Дивидендная политика и цена акций предприятия. Между проводимой акционерным обществом дивидендной политикой и рыночной стоимостью его акций существует тесная взаимосвязь

Между проводимой акционерным обществом дивидендной политикой и рыночной стоимостью его акций существует тесная взаимосвязь. При этом четкой, формализованной зависимости между методикой дивидендных выплат и динамикой курса ценных бумаг не установлено. Это объясняется воздействием на рыночную цену акций большого числа факторов, в том числе тех, которые не могут быть формализованы (например, психологические, политические) в принципе.

В экономической литературе и практике разработаны приемы, с помощью которых финансовый менеджер может воздействовать как на рыночную стоимость ценных бумаг, так и при определенных условиях на размер будущих дивидендов. Основными приемами являются дробление, консолидация и выкуп акций.

Дробление акций (расщепление, сплит) — это увеличение количества акций посредством уменьшения их номинала. Дробление акций два к одному означает уменьшение их номинала _ наполовину без изменений в структуре собственного капитала. Обычно к дроблению акций прибегают устойчиво развивающиеся предприятия, которые стремятся снизить рыночную стоимость своих акций. Многие западные акционерные общества таким способом обеспечивают достаточно высокую ликвидность собственных ценных бумаг и привлекают потенциальных инвесторов.

Решение о проведении дробления акций принимается общим собранием акционеров. В зависимости от рыночной цены акций и преследуемых целей совет директоров компании определяет пропорции дробления. После этого производится замена старых ценных бумаг на новые. Принимая решение о дроблении акций, совет директоров должен учитывать необходимость осуществления дополнительных расходов по выпуску новых и изъятию у акционеров старых ценных бумаг.

Прямой зависимости между пропорциями дробления акций и размерами дивидендов не существует. Крайне редко предприятия в состоянии сохранить размер дивидендов на одном уровне до и после дробления акций. Как правило, размер дивидендов на новую акцию с меньшим номиналом ниже, чем на старую. Однако это не означает сокращения дивидендного дохода акционеров. Например, при дроблении акций два к одному и понижении уровня дивидендного выхода на акцию с 2 до 1,5% акционер, владевший 100 акциями, получит не 200 (100 х 2), а 300 (200 х 1,5) денежных единиц. Если величина дивидендов меняется пропорционально изменению нарицательной стоимости акций, то дробление акций не повлияет на долю каждого акционера в активах предприятия.

Консолидация акций (обратный сплит) — это изменение номинальной стоимости акций, при котором акционер получает одну новую акцию большего номинала в обмен на определенное количество старых акций. Это один из способов сокращения числа акций предприятия. Необходимость консолидации акций возникает у предприятия при чрезмерном падении рыночной стоимости ценных бумаг. Большинство западных компаний стремится: избежать снижения рыночной цены своих акций ниже 10 дол. США. В случае падения курса акций ниже установленного показателя несколько акций в обращении могут быть заменены одной акцией.

Помимо возникновения дополнительных расходов по замещению ценных бумаг на бумаги большего номинала консолидация акций имеет и другие негативные последствия. Как правило, объявление предприятием на рынке о консолидации акций расценивается как сигнал о возникновении у нее финансовых трудностей. И хотя предприятие после проведения консолидации может сэкономить на затратах по размещению и обслуживанию меньшего количества новых ценных бумаг, негативный эффект от ее проведения смягчается лишь получением впоследствии значительной суммы прибыли.

Уровень дивидендных выплат у предприятий после консолидации акций, как правило, невысок, и дивидендный доход на акцию снижается в большей пропорции, чем количество акций в обращении. Следовательно, консолидация акций как методика регулирования курса ценных бумаг должна применяться предприятиями крайне осторожно с обязательным учетом возможных негативных последствий.

Выкуп акций — это один из способов размещения свободных средств предприятия путем приобретения собственных акций у акционеров. Собственные акции могут выкупаться как с целью изъятия их из обращения, так и для размещения их среди своих работников, уменьшения числа владельцев, приватизации государственных предприятий частными инвесторами и т.д.

Наиболее распространены две методики выкупа акций — посредством тендера и путем покупки акций на рынке. При осуществлении тендерной сделки предприятие направляет своим акционерам наряду с информацией о намерениях и причинах выкупа акций предложение о приобретении у них акций по цене, превышающей сложившуюся на рынке. Решение о продаже или непродаже акций по предложенной цене принимает акционер. При покупке собственных акций на фондовом рынке предприятие выступает наравне с другими участниками рынка. Этот вариант выкупа акций, как правило, более продолжителен во времени, но требует меньших трансакционных издержек (оплаты услуг посредников, расходов на переписку с акционерами и т.д.).

Если предприятие располагает избыточными средствами и не имеет достаточно эффективных инвестиционных возможностей, то размещение этих средств в интересах акционеров может быть произведено либо путем дополнительных дивидендных выплат, либо посредством выкупа собственных акций. Эти варианты для акционеров равноценны лишь при условии отсутствия налогов на доходы физических лиц и трансакционных издержек. Поскольку при выкупе уменьшается число акций предприятия, прибыль и, следовательно, дивиденд на одну акцию возрастают. В результате при прочих равных условиях должна увеличиться рыночная стоимость ценной бумаги. Теоретически сумма дивидендов, которые могли бы быть выплачены акционерам, равна стоимости выкупленных акций.

Преимуществом варианта выкупа акций является повышение привлекательности акций предприятия за счет увеличения суммы прибыли, приходящейся на одну акцию. Недостаток выкупа собственных акций предприятием заключается в том, что при наличии у него свободных средств некоторые категории акционеров предпочтут доходу от прироста курсовой цены акций получение реальных дивидендов.

Однако на практике при существовании различного уровня налогообложения отдельных видов доходов выкуп акций для инвестора оказывается предпочтительнее. Известно, что дивидендный доход облагается по более высокой ставке, чем доход от прироста стоимости капитала предприятия. Следовательно, выкуп акций, ведущий к повышению их рыночной цены и соответственно стоимости капитала предприятия, более выгоден с точки зрения налогообложения. Кроме того, уплата налога на прирост стоимости капитала откладывается до момента фактической продажи акций, в то время как налог на доходы по ценным бумагам выплачивается сразу (в момент получения дивидендного дохода).

Информационное значение решения предприятия о выкупе собственных акций намного превышает значение намерения выплатить дивиденды. Выплата дивидендов в обычной форме свидетельствует о способности предприятия генерировать собственные средства к моменту расчетов с акционерами. Выкуп акций — неординарное событие, свидетельствующее об убежденности руководства в крайне заниженной оценке своих ценных бумаг. Поскольку выкуп акций связан со значительными единовременными денежными затратами, этот метод регулирования курса акций используется редко и практически всегда обоснованно.


Глава 5. Финансовое планирование и прогнозирование

5.1. Сущность финансового планирования и прогнозирования

Финансовое планирование формулирует пути и способы достижения финансовых целей предприятия. В целом, финансовый план представляет собой программу того, что должно быть сделано в будущем.

Цели финансового планирования предприятия зависят от выбранных критериев принятия финансовых решений, к которым относятся: максимизация продаж, максимизация прибыли, максимизация собственности владельцев компании. Главной целью является максимизация будущей выгоды владельцев компании.

Финансовое планирование решает следующие задачи:

· Проверяет согласованность поставленных целей и их осуществимость;

· Обеспечивает взаимодействие различных подразделений предприятия;

· Анализирует различные сценарии развития предприятия и соответственно – объемы инвестиций и способы их финансирования;

· Определяет программу мероприятий и поведения в случае наступления неблагоприятных событий;

· Осуществляет контроль за финансовым состоянием предприятия.

Выделяют четыре этапа процесса финансового планирования:

1. Анализ инвестиционных возможностей и возможностей финансирования, которыми располагает предприятия.

2. Прогнозирование последствий текущих решений, чтобы избежать неожиданностей и понять связь между текущими и будущими решениями.

3. Обоснование выбранного варианта из ряда возможных решений (этот вариант и будет представлен в окончательной редакции плана).

4. Оценка результатов, достигнутых предприятием, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане.

В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа; коэффициентный; нормативный; балансовый; дисконтированных денежных потоков; многовариантности (сценариев); экономико-математическое моделирование.

Финансовые планы классифицируются по срокам действия:

· Стратегическое планирование.

· Перспективное финансовое планирование.

· Бизнес-планирование.

· Текущее финансовое планирование (бюджетирование).

· Оперативное финансовое планирование.

Стратегическое планирование связано с принятием основополагающих финансовых решений, например, реорганизации бизнеса (приобретение еще одного предприятия, закрытие предприятия и т.д.) и инвестиционных решений. Степень детализации в таких планах довольно невысока. Количество, содержание этапов составления и форма стратегического плана могут существенно отличаться и зависят от многих факторов, например формы собственности, отраслевой принадлежности и размеров. В нашей стране в условиях нестабильности экономики стратегические планы, как правило, разрабатываются на период три года.

В процессе перспективного финансового планирования установки, сделанные в стратегическом планировании, получают экономическое обоснование и уточнение.

Перспективный финансовый план (составляется на три года и более) определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, он связан с постановкой целей и задач предприятия, а также с поддержанием взаимоотношений с внешним окружением. Перспективный финансовый план содержит прогнозную отчетность (проформы, Pro forma): прогнозный баланс, план прибылей и убытков, план движения денежных средств. Прогнозная отчетность является удобным способом обобщения различных хозяйственных событий, возникновение которых ожидается в будущем. Она служит необходимым минимумом информации для принятия управленческих решений и базой для разработки более детализированных планов (бюджетов) предприятия.

Бизнес-планирование объединяет в единую систему перспективное и текущее планирование. Бизнес-план – это документ, представляющий собой результат исследования основных сторон деятельности предприятия и позволяющий его руководству определить целесообразность дальнейшего развития бизнеса.

Бизнес-план можно трактовать как:

· инструмент стратегического планирования (формирования концепции развития бизнеса),

· отдельный элемент инвестиционного проекта предприятия,

· инструмент оперативного управления бизнесом.

Бизнес-план имеет четко очерченный горизонт планирования - временной интервал, в пределах которого должны быть решены определенные задачи бизнес-плана. Как правило, бизнес-план (как инструмент формирования концепции развития бизнеса) составляется на период от 3 до 5 лет, с детальной проработкой первого года и укрупненным прогнозом на последующие периоды.

Текущее финансовое планирование (бюджетирование) осуществляется на основе показателей долгосрочного плана. В бюджетировании применяются более точные по сравнению с перспективным финансовым планированием методы расчетов. В бюджетах определяются конкретные цифровые показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, последовательности и сроки совершения операций на бюджетный период (как правило, год). Основными бюджетами являются прогноз баланса, бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств.

Оперативное финансовое планирование заключается:

· в разработке и доведения до исполнителей бюджетов, платежного календаря и других форм оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности,

· в умении эффективного управления оборотным капиталом (денежными средствами, ликвидными ценными бумагами, дебиторской задолженностью) и кредиторской задолженностью.

Инфраструктура процесса финансового планирования предприятия (см. рисунок 3.1) включает четыре обязательных условий (компонента).

Основой финансового планирования на предприятии является составление финансовых прогнозов. Прогнозирование всегда предшествует планированию и бюджетированию и имеет своей целью снижение риска при принятии решений. В отличие от планирования финансовое прогнозирование не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Методы прогнозирования делятся на две большие группы:


Политическая информация

Рисунок 5.1 - Инфраструктура процесса финансового планирования предприятия

1. Качественные методы:

n Метод Делфи (метод экспертных оценок).

n Мнения специалистов.

n Голосование (упорядоченный опрос) торговых агентов.

n Изучение покупателей.

2. Количественные методы:

n Прогнозирование на основе данных прошлых периодов:

- скользящее среднее,

- классическая декомпозиция,

- анализ трендов,

- анализ временных рядов,

- экспоненциальное сглаживание.

n Причинно-следственное прогнозирование (регрессионный анализ):

- простая регрессия,

- множественная регрессия,

- эконометрическое моделирование.

Процесс прогнозирования включает в себя шесть основных этапов, показанных на рисунке 5.2.

  Постановка целей
Выбор горизонта прогнози-рования
Выбор метода прогнози-рования
Сбор релеван-тных данных, осуществле-ние прогноза
Определение необходимых допущений и их анализ
Оценка результа-тов

                   
         


Рисунок 5.2. Стадии прогнозирования

5.2. Методы и модели, используемые в долгосрочном финансовом планировании

К основным методам и моделям долгосрочного финансового планирования относятся:

q Аналитические (метод процентных изменений);

q Эконометрические (корреляционный и регрессионный анализ, прогнозирование временных рядов и др.);

q Математические (различные модели и методы оптимизации.

Модели могут сильно отличаться по сложности, но почти все из них будут включать следующие элементы:

q Прогноз объема продаж;

q Прогнозные отчеты;

q Планирование активов;

q Планирование источников финансирования;

q Регулирующий элемент (переменная) – «пробка»;

q Предположения об экономической среде.

Наибольшее распространение получили аналитические методы планирования, основанные на процентных зависимостях. Сущность таких моделей заключается в анализе взаимосвязей между ожидаемым объемом продаж, а также активами и финансированием, необходимыми для его реализации. В результате такой модели разрабатывается прогнозный баланс, план прибылей и убытков и план движения денежных средств.

Важным моментом данного метода является использование компенсирующей переменной – «клапана» («пробки»). Под ней понимается определенный источник или источник внешнего финансирования, к которым можно прибегнуть в случае недостатка финансовых ресурсов, либо направления использования средств в случае их избытка.

Например, предприятие с большим количеством инвестиционных возможностей и ограниченными денежными потоками может попытаться получить дополнительный собственный или заемный капитал. Другие предприятия с небольшими возможностями роста и значительными притоками денежных средств могут получить излишек и, например, выплатить дополнительные дивиденды. В первом случае компенсирующей переменной является внешнее финансирование, а во втором - дивидендные выплаты.

План должен учитывать состояние и прогноз внешней экономической среды для выбранного временного горизонта. К наиболее важным предположениям относятся прогнозы значений процентных и налоговых ставок, а также уровень инфляции.

При использовании метода процентной зависимости от объема продаж можно рассчитать потребность в дополнительном внешнем финансировании (EFN) по следующей формуле:

(5.1)

где AS - активы баланса, которые меняются в зависимости от объема продаж

LS – пассивы баланса, которые меняются в зависимости от объема продаж

S1 - прогнозируемый объем продаж

S0 - фактический объем продаж

Int - ставка процентов к уплате

t – ставка налога на прибыль

PR – коэффициент дивидендных выплат (постоянная величина)

При этом коэффициент дивидендных выплат (PR), то есть доля дохода, расходуемая на выплату дивидендов, рассчитывается по формуле:

(5.2)

где EPS – доход на акцию,

DIV – дивиденд на акцию

RR - коэффициент реинвестирования

При прочих неизменных условиях, чем выше темпы роста продаж или активов, тем больше будет потребность во внешнем финансировании.

В моделях может использоваться предположение, что активы являются фиксированным процентом продаж. Однако данное допущение является во многих случаях неподходящим. Если оборудование предприятия загружено на 100% мощности, тогда наращивание объемов реализации требует увеличения внеоборотных активов. Но на практике часто существует избыток производственных мощностей, и производство может быть увеличено, например, за счет дозагрузки имеющегося оборудования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: