Ложные учения о Промысле

В язычестве, напр, у древних греков и римлян было распространено представление о судьбе (anagke, греч., fatum, лат.), бессознательной силе, к-рой подчинены все живущие, к-рая полностью предопределяет судьбу человека.

Другое ложное представление, также характерное для язычества, состоит в том, что Промысл распространяется только на великие, достойные предметы. Таких предметов очень мало, большая же часть мироздания находится вне попечительного действия высшего Начала.

На христиан. почве были след. извращения учение о Промысле.

Во-1-х, дуалистический гностицизм, где единому благому Богу противопоставляется нек-рое паритетное Ему злое начало. В рамках такого учения не остается места для учения о Промысле вообще. Развитие мира здесь определяется не промыслительной деятельностью Бога, а борьбой 2х враждебных начал.

Во-2-х, в христианстве возникали заблуждения, связанные с отрицанием частных сторон Промысла. Напр, учение о несовместимости Божеств. Промысла со свободной волей человека и, как следствие, учение о полном предопределении человека или ко спасению или к погибели, что имело место в нек-рых протестант. общинах, в частности, у реформатов (кальвинистов).

На нехристиан. почве такое воззрение характерно для ислама. Традиционный ислам в своем учении о мире и человеке придерживается фаталистических представлений.

Полное отрицание Божеств. Промысла характерно для деизма, пантеизма и материализма. Деизм учит, что мир столь совершенен, что вообще не нуждается в Промысле, т. к. в замыслах Творца не может быть недосмотра. Это мнение основано на недооценке свободы духовно-разумных существ. В пантеизме нет места для учения о Промысле, т.к. мир здесь воспринимается как саморазвитие Бога.

Происхождение зла. Теодицея

Если Бог сотворил мир по Своей воле, из ничего, никакая сила не ограничивала Его творческого действия, то откуда же тогда в мире возникает зло? На это христиан. теодицея (учение об оправдании Бога) отвечает, что Бог не есть творец зла.

Зло, имеющее место в мире, обусловлено 2-мя причинами. Во-1-х, мир, как бытие тварное, явл-ся конечным и ограниченным, т. е. не обладает полнотой совершенства. Во-2-х, в мире имеют место свободные, разумные существа, а свобода в сочетании с ограниченностью заключает в себе возможность злоупотребления. Злоупотребление свободой со стороны разумных существ явл-ся причиной существования зла в мире.

Б.28. В.1. ДЕЙСТВИЕ ПРОМЫСЛА БОЖИЯ (МИРОПРАВЛЕНИЕ И МИРОХРАНЕНИЕ). ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: