В роли покупателей, как и в других сферах жизни, британцы не склонны к экспериментам, а тем более к авантюрам. Они отдают предпочтение надежности и при возможности покупают хорошо известные бренды. Важно также, чтобы была ясно указана цена, то есть британцы не любят торговаться.
Туристов, приезжающих с континента, иногда удивляет скромность оформления витрин, даже в престижных районах. Они не понимают, что это далеко не всегда означает плохое состояние дел в данном магазине. Просто большинство англичан не понимают отношения к шоппингу как к развлечению, и оформление витрин для них не имеет большого значения.
При таком положении дел большинство британских магазинов – это сети однотипных торговых точек и супермаркетов. Супермаркеты все чаще выносят на окраины городов, где можно обеспечить много мест для парковки. При этом они быстро перерастают в гипермаркеты, в которых продается еще более широкий спектр товаров. Но обычно это «товары ежедневной необходимости». Одежду, обувь, кухонную утварь и электротовары следует искать в других магазинах. Сейчас в Британии есть несколько «торговых клубов», в которых «член клуба» (человек, заплативший небольшой вступительный взнос) может купить практически все, и притом по сниженным ценам. Но пока не понятно, станут ли такие магазины в Британии столь же популярны, как сейчас в США. С другой стороны, туристов нередко удивляет многообразие индивидуальных магазинчиков. Каждый из таких магазинчиков самобытен, поскольку их хозяева не считают нужным следовать каким‑либо общепринятым принципам торговли.
|
|
Улица города, на которой сосредоточены основные магазины, называется high street (главная улица). Тенденция выносить торговлю за городскую черту приводит к тому, что многие магазины просто пустуют. Выживает такая торговля за счет продажи очень дешевых товаров людям, которые не имеют автомобилей и не могут ездить за покупками за город. Некоторые магазины, наоборот, специализируются на продаже изысканных деликатесов. К торговле одеждой сказанное относится в меньшей степени, поскольку универмаги не спешат перебираться в пригороды.
Режим работы магазинов до сих пор несет на себе отпечаток довольно сложного законодательного регулирования. Работать по воскресеньям магазинам было разрешено только в 1993 году после длительных дебатов, в которых одни отстаивали точку зрения, что воскресенье должно быть полностью выходным днем для всех, в том числе и для продавцов, тогда как другие убеждали, что для работающей женщины одной субботы для покупок недостаточно, и что хозяева магазинов должны иметь право сами определять режим работы. До этого закон был столь сложен, что магазины работали по воскресеньям исключительно на свой страх и риск, и нередко их владельцы отвечали за это в суде. Закон 1993 года разрешает супермаркетам и сетям магазинов работать не более шести часов, а маленькие независимые магазинчики могут работать без ограничений. Большинство магазинов открывается обычно в девять утра. Большие магазины работают без перерыва до восьми вечера; в маленьких бывает перерыв на обед между часом и двумя. В некоторых городах сохранился «сокращенный торговый день», когда все магазины прекращают работать около полудня. В других, наоборот, местные власти поощряют позднюю торговлю, стараясь оживить жизнь центральных улиц.
|
|
Наиболее известные магазины. Среди супермаркетов наиболее известны сети Sainsbury (Сейнзбери) и Tesco (Теско). Asda (Асда) – одна из самых известных сетей уцененных товаров. Среди универмагов с большим количеством отделов явно лидирует Mark & Spencer (Маркс энд Спенсер), который нередко называют Marks and Sparks (Маркс энд Спакс) или просто М and S (Эм энд Эс). Британцы знают, что одежда от М and S – это типичная одежда среднего уровня, то есть не дешевая и не дорогая, вполне хорошего качества и достаточно консервативная. В отличие от большинства других универмагов, М and S имеет «продуктовый холл», цены в котором немного выше, чем в супермаркетах. Нельзя также не упомянуть «Ф. У. Вулворт», магазины которого есть практически в каждом городе. В них продаются сладости, музыкальные диски, игрушки, а также всегда можно найти недорогую детскую одежду.
Унции и фунты. На упаковках пищевых продуктов приезжий из континентальной Европы может найти вес товара в привычных килограммах и граммах. Но британцу это мало что говорит. Поэтому на большинстве упаковок приводится также вес в фунтах (обозначается lbs) и унциях (обозначается oz). Что же касается продаваемых на вес мяса, сыра, фруктов, овощей и т. д., цена в большинстве случаев указывается только вторым способом. Британец никогда не попросит взвесить килограмм яблок или 200 грамм сыра, да и приезжему придется попросить «примерно два фунта» яблок и «полфунта или чуть меньше» сыра. Система размеров одежды и обуви в Британии тоже своя. Продавцы соответствующих магазинов имеют представление о континентальных и американских стандартах, но о большинстве британцев этого не скажешь.