ЧТО ТАКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОБОЙ?
Этот раздел можно озаглавить «Забота о менеджере и поддержание его работоспособности», поскольку здесь предпринимается попытка установить, как с успехом удовлетворить требованиям жизни руководителя. Управление собой - сложная задача, поэтому полезно определить характерные черты руководителя, хорошо управляющего собой. Следующий ниже список открыт - добавьте в него все, что вы считаете важным для себя.
· Здоровое тело
· Отсутствие вредных привычек
· Энергичность и жизнестойкость
· Спокойный и сбалансированный подход к жизни и работе
· Способность справляться со стрессом
· Эффективное использование времени
ХАРАКТЕРИСТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ, СПОСОБНОГО/НЕСПОСОБНОГО УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ
Коротко говоря, от руководителей, способных управлять собой, можно ожидать наличия характеристик, перечисленных ниже в правой колонке. Те же, кто неспособен управлять собой, обладают чертами, перечисленные в левой колонке.
Неумение управлять собой | Умение управлять собой |
Пренебрегает своим здоровьем | Поддерживает свое здоровье |
Работает больше, чем положено | Ограничивает рабочее время |
Живет разбрасываясь | Следит за равновесием между личной и деловой жизнью |
Неспособен выделить себе время для отпуска | Планирует и устраивает себе перерывы для отдыха |
Неэффективно организует свои путешествия | Разумно относится к своим поездкам |
Сдерживает выражение чувств | Свободно выражает эмоции |
Избегает самопознания | Стремится к самопознанию |
Плохо использует время | Хорошо использует время |
Старается управлять своими чувствами | Использует свои чувства |
Не «ощущает» свою энергию | «Ощущает» свою энергию |
Пренебрегает разумным общением с окружающими | Развивает разумное общение с окружающими |
Не может смириться с неудачами | Смотрит на неудачи как не нечто в целом неизбежное и даже полезное. |
Не слишком высоко оценивает себя | Обладает большим чувством собственного достоинства |
Ищет всеобщего одобрения | Способен сносить неодобрение и даже нелюбовь к себе |
Постоянно перенапрягается | Избегает стрессов |
Берет на себя невыполнимые задачи | Принимает не каждый вызов |
Часто чувствует себя слабым | Обычно чувствует себя полным сил |
Принимает на себя излишние нагрузки | Берет на себя только те нагрузки, с которыми может справиться |
2. Размытые личные ценности присущи менеджерам, для которых не понятны собственные основные принципы или последние в них непостоянны, или тем, чьи ценности не соответствуют времени. Такие менеджеры ограничены размытостью личных ценностей.
ЧТО ТАКОЕ ЦЕННОСТИ?
|
|
Каждый руководитель выбирает, что и как делать. Вы можете принять решение подняться утром с постели или остаться в ней; питаться подобно Генриху VIII или индуистскому богомольцу; быть полностью поглощенным работой или делать ровно столько, чтобы лишь кое-как перебиться. Выбор, который мы делаем, зависит от нашего воспитания, поведения и взглядов наших коллег и возможных последствий наших действий. Обычно имеется несколько вариантов решений, и выбор того или иного зависит от того, что мы считаем важным и правильным. Ваши решения - то, что вы выбрали как важное и правильное, - оказывают большое влияние на вашу жизнь, на то, как вы относитесь к окружающим, и на то, каким человеком вы становитесь. Эти решения, принятые в прошлом, определяют ваше поведение в настоящем, они становятся основой ваших ценностей. Таким образом, ценности - это выбор того, что, по-вашему, является важным и стоящим.
|
|
Некоторые ценности разделяются всеми членами общества или нации. Они распространяются и поддерживаются законами, средой, обычаями и всеобщим одобрением. Во всех обществах есть люди, чья работа или роль состоит как раз в прояснении и поддержании ценностей. Работа руководителя во всех ее видах обязательно включает в себя вынесение суждений о том, что важно, а что - нет. Далее приводятся некоторые из альтернатив, с которыми сталкивается большинство менеджеров.