Великопостная утреня

Начинается она так же, как и обычная вседневная с той лишь особенностью, что в начале перед псалмами читается не только «Приидите поклонимся», а «Святый Боже» по «Отче наш». Вместо «Бог Господь», поется «Аллилуиа» гласа, а вместо тропаря святому - «Троичны гласа», помещаемые в конце Триоди с припевом к первому троичну, к-рый меняется в зависимости от дня седмицы. Стихословятся, большей частью, по 3 кафизмы, Седальны по 1-й кафизме Октоиха, а по 2-й и 3-й Триоди. После 50 пс. читается иереем на амвоне перед иконою Спасителя молитва «Спаси, Боже люди твоя» (та же, что и на всенощном бдении).

Самой главной отличит. особенностью великопост. утрени явл-ся то, что на каноне стихословятся Песни Свящ. Писания, с к-рыми соединяются ирмосы и тропари канона Минеи и трипеснца Триоди. Октоих в будничные дни поста не поется. Полностью стихословятся лишь те 3 песни Свящ. Писания, к-рым отвечают соответствующие песни трипеснца Триоди. 8 и 9 песнь стихословятся всегда, а первые песни стихословятся по порядку: в понедельник 1-я песнь, во вторник - 2-я, в среду - 3-я, в четверток - 4-я и в пяток - 5-я. В остальных песнях стихословятся только последние стихи каждой песни, к-рые служат как бы припевами к тропарям.

Порядок этого стихословия, как указывает Типикон, след: После молитвы иерея: «Спаси, Боже, люди Твоя» и возгласа: «Милостию и щедротами …» Начинаем: «Господеви поем:» на глас канона Минеи дне святого: и глаголют стихи песней скоро, кийждо лик свой стих, дóндеже достигнут до «Огустеша», и от того начинают стихи держати на 14: и поем Минеи со ирмосом на 6. Поем же сице: 1-й лик глаголет стих: «Огустеша» и поет ирмос. 2-й же лик глаголет 2-й стих: «Рече враг:» и по нем тропарь канона (святого из Минеи). И по ряду стихи, по ликом, до «Тогда потщашася:» от стиха же «Тогда потщашася»: начинаем трипеснец господина Иосифа на 4. На «Господь же царствуяй:» поем другой трипеснец господина Феодора Студита, и поет един лик тропарь. Другой же лик 2-й стих и тропарь. Посем соединившимся двум ликом, поют: «Слава», Троичен, высшим гласом: «И ныне», Богородичен. Таже глаголем высочайшим гласом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и поем иный тропарь господина Феодора: понеже бо по пяти тропарей имать песнь. Последи же глаголем Катавасию - ирмос 2-го канона.

Cице поется - 8, и 9 песни (в таком же порядке, как выше указано петь 1-ю песнь).

3-ю же песнь поем сице: Глаголет 1-й лик стих: «Господь взыде на небеса:» и тропарь канона Минеи. 2-й лик, стих: «И даст крепость царю». И 2-й тропарь канона Минеи. Таже, 1-й лик - Слава, и 2-й лик - и ныне, с тропари канона. И поет 1-й лик ирмос Минеи третия песни, последи канона.

Сим образом поем и 6-ю песнь.

4-ю же и 5-ю и 7-ю песнь сице поем. Глаголи первее ирмос канона минеи, таже конечные 2 стиха песни поем к тропарем канона, и Слава, и и ныне. Ирмосом же не покрываем песни, зане ирмос глаголется прежде песни, поются же ирмосы Минеи по каноне токмо по 3-й и 6-й песни, занеже у тех песней первее ирмос не поется.

В прочие же дни седмицы, кроме понедельника, тако поется и 1-я песнь, яко же указася о 4-й и 5-й песнех. А в коих песнех будет трипеснец, поется последи канона катавасия - ирмос трипеснца, яко же выше изъявися.

В настоящее время все это упрощается тем, что не бывает пения на 2 лика, песни не поются на глас, а просто стихословятся речитативом или даже читаются; читаются и тропари канона, а поются только ирмосы и катавасия. Важно помнить, что в 3й и 6й песнях ирмос не поется в начале песни, как обычно, а им покрывается песнь, т.е. он поется в заключение всей песни. В тех же случаях, когда в данной песни имеется трипеснец, то покрывает данную песнь ирмос трипеснца из Триоди.

Надо знать также, что по 1-ой кафизме глаголются седальны умилительны Осмогласника, т.е. Октоиха. Они собраны все в конце Триоди постной, так что к Октоиху обращаться не нужно. По 2-й и 3-й кафизмах - седальны Триоди, указанные на ряду. По 3-й песни канона и малой ектении следует седален святого из Минеи. По 6-й песни и малой ектении - седален мученичен. Они также указаны все в конце Триоди постной. «Аще же имать святый кондак, глаголем его зде», т.е. по 6-й песни канона, мученичен же глаголем по 1-й кафизме, с седальны, с припевом: «Дивен Бог во святых Своих», по 9-й песни поется: «Достойно есть» и поклон до земли, затем малая ектения и Светилен Троичен гласа трижды. Эти светильны собраны тоже в конце Триоди; к первому заключительные слова меняются в зависимости от дня седмицы на подобие того, как это у Троичнов гласа по «Аллилуиа». Далее следуют обычные три Хвалитных псалма утрени.

По уставу на великопостной утрени полагаются в назидание верующих чтения из святоотеч. творений, именно: по 1-й кафизме и седальне из прп. Ефрема Сирина, по 2-й кафизме и седальне также - из прп. Ефрема, по 3-й кафизме и седальне из книги еп. Палладия Еленопольскаго, называемой Лавсаик, по 3-й песни канона - также из Лавсаика, по 6-й песни канона чтение из Пролога. В настоящее время это бывает лишь в монастырях, а в нек-рых приходах свящ-к читает поучение или краткое житие святого из Пролога.

Конец великопост. утрени тоже имеет свои особенности: Великое славословие читается, как на обычной повседневной утрени, затем следует обычная просит. ектения, после к-рой поются стихиры на стиховне из Триоди; после этих стихир читается дважды: «Благо есть исповедатися Господеви», Трисвятое по Отче наш: и по возгласе, вместо обычного тропаря, читается: В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним, Богородице, дверь небесная, отверзи нам двери милости Твоея. Сугубой ектении, как на обычной повседневной утрени не бывает, а читается 40 раз «Господи, помилуй», Слава и ныне, Честнейшую херувим… Именем Господним благослови, отче, и возглас иерея: Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне, и присно и во веки веков, вместо обычного многолетствования читается молитва: «Небесный царю …» и за ней следует чтение иереем великопост. молитвы прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего» с 16-ю поклонами. По окончании этой молитвы и поклонов сразу же начинается чтение 1- го часа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: