Исторический обзор Евхаристического Канона

Начальный момент Анафоры – «prefacio». В глубокой древности начальный момент анафоры предварялся особым возгласом диакона. Указывающее на святость наступающего момента «Горе сердца ваши…», «Если кто ненавидит ближнего, то пусть примирится с ним», «Если кто мечется от угрызения совести. Пусть исповедуется», «Непрезрим Креста», «Бежим от гнева Господа нашего» и т.д. После призыва диакона, епископ преподаёт благословение: «Господь наш с вами…», народ отвечал: «И со духом Твоим…». Епископ: «Горе сердца ваши», народ: «Имеем ко Господу». Епископ: «Исповедуем Господу», народ: «Достойно и праведно».

Завещание – Testanemptum. В нашем современном Богослужении Prefatio предваряется возгласом диакона: «Станем добре…». Святой Иоанн Златоуст объясняет эти слова так: «Мы должны стоять так, как приличствует человеку стоять перед Господом, со страхом и трепетом и в трезвении духа». На слова диакона Лик отвечает: «Милость мира…».

По объяснению Николая Калосила: «Милость есть, когда душу не возбуждают никакие страсти, и когда ничего не мешает, чтобы она наполнилась милостью и жертвы хваления». Священник говорит заключительные слова Кор (12:13): «Благодать Господа Нашего Иисуса Христа со всеми вами». Народ: «И со духом Твоим» 2Тим(4:22). Священник: «Горе имеем сердца» Плач (3:41) – один из древних возгласов. Эфиопские церковные постановления предписывают эти слова, когда вечернее собрание при внесении светильника переходит в Евхаристическое собрание. Если же Евхаристии не было, то эти слова не произносили. Иерусалимский служебник указывает произносить эти слова с воздетыми руками.

Священник: «Благодарим Господа» - начинается тайная благодарственная молитва, по этим словам служба называется Евхаристией – название – одним из древних наименований Литургий. Все древние литургии, указанные в «Дидахи», у Иустина Философа начинают анафору этими словами.

Все евхаристические молитвы, начинаются с древнейших благодарений Бога за творение мира, за промышление в нём, за милосердие и т.д. Заканчивается возгласом о упоминовении ангельских воинств. Почти во всех восточных Литургиях «Победную песнь…» и «Свят…» напоминают нам мистические откровения пророков Исайи и Иезекииля и святого Ев. Иоанна Богослова Исайя(6:3), Иезекииль (1:16), Апокалипсис (3:4-8), видевших престол Божий и внимающих ангельскому славословию – гимн «Свят». Далее из книги пророка Исайи в Литургии ап. Марка, ап. Иакова и Иоанна Златоуста.

Гимн «Свят…» введён в западную мессу, позже, чем восточная литургия, в Галлии после собора в Вуазоне в 529 году. Во время гимна «Свят…» священник читал молитву Sanctusa, к-рая известна по всем древнейшим кодексам Литургии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: