Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, используемых для получения доходов, не должна превышать 100 000 000 рублей.
Обратите внимание: оценивают имущество по данным бухгалтерского учета.
При смене обычной системы налогообложения на упрощенную остаточную стоимость имущества и прав определяют как разницу между их первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной до перехода на "упрощенку".
При переходе на УСН с единого сельскохозяйственного налога этот показатель рассчитывают так. Остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов, которая сложилась на момент перехода на сельхозналог, уменьшают на сумму расходов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 4 статьи 346.5 Налогового кодекса.
Если вы переходите на "упрощенку" с ЕНВД, остаточную стоимость найдите как разницу между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания) этих активов и суммой амортизации за период применения ЕНВД. Эту величину рассчитайте по правилам бухгалтерского учета.
Пример
На фирме, которая торгует продуктами питания, работают 15 человек. У фирмы есть:
- здание склада с офисом первоначальной стоимостью 12 500 000 руб. и суммой амортизации - 1 600 000 руб.;
- несколько компьютеров и офисная мебель первоначальной стоимостью 200 000 руб. и суммой амортизации - 50 000 руб.
За 9 месяцев 2008 года фирма продала товаров на 17 700 000 руб. (в том числе НДС - 2 700 000 руб.).
Чтобы определить, можно ли применять упрощенную систему, бухгалтер фирмы сделал такой расчет:
- средняя численность работников (15 человек) меньше 100 человек;
- остаточная стоимость амортизируемого имущества равна 11 050 000 руб. ((12 500 000 - 1 600 000) + (200 000 - 50 000)). Такая величина меньше 100 000 000 руб.;
- выручка фирмы за 9 месяцев равна 15 000 000 руб. (17 700 000 - 2 700 000). Это меньше 20 100 000 руб., по версии Минфина, и тем более меньше 28 236 721 руб. - по правилам Налогового кодекса.
Таким образом фирма удовлетворяет всем критериям, позволяющим с 2009 года перейти на упрощенную систему налогообложения.
"Упрощенка" и налоги.
Само название "упрощенная система налогообложения" говорит за себя: отношения с налогами у фирм и предпринимателей, работающих на этом спецрежиме, проще, чем у их обычных коллег.
Что не платят "упрощенцы".
Перейдя на "упрощенку", фирмы и предприниматели освобождаются от уплаты целого ряда налогов. Так, фирма перестает платить:
- налог на прибыль;
- единый социальный налог (ЕСН);
- налог на добавленную стоимость (НДС), кроме случаев, когда она является налоговым агентом, импортирует товары или выставляет покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС;
- налог на имущество организаций.
Если вы предприниматель, перешедший на "упрощенку", то вам не нужно платить:
- налог на доходы физлиц (со своих доходов от предпринимательской деятельности);
- единый социальный налог;
- налог на добавленную стоимость, кроме случаев, когда вы являетесь налоговым агентом, импортируете товары или выставляете покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС;
- налог на имущество физических лиц (с имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности).
Что платят "упрощенцы".
Вместо перечисленных налогов "упрощенцы" платят единый налог. Все остальные налоги, сборы и неналоговые платежи они обязаны перечислять в общем порядке.
В частности, это:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
- взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (взносы по "травме");
- земельный налог;
- транспортный налог;
- госпошлина;
- таможенные пошлины и сборы.
В ряде случаев "упрощенцы" выполняют роль налоговых агентов, то есть платят налоги за других. Речь идет о таких платежах, как:
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с выплат работникам и другим гражданам;
- налог на добавленную стоимость (НДС) при выплате доходов компаниям-нерезидентам;
- налог на прибыль при выплате доходов компаниям-нерезидентам.
После знакомства с "упрощенкой" можно сделать вывод: у этого налогового режима есть свои плюсы и минусы.
К достоинствам "упрощенки" относят:
- значительную экономию на налогах;
- заполнение и сдачу в инспекцию только одной декларации по единому налогу;
- право не вести бухучет (за исключением основных средств и нематериальных активов);
- экономию времени бухгалтера.
Правда, что касается бухучета, то право "упрощенцев" не вести его - весьма относительно.
Во-первых, "упрощенцы" все-же обязаны вести бухучет основных средств и нематериальных активов. И поскольку при ведении бухгалтерского учета необходимо отражать операции с помощью двойной записи, фирмам-"упрощенцам" лучше вести полный бухучет своей деятельности. Дело в том, что в системе двойной записи задействованы счета, которые относятся не только к основным средствам и нематериальным активам, но и к остальным аспектам деятельности (20 - основное производство; 60 - расчеты с поставщиками; 51 - расчетный счет и т.д.).
И если их использовать только для учета основных средств и нематериальных активов (а другие проводки не делать), то на этих счетах сформируются остатки, которые не соответствуют действительности.
Во-вторых, фирма может потерять право на "упрощенку" и перейти на общий режим. Поскольку на общем режиме бухучет обязателен, компания вынуждена будет восстанавливать его - а это очень трудоемкий процесс. Тем же, кто, находясь на "упрощенке", вел бухучет, ничего восстанавливать не нужно.
В-третьих, если "упрощенец" решит выплатить дивиденды учредителям, ему придется вести полный бухучет своей деятельности.
В-четвертых, если "упрощенка" применяется одновременно с ЕНВД, необходимо организовать раздельный учет доходов и расходов, имущества, обязательств и хозяйственных операций по этим видам деятельности. Понятно, что такой учет проще всего организовать с помощью бухгалтерских проводок.
Среди недостатков этого налогового режима отметим следующие:
- риск потерять право работать на УСН. В этом случае фирма должна доплатить налог на прибыль и пени, а также восстановить бухучет за весь период работы на "упрощенке";
- риск потерять покупателей, которые платят НДС. Поскольку "упрощенцы" НДС не платят и не выставляют счетов-фактур с ним, покупателям нечего принять к вычету;
- запрет на создание филиалов и представительств и др.
МФСО. Концепция
развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
(одобрена приказом Минфина РФ от 1 июля 2004 г. N 180)
Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее - Концепция), разработанная по решению Правительства Российской Федерации, направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.