Cущностью промышленной революции в европейских странах был переход от мануфактурного и ремесленного производства к фабричному, использование машин и новых технологических процессов. Это - сложная система глубоких перемен во всей экономической и общественной структуре страны. Для периода промышленной революции характерны динамическое развитие в производственно-технической области и решительное увеличение объемов продукции. Раньше всего промышленная революция началась в Англии - в 80-х годах XVIII в., в других же странах позднее, в Чехии - на полвека. При этом здесь процесс технической перестройки не в одинаковой мере охватывал отдельные отрасли. Он шел от текстильного производства к машиностроению. Можно выделить три главных этапа этого процесса в чешских землях:
- 1800 - 1830 г. - начальная стадия; машины использовались только в текстильном производстве, главным образом при прядении хлопка;
- 1830 - 1848 - углубление промышленной революции. Расширение машинного производства в текстильной промышленности, переход его в пищевую (сахароварение), начало строительства железных дорог;
- 1848 - 1870 - размах и завершение промышленной революции, преобладание фабричного производства, создание основной сети железных дорог, развитие добычи угля, возникновение машиностроительной промышленности.
Началась промышленная революция в хлопчатобумажной отрасли. При прядении хлопка машины стали применяться уже в конце XVIII в. Первую прядильню с английскими машинами основал в 1796 г. Й. Лейтенбергер близ г. Дечин. Его дети и другие родственники построили прядильни еще в ряде городов. К 1810 г. в Чехии было уже 163 прядильных машины. Они постепенно вытесняли ручной труд. Из 40 тысяч прядильщиков Чехии конца XVIII в. к 1825 г. осталось 5400. В 1841 г. в Чехии действовала 81 прядильная фабрика (1695 машин и 356 546 веретен), в основном - на севере страны. Ткачество же хлопка производилось еще вручную работающими на дому ткачами. Набивку хлопчатобумажной ткани осуществляли централизованные мануфактуры. Важнейшим центром этого производства была Прага. Одна ситценабивная вальцовочная машина заменяла до 200 ручных набивщиков. С 1842 г. начали использоваться “перотины”, заменявшие по 20 - 25 мастеров каждая; к 1844 г. их было в Чехии 21.
Главными центрами шерстяной промышленности были Брно и Либерец, где первые машины были изготовлены механиками из Англии, Саксонии и других областей Германии. Первая прядильная фабрика возникла в Брно в 1807 г. Механизировались также стрижка сукна: в 1826 г. в г. Либерец функционировало более 500 стригальных машин на энергии воды. Отставало в техническом переоснащении полотняное производство, что обусловливалось дороговизной оборудования и укоренившейся практикой эксплуатации домашних производителей, на труд которых это производство опиралось до середины XIX в. До 1843 г. возникло лишь три механических льнопрядильни. В железоделательной промышленности древесный уголь заменялся коксом, устанавливались доменные печи. Был организован прокат металла, в 1841 г. в Чехии работало уже 16 прокатных заводов, а первая доменная печь появилась в 1830 г. Перелом наступил только в 60 - 70-е годы, когда появилась новая технология. Развитие машиностроения затруднялось стремлением Англии сохранить свою монополию в этой области. Все же в Чехии стали появляться иностранные машиностроительные мастерские (особенно английские). Первая паровая машина была установлена в Чехии в 1814 г., с середины 20-х годов они стали производиться непосредственно в Чехии. К 1841 г. в стране функционировало 156 паровых машин: 56% в текстильной промышленности, 19% в горном деле и лишь 7% в металлургии.
В качестве топлива дерево и древесный уголь стали заменяться каменным и бурым углем и коксом. В конце 30-х годов началась систематическая добыча угля, за двадцатилетие с 1829 по 1849 г. она увеличилась в 6 раз. Совершенствовалась технология в сахароварении и пивоваренной промышленности. В сороковых годах водяные мельницы постепенно вытесняются паровыми. С 30-х годов сахароваренные предприятия были снабжены различными машинами, заменявшими конный привод. Первоначально в этой отрасли главную роль играли крупные землевладельцы, но затем предприятия стали создаваться и лицами из городского сословия. Особенно благоприятными были условия для сахароварения в 40-х годах XIX в. в Моравии.
Транспорт. Традиционные средства перевозки оказались недостаточными для новых условий. Уже с середины XVIII в. по всей Австрии строились шоссейные дороги с каменным покрытием, водоотводными кюветами и т.д. В Чехии шоссейные дороги соединили Прагу со всеми важнейшими пунктами страны. В 1832 г. в Чехии вступила в строй и первая конная железная дорога. Первая же паровая железная дорога соединила в 1839 г. Вену и Брно. Затем были сооружены такие дороги от Оломоуца до Праги (1845) и от Праги до Дрездена (1851). Открылось производство локомотивов, рельсов, вагонов. Укрепился единый внутренний рынок товаров и рабочей силы. Промышленная революция была решительным шагом вперед в дальнейшем развитии в Чехии капитализма.
В сельском хозяйстве капиталистические формы производства развивались медленно. Лишь перед 1848 г. они появились в крупных латифундиях. Здесь культивировались кормовые травы, разведение рогатого скота и овец, использование удобрений и техники по обработке почвы и сбору урожая. Были открыты сельскохозяйственные школы. Но в мелких крестьянских хозяйствах изменения происходили в среднем на два десятилетия позднее, чем в крупных. Мешали феодальные повинности. Среди крестьян существовала большая имущественная дифференциация. Беднота поставляла главную часть рабочей силы для строительства шоссейных и железных дорог и для развивающейся промышленности.
Социально-экономические и демографические последствия промышленной революции.
В период наполеоновских войн число жителей в чешских землях не прибавлялось, но с 1814 г. наблюдается стабильный прирост населения. Если в 1815 г. в чешских землях жило 4,8 млн. человек, то в 1847 г. уже 6,5 млн. Эти изменения объясняются и улучшением здравоохранения, приведшим к снижению детской смертности. Особенно быстро росли промышленные центры - Брно, Прага, Иглава, Штернберк, Либерец и др. Но в других местах увеличение численности населения проходило медленнее.
Главным социальным следствием промышленной революции в чешских землях было формирование буржуазии и пролетариата. Ядро промышленной буржуазии составляли чешские немцы. Рабочий класс был очень разнороден. Наиболее организованными в классовом отношении были к этому времени многочисленные еще рабочие централизованных мануфактур, а также первых фабрик. Формировался рабочий класс и в металлургической и горнодобывающей промышленности, но и здесь он был весьма дифференцирован по происхождению и достатку.
Основным социальным противоречием в чешском общества до 1848 г. был антагонизм между землевладельцами и зависимыми крестьянами. Особенно крупное выступление крестьян этого периода произошло в Моравии в 1821г. Оно было подавлено военной силой. Среди рабочих главным средством протеста против эксплуатации были стачки. Наиболее мощная из них произошла в июне-июле 1844 г. 18 июня один из многочисленных споров перерос в разгром машин. В течение недели войска и полиция подавили выступление, но оно имело резонанс во всей Чехии. Волнения и голодные бунты продолжались вплоть до революции 1848 г. Но среди рабочих еще не было единства, они не обладали сколько-нибудь определенной идеологией и программой. Рабочего движения, как такового, еще не существовало, как и рабочих с ясно выраженным классовым сознанием.