Особенности Богослужения Великого Поста

Я опускаю особенности Богослужений приготовительных седмиц, в т.ч. и Сырной. 1-е, что следует отметить: все постовые особенности отменяются в субботу и воскресенье. В эти дни почти ничто не напоминает о том, что идет Великий Пост. Есть нек-рые особенности - напр, на воскресном всенощном бдении по чтении Евангелия поется «Покаяния отверзи ми двери…», но это уже некие малости. В последний раз великопостные особенности присутствуют в пяток каждой седмицы за вечерней (по субботам). Эта вечерня присоединяется к ЛПД.

А вот великое повечерие в пятницу вечером уже совершается без великопостных особенностей - без земных поклонов и не в черных облачениях. Кстати, черное облачение на будничных службах Великого Поста - это довольно поздняя традиция, пришедшая к нам от римо–католиков примерно в 18 в. До этого служили в темных (темно–лиловых) облачениях, но не в черных. Так или иначе, облачения иерейские и диаконские на будничных службах Великого Поста всегда отличались от облачений, скажем, воскресных.

1. Самая главная особенность великопост. Богослужения - отсутствие в будничные дни полной Литургии. Что касается ЛПД, то она, во-1-х, совершается не каждый день, а во-2-х, не явл-ся Литургией в полном смысле этого слова. По всем субботним и воскресным дням совершается полная Литургия. В прочие дни Велик Поста полная Литургия может совершаться только в одном случае: при попадании праздника Благовещения Пр. Богородицы на какой-нибудь из будничных дней Великого Поста.

2. По нек-рым будничным дням совершается ЛПД, к-рая никогда не совершается вне этого периода.

3. В первые 5 воскресных дней Велик Поста совершается Литургия не Иоанна Златоустого, а Литургия Василия Великого. Литургия Василия Великого совершается только 10 раз в году: в первые 5 воскресений Великого Поста, в Великий Четверток, Великую Субботу, в Рождественский и Крещенский сочельники или же в самые праздники Рождества Христова и Богоявления, если эти праздники выпадают на воскресение или понедельник. Т.е. если сочельники выпадают на субботу или воскресенье, то в сочельник совершается Литургия Иоанна Златоустого, а в самый праздник - Литургия Василия Великого. 1 января, в день памяти св. Василия Великого, также совершается Литургия Василия Великого (в Новый год по старому стилю).

4. Несколько изменяется само следование служб суточного круга.

Изобразительны при отсутствии Литургии совершаются не после 6–го, а после 9–го Часа.

(Вопрос: где помещен устав об облачении и что означают различные цвета свящ. риз?)

Ответ: нигде устава о цвете облачения нет, это неписаная традиция. По всей видимости, раньше такой проблемы не было - в ризе какого цвета служить. Ризы были парчовые, расшитые металлической нитью, и цвет не имел решающего значения. Сейчас традиция такая: будничные службы Великого Поста совершать в черных ризах, службы Цветной Триоди - до отдания Пасхи - в красных, службы Господских праздников - в белых (кроме того, в белых ризах совершаются заупокойные службы), как и таинства, перешедшие в разряд треб: крещение, венчание, соборование, отпевание, пострижение. В голубых ризах совершаются службы Богородичных праздников. В зеленых ризах - службы преподобнические, а также праздника Троицы (понедельник Святаго Духа - уже в белых). Вербное Воскресение служат либо в золотых (как и Лазареву субботу), либо в белых ризах, т.к. это Господский праздник.

Что касается золотых, или желтых, риз, то в них служатся службы святительские, а также, по установившейся традиции, обычные будничные службы. Вообще, цвет риз соответствует тому или иному празднованию только начиная от полиелейной службы: если полиелей или бдение, то по цвету праздника; если служба до славословия включительно, то в золотых ризах. В частности, воскресные службы служатся в золотых ризах. Мученические службы - в красных ризах.)

5. Каждая из служб суточного круга претерпевает нек-рые изменения в своем чине. Наиболее характерной особенностью явл-ся чтение в конце каждой службы суточного круга молитвы прп. Ефрема Сирина с поклонами. И вообще одной из характерных особенностей Богослужений Великого Поста явл-ся обилие земных поклонов. Между прочим, земные поклоны полагаются отнюдь не только на «Господи, Владыко живота моего…»

(Вопрос: каков смысл совершения Литургии Василия Великого в воскресные дни, а в субботние - Литургии Иоанна Златоустого? Почему не наоборот?

Ответ: не надо забывать, что, согласно церк преданию, Литургия Иоанна Златоустого есть сокращение Литургии Василия Великого. Поэтому в те дни, когда от нас требуется сугубая молитва, совершается Литургия Василия Великого. Понятно, что воскресный день во всех отношениях превосходит день субботний, поэтому по воскресным дням Великого Поста совершается Литургия Василия Великого, а по субботним - полная «обычная» Литургия, т. е. Литургия Иоанна Златоустого. А в Вербное Воскресение совершается Литургия Иоанна Златоустого. Почему? Потому что Вербное Воскресение ни при каком исчислении не причисляется к Великому Посту.)

6. Еще одна важная особенность, относящаяся не к данной службе суточного круга, а ко всему суточному кругу в целом: особый устав чтения Псалтири. Пока скажу лишь, что Великим Постом прочитывается в течение седмицы не 20, а 40 кафизм, т.е. Псалтирь прочитывается не единожды, а дважды за седмицу.

Это достигается вследствие 2х причин: - на великопостной утрени прочитывается не 2, а 3 кафизмы; - кафизмы читаются почти на всех Часах.

Между прочим, в субботние и воскресные дни устав о кафизмах не изменяется, что тоже подтверждает отсутствие в субботу и воскресение великопостных особенностей.

7. След. особенность заключается в изменении чинопоследования каждой из служб суточного круга.

Об этом мы будем говорить более подробно, а пока скажу лишь, что Великим Постом вечерня совершается ранее, чем в дни Великого Поста. Она присоединяется к Часам, согласно установившейся у нас практике (впрочем, дозволяемой Типиконом). А т.к. вечерня совершается днем, а не вечером, то вечером в седмичные дни служится не малое, а великое повечерие. В пятницу вечером также совершается великое повечерие, но уже без великопостных особенностей. Устав называет это повечерие «повечерием великим без поклонов».

8. В воскресенье вечером Великим Постом (в первые 5 воскресений, а также в неделю сыроспустную) совершается вечерни со входом и великим прокимном. 2 великих прокимна глаголятся поочередно.

(Вопрос: откуда появилась традиция служить в воскресение пассию?

Ответ: оттуда же, откуда и традиция служить в черных ризах. «Пассия» (латин. слово) означает «страдание». Это служба не уставная, она распространилась у нас в синодальный период. Между прочим, чина пассии нигде нет и в разных храмах она совершается по-разному. Есть редкие храмы, где она не совершается, а совершается уставная служба.

Пассия - это великопостная понедельничная вечерня со входом и великим прокимном, с молебном по отпустительных тропарях, с каноном (иногда акафистом) и чтением Евангелия. Причем пассии совершаются 4 раза: во 2, 3, 4 и 5 воскресение Великого Поста. Почему 4? Потому что 4 евангелиста: на 1-й пассии читаются страсти по Матфею, на 2-й - страсти по Марку, на 3-й - страсти по Луке, на 4-й - страсти по Иоанну.)

В прошлый раз мы охарактеризовали общие особенности всех великопостных Богослужений. Сегодня мы будем изучать конкретные особенности тех или иных служб суточного круга, отправляемых во время Св. Великого Поста.

Надо сказать, что Типикон посвящает великопостному Богослужению довольно значит. часть своего объема - это гл. 49, занимающая неск-ко десятков страниц. Глава эта назыв-ся «Последование Святыя Четыредесятницы».

Я буду излагать особенности служб суточного круга не в порядке следования богослужебного дня, а в порядке следования дня астрономического.

Полунощница (вседневная) Напомню, что полунощницы делятся на вседневные, субботние и недельные (воскресные). И если мы говорим об особенностях великопостной полунощницы, то относиться они могут только к вседневной полунощнице, т.к. в субботу и воскресение никаких великопостных особенностей нет.

По возгласе свящ-ка: «Боже, ущедри ны и благослови ны…» - молитва Ефрема Сирина с 16–ю поклонами. Это и есть единств. особенность великопостной полунощницы. Согласно ныне действующей редакции устава, полагается 3 земных поклона, 12 поясных с краткой молитвой «Боже, очисти мя грешнаго» и 1 земной поклон (в сумме 16). До богослужебной реформы патр. Никона молитва Ефрема Смирина совершалась иначе (по крайней мере на Руси): полагались 16 поклонов земных, а краткие молитвы были разными. Текст самой молитвы в той редакции тоже несколько отличался от теперешней: «Господи Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, праздности и любоначалия отжени от мене» (а не «не даждь ми»). С богослов. точки зрения такая формула безукоризненна: Господь не может дать нам чего‑либо стропотного. Другое дело, что мы можем просить Бога, чтобы Он отделил, «отженил» от нас то, чему не подобает в нас возрастать. Правда, есть другой пример: «Не введи нас во искушение» в молитве Господней. Это тоже условно понимаемое место: не допусти до того, чтобы искушения возобладали над нами. Так же надо понимать и «не даждь ми» в молитве Ефрема Сирина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: