Б. 7. В. 2. Чин выноса плащаницы в Великую Пятницу

Богослужебная практика опередила уставные указания о выносе плащаницы в лучшую сторону. Исторический Христос скончался на кресте в пятницу в 9-м часу по восточному времяисчислению, что соответствует 3м часам дня по общеевропейскому. Поскольку вечером в этот день у евреев начиналась пасха, а в пасху нельзя было оставлять распятых на крестах, они просили Пилата перебить распятым голени, чтобы ускорить их смерть. Когда же воины подошли с этой целью к кресту Христа, то увидели, что Он уже скончался. С разрешения Пилата Иосиф с пришедшим Никодимом сняли тело и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи. ≪На том месте, где Он был распят, был сад и в саду гроб новый... Там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко≫ (см. Ин. 12, 31—33 и 38—42). Итак, Рус. Церковь, несмотря на полное отсутствие в Типиконе и Триоди постной в службах Великой пятницы слова плащаница, совершает в этот день вынос плащаницы в часы, соответствующие времени исторического погребения Христа.

Перенесение выноса плащаницы с утра субботы на вечер пятницы оставило открытым вопрос о времени перенесения плащаницы на престол, о к-ром в Иерусалимских рукописных уставах 16 в. было указание: ≪и абие братия (разумеется, после великого славословия и чтения Евангелия в Великую субботу) целуют святое Евангелие и воздух, на немже образ положения во гроб Господа нашего Иисуса Христа, також целуют и полагают святое Евангелие в олтари на святой трапезе, с нимже и воздух полагается на святой трапезе даже и до Фомины недели≫. В силу этого указания одни уносили плащаницу в алтарь после литургии, другие оставляли ее на середине храма до вечера для целования народом, иные же уносили ее перед полунощницей.

Вопрос заключался не во времени перенесения, а в расхождении содержания обряда с богослужением.

Пасхальной утрене предшествует полунощница с чтением канона, 1-й тропарь к-рого начинается словами: ≪Господи Боже мой, исходное пение и надгробную Тебе песнь воспою...≫ И здесь в богослужебной практике установился содержательный обряд перенесения плащаницы на престол с окончанием канона. После кондака ≪Бездну заключивый≫ и икоса ≪Содержай вся на крест вознесеся...≫ открываются святые врата, и священнослужители выходят к плащанице. Иерей с кадилом и диакон со свечой трижды кадят вокруг плащаницы, когда же певцы запоют на катавасию ирмос 9-й песни ≪Не рыдай Мене, Мати...≫, плащаницу поднимают и относят в алтарь, после чего святые врата закрываются и задергивается завеса. Совершается троекратное каждение вокруг престола. Оно начинается при закрытых святых вратах тихим пением священнослужителей ≪Воскресение Твое, Христе Спасе...≫. После первого отдергивают завесу, с вторичным звучность пения усиливается, а по окончании пения открываются святые врата. 3-е каждение престола совершается с пением половины стихиры ≪Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех≫, народ же продолжает: ≪и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити≫. Священнослужители и хоругвеносцы под звон колоколов совершают крестный ход вокруг храма.

Кстати позволю себе заметить, что троекратное каждение престола при закрытой завесе — иерусалимского происхождения. Так начиналась в 7 в. пасхальная литургия в храме Святого Воскресения. Служба также начиналась вечером после захода солнца, при закрытых дверях храма. Троекратное каждение совершали вокруг кувуклии (часовни Гроба Господня).

≪В Великую субботу вечером, когда солнце заходит, епископ, священники и диаконы входят во святой Анастасис и затворяют за собою двери. Заготовляют 3 кадильницы и произносят ектению и молитву; епископ влагает в кадильницу фимиам и своими руками совершает каждение. Впереди идет епископ, за ним следуют священники и диаконы и с пением псалма: ≪Воспойте Господеви песнь нову, пойте Господеви вся земля≫, обходят кругом церкви. Придя ко входу в алтарь, произносят ектению и молитву с коленопреклонением, причем епископ говорит прокимен: ≪Ныне воскресну, глаголет Господь, ныне прославлюсь, ныне вознесусь≫; стих: ≪Воспойте Господеви песнь нову≫. Обходят церковь и поют вторично прокимен: ≪Буди имя Господне благословено≫; стих: ≪Хвалите, рабы Господа, хвалите имя Господне≫.

Придя ко входу в алтарь, произносят ектению и молитву и, поя псалом ≪Воспойте Господеви песнь нову, хвала Его≫, обходят 3-й раз церковь. Возвратившись туда же, у входа в алтарь, произносят ектению и молитву. Епископ воздает лобзание священникам и диаконам, благословляют свечи и зажигают лампады. После троекратного обхождения святой кувуклии следовала вечерня, пели ≪Господи, воззвах≫ с стихирой гл. 8: ≪Светися, светися, Новый Иерусалиме...≫, далее ≪Свете тихий≫, прокимен ≪Хвали, Иерусалиме, Господа≫. Затем входили в алтарь и пели псалом ≪Воскресни, Боже, суди земли...≫ После 10 паремий начинали литургию. Пели тропарь ≪Христос воскресе≫.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: