Раздел 1. Организационно-методический раздел

Учебный курс «История социальной работы» относится к числу вводных профессиональных дисциплин. Данный курс преподается в соответствии Государственным образовательным стандартом и требованиями обязательного минимума содержания профессионально-образовательных программ по специальности «Социальная работа».

Предметные цели обучения

Изучение учебной дисциплины направлено на усвоение студентами:

• основных этапов, целей и общих принципов социальной работы за рубежом и в России;

• методики изучения, анализа, эффективного использования исторического опыта зарубежных стран и России при формировании современных систем социальной защиты населения;

• различных подходов к работе с разными категориями нуждающихся в социальной поддержке и защите с учетом участия государства, конфессий, меценатов, общественных и благотворительных организаций.

Задачи курса направлены на изучение истории развития теории и практики социальной работы и социальной защиты: понятийного аппарата; исторического контекста возникновения, становления и развития социальной работы; методического аппарата обучения профессиональных социальных работников; влияния особенностей социально-экономического, социально-политического, социально-культурного развития стран на становление социальной модели того или иного государства.

В результате изучения курса студенты должны:

· Владеть хронологией развития социальной работы в мире и в России.

· Анализировать исторические и современные тенденции социального развития различных государств.

· Выделять из исторического опыты социальной работы наиболее эффективные формы и методы и теоретически адаптировать их к современным условиям.

· Использовать теоретические знания, полученные на занятиях, для научно-исследовательской работы.

Обязательный минимум содержания образовательной программы дисциплины «История социальной работы».

Теоретические занятия

Лекции организуются по потокам. Общий объем лекционного курса 36 часов.

Практические и семинарские занятия

Практические занятия планируются в объеме 18 часов на учебную группу.

Нормативный объем самостоятельной работы установлен в объеме 24 часов. В рамках самостоятельной работы студенты ведут подготовку к практическим занятиям, работают с литературой и первоисточниками. Участвуют в подготовке и обсуждении докладов, сообщений к семинарским занятиям. В процессе самостоятельной работы студенты должны написать реферат по избранной теме и представить на публичной защите в виде доклада на итоговом занятии, завершающем семестр.

Формы самостоятельной работы студентов (СРС)

• Публичная защита реферата в рамках итоговых занятий по учебному курсу с приглашением преподавателей, студентов разных курсов в заранее установленные учебным графиком сроки.

• Выступление с научными сообщениями в рамках семинарских занятий по типу «пресс-конференция» в соответствии с темами, предусмотренными рабочей программой.

• Индивидуальная защита докладов, рефератов, кратких научных сообщений в рамках семинарских занятий по типу «круглый стол».

Выбор формы научно-исследовательских работ осуществляется преподавателем и одобряется решением кафедры.

Самостоятельная работа студентов по выполнению научно-исследовательской работы студентов (НИРС)

В конце семестра проводится защита рефератов в форме научно-практической конференции всего потока.

Формы контроля

В качестве текущего контроля выступают: оценки, выставляемые в ходе опроса по теме семинарских занятий, а также 1 контрольная работа в конце изучения курса. Выполнение данных видов работ является обязательным для всех студентов. Результаты выполнения этих работ в сочетании с другими, предусмотренными в рамках СРС, являются основанием для допуска к сдаче экзамена по данной дисциплине. Студенты, не выполнившие в полном объеме все работы, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена, как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине.

Итоговый контроль

Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен в конце III семестра.

Экзамен принимается преподавателем, ведущим подготовку по данному курсу. Студент получает допуск к экзамену, если:

• Прослушал полный курс лекций;

• Участвовал в работе семинарских практических занятий и усвоил теоретический материал;

• Выполнил и защитил реферат.

Требования к уровню освоения содержания курса:

Для получения отличной оценки студент должен показать глубокие знания по программе курса, лекционного материала, осмыслить монографический и дополнительный материал; дать исчерпывающие ответы на все дополнительные вопросы; должен проявить умение логически и творчески мыслить.

Для получения хорошей оценки студент должен показать прочные знания по программе курса, обязательного минимума учебной и монографической литературы; умение осмыслять важнейшие проблемы истории социальной работы.

Удовлетворительная оценка ставится при недостаточном умении студента раскрыть тему самостоятельно, неполном ответе на все вопросы билета, недостаточной уверенности в знаниях по изучаемой дисциплине.

Учебно-методический план для очной формы обучения

№ п/п Наименование темы Всего часов В том числе (часов)
лекции семинары СРС
  Социальная работа как особый вид деятельности.        
  Формы и методы социальной работы на разных исторических этапах развития общества.        
  Исторические особенности становления социальной работы в странах Западной Европы и США        
  Современные модели социальной работы за рубежом.        
  Исторические организационные формы социальной работы        
  История подготовки социальных работников в Европе и США.        
  Периодизация системы социального призрения и обеспечения в России. I-ый период в истории социальной работы (IХ-ХVII вв.): от нищелюбия к общественному призрению.        
  II-ой период в истории социальной работы (вторая половина ХVII – первая половина ХIХ вв.). Государственно-общественная благотворительность в России.        
  III-ий период в истории соц. работы (вторая половина ХIХ в. – 1917 г.). Общественное самоуправление в социальной сфере. Земское и городское общественное самоуправление в социальной сфере.        
  Система социального обеспечения в советский период (1917-1991)        
  Социальная работа в Российской Федерации: современный период.        
  Система подготовки социальных работников в России.        
  Использование зарубежного опыта в отечественной практике социальной работы.        
  Государственная политика в социальной сфере как основа развития разносторонней социальной помощи населению.        
  Сферы и направления социальной работы. Социальная защита женщин и детей.        
  Сферы и направления социальной работы. Семья в системе социальных служб.        
  Сферы и направления социальной работы. Социальная работа в сфере обеспечения пожилых людей и инвалидов.        
  Социальная работа в разных сферах жизнедеятельности людей.        
  ВСЕГО        

Учебно-методический план для заочной формы обучения

№ п/п Наименование темы Всего часов В том числе (часов)
лекции семинары СРС (к/р)
  Введение в историю социальной работы. Социальная работа как особый вид деятельности. Развитие форм и методов социальной работы.        
  Историческое развитие и современное положение социальной работы за рубежом.        
  Основные этапы формирования социальной работы в России.        
  Развитие системы подготовки социальных работников в мире. История социальной работы в разных сферах жизнедеятельности людей.        
  ВСЕГО        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: