Киров, 1997
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение
II. Архивные источники
1) метрические книги
2) ревизские сказки
3) исповедные росписи
4) клировые ведомости
5) обывательские книги
6) формулярные списки
7) материалы Всероссийской переписи 1916-1917 годов
III. Приложения
№ 1 «Словарь терминов родства, свойства и духовных неродственных связей»
№ 2 «Список сел, имевших два и более названия»
IV. Список использованных фондов
V. Литература
Уважаемые друзья!
Вы решили составить родословную своей семьи, написать историю своего рода, деревни или села. Документы архива Кировской области помогут Вам в этом трудоемком, но увлекательном занятии. Наградой послужит ветвистое родословное дерево, а также слова искренней благодарности и восхищения родных, близких и знакомых.
В добрый путь!
Пособие рассчитано на исследователей, не имеющих опыта работы с архивными документами, а также может быть использовано архивистами при исполнении запросов граждан по генеалогии.
Составитель выражает признательность всем, кто помогал в работе над пособием, и, прежде всего Шиляевой Р.С. (ГАКО) и Любимову В.А. (Кировский объединенный историко-архитектурный и литературный музей).
|
|
Данное пособие не представляет собой законченный обзор документов генеалогического характера, и поэтому будем рады любым дополнениям и замечаниям.
ВВЕДЕНИЕ
Приступая к составлению родословной, начинающий исследователь, прежде всего, должен внимательно изучить семейный архив. Собрать и проанализировать документы (и их копии), сохранившиеся от родителей, бабушек, дедушек и других родственников, фотографии и воспоминания старших членов семьи.
В документах указаны сведения, которые потребуются при дальнейших архивных поисках. Свидетельство о рождении содержит данные о времени и месте рождения, имена и отчество родителей, их фамилию. Свидетельство о браке расскажет о времени и месте заключения брака, девичьей фамилии жены, датах и месте рождения супругов. Свидетельство о смерти сообщит о времени, месте и причине смерти. Данные о профессии, образовании, званиях и наградах могут содержаться в свидетельствах, аттестатах, удостоверениях, грамотах, дипломах и других документах.
Особенно интересны семейные воспоминания и предания, старинные фотографии. Они содержат ценнейшую, уникальную информацию, которую невозможно обнаружить в официальных документах: внешний вид предков, их привычки, манеры речи и поведения, отношение к окружающему миру, работе, людям.
При отсутствии в домашнем архиве документальных данных старшие родственники могут подсказать место и время рождения, крещения, бракосочетания и смерти предков, которые затем можно подтвердить (или опровергнуть) в государственных архивах.
|
|
Создание домашнего архива – дело, безусловно, очень важное. К сожалению, в связи с бесконечными миграциями населения, начавшимися с 30-ых годов XX века, и отношением к генеалогии как второстепенной науке, составить родословную членов семьи, живших в нашем столетии, по архивным документам крайне затруднительно.
Наполненные знаниями о своих ближайших предках и огромным желанием узнать о более ранних, Вы направляетесь в архив. Архивы – это государственные учреждения, хранящие документальные материалы. Исследовательская работа в архиве имеет ряд особенностей. Прежде всего, необходимо усвоить три основные понятия: фонд, опись, дело.
Все документы в архивах распределены по фондам. Архивным фондом называется комплекс документов, образовавшихся в результате деятельности учреждения или организации. У каждого фонда имеется название и свой номер.
На документы каждого фонда составлена опись (или несколько описей), в которую и записаны заголовки конкретных дел. Опись – это архивный справочник, представляющих собой систематизированный перечень дел, раскрывающий их состав и содержание. Дело представляет собой совокупность документов (или 1 документ), относящихся к определенному направлению или вопросу деятельности учреждения.
Для успешной работы с архивными документами при составлении родословной необходимо четко знать: на территории какого уезда, стана, волости, сельского общества располагались интересующие Вас деревни, починки, название прихода, т.е. село и церковь в нем, прихожанами которой были Ваши предки.
Сложность заключается в том, что, не смотря на определенную стабильность административно-территориального деления, существовавшего с конца XVIII века до начала XX века, границы уездов и волостей подвергались некоторым изменениям. Село, деревня или починок могли переходить также из прихода в приход.
Определить административно-территориальную принадлежность помогут списки населенных мест губернии (см. «Справку-ориентировку по истории сельских населенных пунктов» ГАКО, 1981 г.). Списки составлены в разные годы, потому они могут указать уезд и волость, в которые входил населенный пункт и интересующий Вас период.
Далее удобнее всего обратиться к «Вопросным листкам о поселениях». «Вопросные листки», объединенные по волостям, составлялись в 1877-1883 годы (ф. 574, оп. 1, д. 574-817). Кроме названия прихода и сельского общества, эти документы укажут вид поселения, количество строений, жителей и другие сведения.
Уточнить приход помогут клировые ведомости (ф. 237, оп. 70). Начиная с последней четверти XIX века, в ведомость каждой церкви вносили список деревень, починков, хуторов, относящихся к данному приходу.
Краткая история приходов, с указанием времени образования прихода, сведениями о строительстве и освящении церкви, первых метрических книгах написана архивариусом Вятской духовной консистории В. Шабалиным в «Настольной книге о церквях и духовенстве Вятской епархии», 1909 г. (ф. 1404, оп. 1, д. 5).
Четко представляя административно-территориальное деление, можно приступить к самому интересному – обратиться к документам, которые своеобразным почерком XVIII-XIX веков внесены дорогие сердцу имена и фамилии.