Символическое объяснение священнодействий вседневной утрени

Утр. богослужение символизирует рождение Спасителя, явления Его миру как Бога и Избавителя от уз смертных. "Утро" для людей наступило с пришествием на землю Спасителя. Но это благодатное утро застало человека во грехах. И Сам Спаситель начал Свое служение роду человеческому с проповеди покаяния. Вот почему на утрене, после еванг. гимна "Слава в вышних Богу…" сразу же следуют исполненные покаянной скорби и сокрушения псалмы шестопсалмия.

Во время шестопсалмия, по Уставу, свечи "погашаются" для того, чтобы со вниманием слушать читаемое, чтобы "очи наши" не развлекались ничем внешним, и мы были бы "обращены внутрь своей души".

Наступившая при этом темнота знаменует ту глубокую ночь, в к-рую пришел на землю Спаситель, прославленный ангел. пением "Слава в вышних Богу…" (Лк. 2, 14), в к-рую вифлеемские пастыри во мраке ночи "текли" в пещеру к Богомладенцу и в сумраке беседовали при яслях Его (Лк. 2, 15-18). Эта тьма приводит на память ту темноту, при к-рой Моисей беседовал с Богом - "вниде во мрак" (Исх. 20, 21). Затем темнота ночи изображает и ту ночь, среди к-рой Господь явится 2-й раз судить живых и мертвых.

Среди полной тишины раздается молитва, дважды повторяемая, о том, чтобы Господь отверз уста читающему, т.е. дал силу и власть его словам "Господи, устне мои отверзеши…" Затем следуют псалмы, исполненные покаяния и скорби.

В наступившей в храме темноте катятся волны молитвенных псалмов, проникнутых глубочайшей печалью (пс. 87 и 142) и являющихся в то же время пророчеством о страдании Самого пришедшего на землю Спасителя, ибо Он "взял на Себя наши немощи и понес наши болезни" (Ис. 53, 4). Здесь темнота храма соответствует тьме смертной ночи.

О настроении, с к-рым следует слушать шестопсалмие, в Типиконе говорится: "Егда глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати, покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы с благоговением и страхом Божиим, яко Самому Богу невидимо беседующие и молящиеся о гресех наших (9 глава). И еще: "Глаголет шестопсалмие со всяким вниманием, не борзяся (не торопясь), и не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути или хракнути, но со страхом Божиим стояти, яко Самому Богу беседующе невидимо…".

Далее говорится о том, что подобает "внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбенных персем (с руками, прижатыми к груди), главы же преклонены, очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку, и жизнь вечную" (Понедельник 1-й седмицы Велик поста).

Во время чтения 3х последующих псалмов шестопсалмия (т.е. 87, 102 и 142) свящ-к выходит на амвон и становится пред царскими вратами и с открытою главою читает "Утренние молитвы", аналогичные по своему смыслу светильным молитвам вечерни. "Как на вечерне, - говорит архиеп. Вениамин, - во время чтения свящ-к один про себя читает светильничные молитвы, изображая Ходатая Христа Сына Божия, так точно и в начале утрени тот же свящ-к, после 3х псалмов шестопсалмия, начинает читать пред святыми дверьми "Утренние молитвы" один и про себя, показывая такое же ходатайство об исполнении моления, содержащегося в шестопсалмии".

Очень важно отметить, что свящ-к, изображающий Ходатая Христа, выходит ко времени начала чтения самого скорбного, наполненного смертной горечью пс. 87. Этим изображается то, что Христос услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о к-рых говорится в этом псалме, а также в заключительном пс.142.

Текст "Слава в вышних Богу…" издревле входил в богослужение. Этот текст мы видим в литургии "Апостол. Постановлений". Уже св. Венедикт предписывает начинать утреню стихом "Господи, устне мои отверзеши…".

В древности утреня начиналась одним 62 псалмом (Псевдо-Афанасий. "О девстве", 4-5 вв.). Потом под влиянием монашеских уставов количество псалмов быстро возросло до 12. Впоследствии в монастырской практике келлитов возникла необходимость в уменьшении количества псалмов под влиянием песенно-храмовой практики исполнения их. Господствовавшее ранее число "12" было сокращено до "6", к-рое стали называть шестопсалмием. Это произошло сравнительно рано, так что об этом есть упоминание уже в древнейших Иерусалим. уставах. О шестопсалмии также упоминает святой Бенедикт Нурсийский. В настоящем виде оно упоминается в 7 в. в описании Синайской утрени.

