Круг суточного богослужения

Еще в Ветх Завете установлено было освящать церковной молитвой определенные часы дня. Этот обычай перешел и в христианство. Служб, предназначенных св. Церковью для общественной молитвы и совершающихся каждый день в положенные часы, всего 9: 1) Вечерня, 2) Повечерие, 3) Полунощница, 4) Утреня, 5) Час 1, 6) Час 3, 7) Час 6, 8) Час 9 и 9) Божеств. литургия. Эти службы и составляют круг суточного богослужения и назыв-ся «повседневными». В каждой из этих служб развивается определенная мысль, связанная с особыми свящ. воспоминаниями.

Церковно-богослужебные сутки, по древнему обычаю, начинаются с вечера. Поэтому и круг суточного богослужения начинается Вечерней.

Вечерней называется то богослужение, к-рое совершается под конец дня, вечером, в благодарность за истекший день и в освящение наступающей ночи. Она начинается чтением предначинательного пс.103, в к-ром прославляется премудрость Творца вселенной и состоит из молений о всех членах Церкви и их нуждах, из чтения псалмов и пения стихов с мольбой Богу об услышании нас и прославления Господа Иисуса Христа, Божией Матери и святых, из прошений о различных дух. благах и заканчивается молитвой Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши…», а иногда и молитвой, содержащей Архангелово приветствие Пресвятой Деве Марии «Богородице Дево, радуйся…» Таким образом, вечерня напоминает нам времена Ветхого Завета, начавшиеся сотворением мира и окончившиеся рождением в мир Спасителя мира.

Повечерие совершается перед отходом ко сну и состоит из чтения псалмов и молитвословий, в к-рых испрашивается у Бога прощение грехов, помощь и заступление от врагов видимых и невидимых, ищущих уловить наши души и особенно опасных во время сна, Символа Веры, молитвы Богородице «Нескверная, Неблазная…» и Христу Спасителю о благословении нам, «на сон грядущим». Совершается повечерие в более поздние часы, после Вечерни. Оно бывает Великое и Малое. Великое Повечерие совершается только в Великом посту, а также накануне праздников Рождества Христова, Богоявления и Благовещения (когда оно приходится в седмичные дни Великого поста). Малое Повечерие совершается в течение всего года.

Полунощница – богослужение, к-рое должно совершаться в полночь или, во всяком случае, еще задолго до утреннего рассвета, до Утрени. Так как в притче о 10 девах Господь Иисус Христос изобразил Себя под образом жениха, пришедшего в полночь, то христиане имели обычай освящать этот час молитвой, чтобы встретить Господа, подобно мудрым девам, бдящими. Кроме того, полночь священна для христианина по воспоминанию о том, что Господь в это время скорбел и тужил в саду Гефсиманском до кровавого пота, был предан вероломным Иудою и подвергся горьким оскорблениям на суде у первосвященника. Полунощница состоит из чтения покаянного пс. 50 и пс.118, к-рый изображает блаженство людей непорочных, из Символа веры, песни «Се жених грядет в полунощи…» и молений за умерших. Таким образом, полунощница располагает нас к покаянию, постоянному хранению закона Господня и духовному бодрствованию в ожидании нечаянного Второго пришествия Христова.

Утреня – богослужение, к-рое совершается рано утром, еще до восхода солнца. Она располагает молящихся к благодарению Господа за успокоение во время истекшей ночи и за дарование наступающего дня, а также напоминает о явлении Спасителя в мир и о воскресении Христовом. Начинается утреня молением о Царе и состоит затем из чтения 6ти псалмов, изображающих собеседование души человеческой с Богом, моления о благосостоянии Церкви Божией и всех ее членов, чтения кафизм, прославления Бога и святых Его в тропарях, седальнах и канонах, хвалитных псалмах и Великом славословии и, в заключение, из прошений о различных дух. благах.

Часами 1, 3, 6 и 9 называются молитвословия, составленные по одному и тому же типу: начальные молитвы, 3 псалма, имеющие отношение к воспоминаемому событию, тропарь, богородичен, общая заключительная молитва всех часов, повечерия и полунощницы «Иже на всякое время и на всякий час…», и особая заключительная молитва в конце каждого часа. Час 1-й, по принятому доселе на Востоке счислению, соответствует 7-му часу утра по нашему счислению, 3-й час 9-ому часу утра, 6-й час 12-ти часам дня и 9-й час 3-ем часам пополудни. В 1-й час мы прославляем Бога за дарование нам света чувственного, ибо в этом часу восходит солнце; в 3-й час вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, в 6-й час распятие Господа Иисуса Христа и в 9-й час – крестная смерть Его.

Божеств. литургия есть средоточие, главная служба всего суточного круга, по отношению к к-рой все остальные службы явл-ся как бы только приготовлением для достойного ее совершения и приобщения святых Таин Христовых. Поэтому священнослужитель, желающий совершить Божеств. литургию, обязуется, по церковным правилам, отслужить или, по крайней мере, хотя бы только выслушать или прочесть дома все остальные службы суточного круга.

В начале все эти службы, особенно в монастырях, совершались отдельно, каждая в свое, положенное ей время суток. Но впоследствии, для удобства верующих, занятых повседневными житейскими трудами, они стали группироваться в 3 группы: вечером – 9-й час, Вечерня и Повечерие, рано утром – Полунощница, Утреня и Час 1-й, днем в предобеденное время – Часы 3-й, 6-й и Божеств. литургия. Порядок этот несколько видоизменяется Великим постом, когда по Уставу 9-й час и Вечерня предшествуют совершению Божеств. литургии. Накануне Великих праздников совершается Всенощное бдение, состоящее из Вечерни, Утрени и 1-го часа. В случае совершения Всенощного бдения, перед ним служится 9-й час и Малая вечерня, представляющая собой сокращение Великой вечерни, а Повечерие и Полунощница совершенно отпадают, т.к. для них, если бдение действительно происходит в течение всей ночи, не остается времени. В настоящее время по немощи людской и небрежению Всенощное бдение сохранило лишь свое название, а по продолжительности своей далеко не захватывает и половины ночи, ибо в мирских храмах продолжается нередко всего 1,5 или 2 часа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: