особенности деятельности предприятия, в том числе длительность производственного и операционного циклов, и др.
Определение стоимости капитала предприятия проводится в несколько этапов.
На первом этапе осуществляется идентификация основных компонентов, являющихся источниками формирования капитала фирмы. На втором — рассчитывается цена каждого источника в отдельности. На третьем — определяется средневзвешенная цена капитала на основании удельного веса каждого компонента в общей сумме инвестированного капитала. На четвертом — разрабатываются мероприятия по оптимизации структуры капитала и формированию его целевой структуры.
I этап
Структура пассива баланса, характеризующего источники средств, показывает, что основными их видами являются:
1. Собственный капитал:
· акции – обыкновенные, привилегированные
· добавочный капитал (в случае если фактическая реализация акций выше номинала);
· прибыль – можно не рассматривать.
2. Заемный капитал:
· ссуды банков (долгосрочные и краткосрочные);
· займы с помощью ценных бумаг – облигации, векселя;
· временные привлеченные средства – кредиторская задолженность.