Учебный курс «История социальной работы» относится к числу вводных профессиональных дисциплин. Данный курс преподается в соответствии Государственным образовательным стандартом и требованиями обязательного минимума содержания профессионально-образовательных программ по специальности «Социальная работа».
Предметные цели обучения
Изучение учебной дисциплины направлено на усвоение студентами:
• основных этапов, целей и общих принципов социальной работы за рубежом и в России;
• методики изучения, анализа, эффективного использования исторического опыта зарубежных стран и России при формировании современных систем социальной защиты населения;
• различных подходов к работе с разными категориями нуждающихся в социальной поддержке и защите с учетом участия государства, конфессий, меценатов, общественных и благотворительных организаций.
Задачи курса направлены на изучение истории развития теории и практики социальной работы и социальной защиты: понятийного аппарата; исторического контекста возникновения, становления и развития социальной работы; методического аппарата обучения профессиональных социальных работников; влияния особенностей социально-экономического, социально-политического, социально-культурного развития стран на становление социальной модели того или иного государства.
|
|
В результате изучения курса студенты должны:
· Владеть хронологией развития социальной работы в мире и в России.
· Анализировать исторические и современные тенденции социального развития различных государств.
· Выделять из исторического опыты социальной работы наиболее эффективные формы и методы и теоретически адаптировать их к современным условиям.
· Использовать теоретические знания, полученные на занятиях, для научно-исследовательской работы.
Обязательный минимум содержания образовательной программы дисциплины «История социальной работы».
Теоретические занятия
Лекции организуются по потокам. Общий объем лекционного курса 36 часов.
Практические и семинарские занятия
Практические занятия планируются в объеме 18 часов на учебную группу.
Нормативный объем самостоятельной работы установлен в объеме 24 часов. В рамках самостоятельной работы студенты ведут подготовку к практическим занятиям, работают с литературой и первоисточниками. Участвуют в подготовке и обсуждении докладов, сообщений к семинарским занятиям. В процессе самостоятельной работы студенты должны написать реферат по избранной теме и представить на публичной защите в виде доклада на итоговом занятии, завершающем семестр.
|
|
Формы самостоятельной работы студентов (СРС)
• Публичная защита реферата в рамках итоговых занятий по учебному курсу с приглашением преподавателей, студентов разных курсов в заранее установленные учебным графиком сроки.
• Выступление с научными сообщениями в рамках семинарских занятий по типу «пресс-конференция» в соответствии с темами, предусмотренными рабочей программой.
• Индивидуальная защита докладов, рефератов, кратких научных сообщений в рамках семинарских занятий по типу «круглый стол».
Выбор формы научно-исследовательских работ осуществляется преподавателем и одобряется решением кафедры.
Самостоятельная работа студентов по выполнению научно-исследовательской работы студентов (НИРС)
В конце семестра проводится защита рефератов в форме научно-практической конференции всего потока.
Формы контроля
В качестве текущего контроля выступают: оценки, выставляемые в ходе опроса по теме семинарских занятий, а также 1 контрольная работа в конце изучения курса. Выполнение данных видов работ является обязательным для всех студентов. Результаты выполнения этих работ в сочетании с другими, предусмотренными в рамках СРС, являются основанием для допуска к сдаче экзамена по данной дисциплине. Студенты, не выполнившие в полном объеме все работы, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена, как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине.
Итоговый контроль
Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен в конце III семестра.
Экзамен принимается преподавателем, ведущим подготовку по данному курсу. Студент получает допуск к экзамену, если:
• Прослушал полный курс лекций;
• Участвовал в работе семинарских практических занятий и усвоил теоретический материал;
• Выполнил и защитил реферат.
Требования к уровню освоения содержания курса:
Для получения отличной оценки студент должен показать глубокие знания по программе курса, лекционного материала, осмыслить монографический и дополнительный материал; дать исчерпывающие ответы на все дополнительные вопросы; должен проявить умение логически и творчески мыслить.
Для получения хорошей оценки студент должен показать прочные знания по программе курса, обязательного минимума учебной и монографической литературы; умение осмыслять важнейшие проблемы истории социальной работы.
Удовлетворительная оценка ставится при недостаточном умении студента раскрыть тему самостоятельно, неполном ответе на все вопросы билета, недостаточной уверенности в знаниях по изучаемой дисциплине.
Учебно-методический план для очной формы обучения
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | В том числе (часов) | ||
лекции | семинары | СРС | |||
Социальная работа как особый вид деятельности. | |||||
Формы и методы социальной работы на разных исторических этапах развития общества. | |||||
Исторические особенности становления социальной работы в странах Западной Европы и США | |||||
Современные модели социальной работы за рубежом. | |||||
Исторические организационные формы социальной работы | |||||
История подготовки социальных работников в Европе и США. | |||||
Периодизация системы социального призрения и обеспечения в России. I-ый период в истории социальной работы (IХ-ХVII вв.): от нищелюбия к общественному призрению. | |||||
II-ой период в истории социальной работы (вторая половина ХVII – первая половина ХIХ вв.). Государственно-общественная благотворительность в России. | |||||
III-ий период в истории соц. работы (вторая половина ХIХ в. – 1917 г.). Общественное самоуправление в социальной сфере. Земское и городское общественное самоуправление в социальной сфере. | |||||
Система социального обеспечения в советский период (1917-1991) | |||||
Социальная работа в Российской Федерации: современный период. | |||||
Система подготовки социальных работников в России. | |||||
Использование зарубежного опыта в отечественной практике социальной работы. | |||||
Государственная политика в социальной сфере как основа развития разносторонней социальной помощи населению. | |||||
Сферы и направления социальной работы. Социальная защита женщин и детей. | |||||
Сферы и направления социальной работы. Семья в системе социальных служб. | |||||
Сферы и направления социальной работы. Социальная работа в сфере обеспечения пожилых людей и инвалидов. | |||||
Социальная работа в разных сферах жизнедеятельности людей. | |||||
ВСЕГО |
Учебно-методический план для заочной формы обучения
|
|
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | В том числе (часов) | ||
лекции | семинары | СРС (к/р) | |||
Введение в историю социальной работы. Социальная работа как особый вид деятельности. Развитие форм и методов социальной работы. | |||||
Историческое развитие и современное положение социальной работы за рубежом. | |||||
Основные этапы формирования социальной работы в России. | |||||
Развитие системы подготовки социальных работников в мире. История социальной работы в разных сферах жизнедеятельности людей. | |||||
ВСЕГО |