После окончания шестопсалмия произносится "Великая ектения", выражающая прошения и надежду на то, что явившийся на земле Ходатай, Спаситель, рождение Которого прославлено в начале шестопсалмия, исполнит все прошения, о к-рых говорится в этой ектении.

После этой ектении диакон или свящ-к возглашает славу пришедшему Спасителю в словах прокимна "Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне". Этим исповедуется пришествие на землю Господа и продолжается прославление Его пришествия, воспетого ангельским славословием во вступлении к шестопсалмию. Затем произносятся особые стихи, пение и чтение к-рых отличается праздничным торжеством и радостью. В ознаменование этой радости зажигаются свечи.

Симеон Солунский так объясняет этот момент богослужения утрени: "Иерей тотчас, сотворив перед Богом утренние молитвы, по окончании шестопсалмия молится о всех, говоря мирную ектению (т.е. "Миром Господу помолимся"). И в то время зажигаются свечи, в ознаменование того, что слава Господня осияла их. Потом громогласно, в подражание славословию ангелов, поется "Бог Господь". Ибо Христос, как Бог, явился нам во плоти во имя Господа Отца Своего и Себя Самого (плотское Его пришествие изображает ночь). Поелику Он родился ночью, так как нам, сидящим во тьме и сени неведения, явился "Свет великий Божий", по словам Исаии, то и мы, находясь в житии сем, как в ночи, ожидаем, что вожделенный Жених наших душ придет к нам среди ночи".

Архиеп. Вениамин прибавляет к сказанному: "Поелику Христос родился ночью и ночью же придет опять, то стих "Бог Господь", прославляющий 2 Его пришествия, поется всегда ночью, т.е. на утренях, а не в других дневных славословиях; а если и поется на молебнах и на нек-рых других дневных службах, то потому, что эти службы суть те же всенощные".

После пения "Бог Господь" поются тропари. Тропарь, в к-ром прославляется праздник, как бы на конкретном примере раскрывает сущность и силу слов "Бог Господь".

Затем стихословятся 2 или три кафизмы. Сидение за кафизмами возникло из древней подвижнической практики, когда в течение суточной службы прочитывалась вся Псалтирь. Об этом имеются сведения у св. Кассиана (5 в). Сидеть, впрочем, полагалось только во время назидательных чтений. Во время же пения отделов Псалтири полагалось стоять, почему отделы эти назывались статьями. Они соответствуют позднейшим кафизмам. Под влиянием св. Кассиана появл-ся обычай сидеть во время исполнения святых статей. К 9 в уже появл-ся термин "кафизма" ("сидение"), указывающий на упрочившийся обычай.

2-я часть

Далее начинается др. часть утрени. Она посвящена прославлению события или святого дня. Этой цели особенно служит канон.

Начало канонов относится к древним временам христианства. Подражая пению (Деян. 16, 25) и наставлению апостолов, глаголати "во псалмах и пениях и песнех духовных" (Еф. 5, 19), преемники апостолов на основании Свящ. Писания и Свящ. Предания составили многие свящ. песни. Слово "песнь", взятое из Свящ. Писания (Кол. 3, 16), показывает, что церковные песнопения выражают свящ. восторг Церкви.

Полный канон на утрене есть стихословие 10ти избранных песней Свящ. Писания (псалмы отсутствуют). Среди этих песен первые 8 из Ветх Завета, а последние 2 (т.е. 9-я и 10-я) - из Нового. Последняя 10-я песнь заменяется обыкновенно 9-й и, поэтому фактически нормальный канон "есть стихословие избранного числа 9ти песней".

Большею частью канон состоит из стихословия избранного числа 9ти песней.

2-я песнь, составленная по образцу обличительной песни Моисея, имеется только в канонах великопостных; во всех же прочих канонах 2-я песнь не употребляется.

Канон явл-ся важнейшей подвижной частью утр. богослужения. Замена в этом месте стихословия псалмов стихословием песней Свящ. Писания имеет глубокое богословское и психологическое значение. Торжественность этого места службы, где помещается канон, и переполнение сердца молитвенным восторгом психологически требует излияния в ряде возвышенных песней, прославляющих праздник или святого, память к-рого отмечается в этот день. Здесь как бы подтверждаются слова ап. Павла "От избытка сердца глаголют уста".

Образцом для составления песней канона послужили 10 Богодухновенных песней, содержащихся в Свящ. Писании.

1-я песнь. Это благодарственная песнь иудеев по переходе их через Чермное (Красное) море. Она была воспета Мариамною, сестрою Моисея и Аарона, "Поим Господеви, славно бо прославися" (Исход 15, 1-19). В этой песне прославляется Господь, как Всемогущий Избавитель от зол и нападений вражьих и прежде всего диавола ("фараона мысленного").

2-я песнь воспета Моисеем во время странствования евреев по пустыне – во обличение их беззаконий и для пробуждения в них чувства раскаяния. Ее начальные слова: "Вонми, небо, и возглаголю…" (Втор. 32, 1-44). В этой песне образ Господа, карающего за грехи, беззакония и посылающего в огонь геенский (Втор. 32, 22). В праздничных канонах она опускается, а поется только в период Великого поста.

3-я песнь следует в праздничных канонах за 1-й песнью. Она воспета Анной, матерью прор. Самуила, в благодарность за снятие с нее Господом позора безчадия. Ее начальные слова: "Утвердися сердце мое во Господе", а также: "Несть свят, яко Господь" (1 Цар. 2, 1-10). Ее основная мысль: полное возложение своего упования на Господа и на Его всемогущество.

4-я песнь состоит из нек-рых стихов книги прор. Аввакума, в к-рых предсказывается явление Господа Иисуса Христа и выражается чувство благоговения и страха: "Господи, услышах слух Твой и убояхся" (Аввак. 3, 2, 20 и др.). В этой песне прославляется добродетель, величие, сила и слава грядущего Спасителя.

5-я песнь состоит из нек-рых стихов книги прор. Исаии и выражает жажду мира, к-рый принесет Господь, и непрестанное от ночи до утра моление к грядущему Избавителю. "От нощи утреннюет дух мой, к Тебе, зане свет повеления Твоя. Мир даждь нам" (Ис. 29: 9, 12). Здесь прославляется Спаситель, как миротворец. В этой же главе содержится пророчество о воскресении из мертвых (ст. 19), начало к-рого положил Сам Христос.

6-я песнь состоит из нек-рых стихов книги прор. Ионы - его молитвы во чреве китовом. "Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему, и услыша мя; из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой" (Иона 2, 3-7). В ней выражается пророчество о восстании Христа из мертвых (ср. псалом 15, 10) после схождения Его во ад. Там же выражена мысль, что нет такой беды и ужаса, среди к-рых не был бы услышан голос молящегося от всего сердца.

7-я песнь взята из книги прор. Даниила и выражает славословие 3х благочестивых евр. отроков, находившихся в огненной печи Вавилонской, куда их ввергли за отказ поклоняться идолу. Ее основной текст такой: "Благословен еси, Господи, Боже отцев наших и хвально и прославлено имя Твое во веки" (Дан. 3, 21-56).

8-я песнь, так же как и предыдущая, взята из книги прор. Даниила и явл-ся продолжением славословия 3х отроков, призывающих воздавать хвалы Богу за все. "Благословите все дела Господня, Господа пойте и превозносите Его во веки" (Дан. 3, 57-72).

Обе песни содержат важные богослов. мысли (они особенно широко развиваются в контексте паремии вечерни Великой субботы, где книга прор. Даниила составляет заключительную 15 торжественную паримию. Избавитель от огня печи Навуходоносоровой, явно прообразующей огнь геенский, есть Сам Сын Божий (Дан. 3, 25), сходящий во ад для освобождения заключенных там от века узников.

9-я песнь явл-ся славословием Божией Матери, произнесенным Ею после приветствия Елизаветы, наименовавшей Ее Матерью Господа: "Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем" - и кончая словами "Яко же глагола ко отцем вашим Аврааму и семени его даже до века" (Лк. 1, 46-55). Это славословие, являясь средоточием канона, содержит прославление Божией Матерью Господа и выражает также святую радость об осуществлении пророчеств. В наше время эта песнь явл-ся прославлением Самой Божией Матери от Святого Духа, подвигнувшего Ее на это славословие.

10-я песнь являет собой славословие Бога свящ-ком 3ахарией при рождении сына, св. прор. Иоанна Предтечи (Лк. 1, 68-79). Начальные слова этой песни следующие: "Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людям Своим" (Лк. 1, 68). Песнь эта (взятая целиком) представляет много поразительных аналогий с величанием Божией Матери и явл-ся как бы его отзвуком и дополнением. Его основной мотив - пророчество о Предтече Господнем и о Самом Господе.

Когда диакон возгласит "Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим", то этим возглашением и начинается стихословие 9-й песни. Стихословие это состоит в том, что к каждому стиху песни Пресвятой Богородицы (Лк. 1, 46-55) припевается текст песни св. Космы Маюмского "Честнейшую Херувим…".

В христиан. богослужении песнь Богородицы "Величит душа Моя Господа…" введена чрезвычайно рано. Согласно исследованиям Мабильона, она пелась в Галлии в начале 6 в. на утрене в воскресные и праздничные дни. На основании александрийского списка Библии можно утверждать, что песнь Богородицы входила в богослужение вместе с псалмами и др. песнями Свящ. Писания уже в 4 в, если не ранее. Ее мы находим не только в древнейших греч. Псалтирях, но и у несториан, коптов, яковитов, армян и др.

"Песнь Богоматери, - говорил архиеп. Филарет Черниговский, - есть 1-я Боговдохновенная песнь христиан. времени, - т.к. христианин, желая славить песнями Господа, невольно после древних Боговдохновенных песен встречается с песнью Святой Девы и невольно начинает ее петь. Самые обстоятельства первых времен - тяжкие гонения на христиан, - сближали христиан. душу с Тою, Которая так мало имела известности на земле, хотя и была из царского рода и Которая так прославлена за смирение Свое".

Что касается славословия Космы Маюмского "Честнейшую Херувим" (8 в), то в Церкви существует умилительное предание, засвидетельствованное Никифором Каллистом (16 в). Согласно этому преданию, Божия Матерь явилась св. Косме и сказала ему: "Приятны Мне песни твои, но сия приятнее всех других; приятны Мне те, к-рые поют дух. песни, но никогда я столько близка не бываю к ним, когда поют они сию новую песнь твою".

Употребление же песней Свящ. Писания во время богослужения восходит к ветхозаветным временам. Из талмудических трактатов известно, что во время принесения вечерней жертвы пелась торжественная песнь Мариамны, сестры Моисея (Исх. 15 гл.), т.е. наша 1-я песнь канона. При принесении же добавочной праздничной жертвы в субботу пелась обличительная песнь Моисея, т.е.ь наша 2-я песнь канона.

Из памятников 3 в. "Завещание Господа нашего Иисуса Христа" видно богослужебное употребление песни Моисея и какого-либо из пророков, составивших вместе с псалмами всего 4 песни.

О библейских песнях упоминает св. Иларий Пиктавийский (4 в), к-рый указывает, что в то время в Африкан. Церкви пелись 2 песни Моисея, песнь Деворры и Иеремии.

С 4 в. начинают применяться в Церкви песнопения 3х отроков.

В современном смысле каноны появл-ся у свт. Софрония, патриарха Иерусалимского (7 в).

Большие полные каноны впервые начал писать, по всей вероятности, св. Андрей Критский (7 в). Он же, по-видимому, ввел ирмосы.

Исключение 2-й песни начинается около 9 в. В 9 в. же Триодь приобрела нынешний вид трудами прп. Феодора Студита и его брата Иосифа.

Для Октоиха и Минеи каноны составлены прп. Феофаном и св. Иосифом Песнописцем. При них же выработался современный обычный тип канона с 4-6 тропарями. Этот объем установился в виду необходимости соединения неск-ких канонов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: