Компенсация морального вреда

Моральный вред (нравственные и физические страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) его прав, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

8.4. Государственная и общественная защита
прав потребителей

Контроль и надзор за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы и иные федеральные органы (Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии, Федеральная служба по технологическому надзору, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования и др.)

Государственный контроль и надзор включает:

- проверку соблюдения изготовителями (продавцами, исполнителями, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам);

- выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей и необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам);

- принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и (или) от потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей;

- направление материалов о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании;

- направление материалов в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей;

- обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение прав потребителей (федеральный антимонопольный орган может быть привлечен судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей).

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе давать официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Государственные органы, уполномоченные на проведение государственного контроля и надзора в области защиты прав потребителей вправе требовать представления в установленный срок достоверные документы, объяснения в письменной и устной формах, иную информацию, необходимую для осуществления предоставленных полномочий.

Права потребителей могут также защищать высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей.

Так, местные органы самоуправления вправе:

1) рассматривать жалобы, консультировать потребителей по вопросам защиты их прав;

2) анализировать договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих их права;

3) незамедлительно извещать соответствующие федеральные органы исполнительной власти о выявлении товаров ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;

4) приостанавливать или прекращать продажу товаров, не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно;

5) обращаться в суды в защиту прав потребителей, а также неопределенного круга потребителей.

Общественные объединения потребителей вправе:

1) участвовать в разработке требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

2) проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

3) проверять соблюдение прав потребителей и правил их торгового и иного обслуживания, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей, направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти;

4) информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях;

5) участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

6) распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей;

7) вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним требованиям;

7) вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым требованиям, а также нарушающих права потребителей;

9) обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов РФ и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей;

10) обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных прав отдельных потребителей, а также неопределенного круга потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: