Каким образом сотворены тело и душа человека, одновременно, или последовательно?

В Предании Церкви закрепилось мнение, что человек творится одновременно из души и тела. Это мнение утвердилось в 7 в. во время полемики с монофизитами и монофелитами. Порядок сотворения тела и души первого человека явл-ся архетипом, по к-рому соединяются душа и тело всех последующих людей. В контексте христологических споров правосл. стороне важно было отстоять мнение, согласно к-рому душа и тело возникают в один и тот же момент времени. Их оппоненты - монофизиты и монофелиты, напр, Филоксен Маббукский, Севир Антиохийский, учили о единой сложной природе Богочеловека и основывали свое учение на восходящем еще к Аристотелю антропологическом представлении, согласно к-рому эмбрион одухотворяется лишь на 40-й день. Правосл. полемисты, прежде всего прп. Максим Исповедник, а затем св. Иоанн Дамаскин в своих трудах отстаивали мнение, что душа и тело в человеке возникают одновременно.

Последовательную критику монофизитских, монофелитск взглядов по этому вопросу с изложением правосл. учения дал прп. Максим (2-я Ambiqua и 12-е письмо к Иоанну Кубикуларию), к-рый доказал, что нельзя считать, будто тело предсуществует душе в виде самостоят. природы. Таким образом, Предание Правосл. Церкви говорит нам, что душа и тело в составе человеч. природы возникают одновременно. Св. отцы учат, что понятие "человек" приложимо только к сложной ипостаси, состоящей из души и тела, но не к душе или к телу в отдельности.

Что такое "дыхание жизни", к-рое Бог вдунул в лицо человека? Свт. Афанасий Александрийский в сотворении человека различал 2 момента, не хронологически, но логически. С одной стороны, сотворение человеч. природы, с другой - запечатление этой природы Богом, усыновление человека Отцу через Сына в Духе Святом. Таким образом, Бог по благодати становится Отцом тех, кого Он сотворил. Почему в Библии используется образ дуновения? В древности к дыханию было мистическое отношение. Почти во всех древних языках (древнееврейский, греческий и др.) слова "дыхание" и "дух" явл-ся однокоренными. Считалось, что с дыханием человека таинственным образом сопряжена жизнь человека, тайна его личности. Поэтому дуновение, особенно дуновение из уст в уста, в лицо, рассматривалось как действие, в к-ром человек передает нечто таинственное, частицу самого себя.

Не случайно свт. Григорий Богослов говорит, что человек имеет в себе "частицу Божества". Говорит он и о "струе невидимого Божества" в человеке. Конечно, эти слова не следует понимать в том смысле, что человек содержит в себе частицу Божеств. сущности. В. Н. Лосский говорит: «Нетварная благодать включена в самый творческий акт, и душа получает жизнь и благодать одновременно, ибо благодать - это дыхание Божие, "Божеств. струя", животворящее присутствие Духа Святого».

По учению свт. Григория Паламы, Бог присутствует в тварном мире Своими нетварными энергиями, к-рые представляют собою способ бытия Бога вне Божеств. сущности. Нетварная благодать укоренена в самом акте сотворения человеч. природы. По замыслу Творца, человек есть существо, к-рое изначально содержит в себе нетварную Божеств. благодать.

Этот момент очень важен в полемике с католицизмом. Католич. антропология основана на понятии "чистой природы": сначала была сотворена природа человека, а затем уже к этой "чистой человеческой природе" была "пришита" (буквальное выражение католич. богословов 16 в.) Божеств. благодать. По словам кардинала Беллярмина, облагодатствованный человек от необлагодатствованного отличается так лее, как одетый отличается от раздетого. Благодать понимается как нечто чисто внешнее по отношению к человеку. Поэтому для католиков безблагодатное состояние человека представляется как нечто естественное, а облагодатствованное - как сверхъестественное. Для правосл. учения о человеке характерна прямо противоположная перспектива: естественно для человека находиться в состоянии облагодатствованном, а состояние безблагодатное - противоестественно. Антропология Восточ. отцов не знает понятия "чистой человеч. природы", не рассматривает нашу природу вне ее отношения к благодати. Состояние человеч. природы не может быть нейтральным по отношению к Богу, оно всегда имеет либо знак "плюс", когда человек причастен Божеству, или знак "минус", когда человек отпадает от источника жизни.

Таким образом, сотворение человека, состоящего из души и тела, и вдуновение нетварной благодати суть моменты, к-рые надо различать лишь логически, в действительности - это единый акт сотворения, в к-ром одновременно сотворяются тело и душа, и одновременно сотворяемый человек запечатлевается благодатью Духа Святого и усыновляется Богу.




double arrow
Сейчас читают про: