Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Казанский государственный технологический университет»
ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учебно-методическое пособие
Казань КГТУ
УДК 94:364 (075.8)
ББК 63.3+60.9
Составитель: канд. ист. наук, ст. преподаватель В.А. Бабюх
История социальной работы: учебно-метод. пособие / В.А. Бабюх. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2010. – 155 с.
Составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040101 (350503) «Социальная работа»
Учебно-методическое пособие «История социальной работы» предназначено для ознакомления студентов с историей и практикой формирования социальной работы в России и за рубежом. Пособие содержит тематику и основные вопросы лекционных и семинарских занятий, методические указания по самостоятельной работе студентов.
Предназначено для преподавателей и студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа».
|
|
Подготовлено на кафедре социальной работы, педагогики и психологии.
Печатается по решению методической комиссии по циклу социально-экономических дисциплин.
Рецензенты: док. пед. наук, проф. М.И. Надеева
(Институт экономики, управления и права)
док. экон. наук, проф. М.Н. Максимова (ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет Росздрава»)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Раздел 1. Организационно-методический раздел | |
Раздел 2. Содержание лекционного курса | |
Раздел 3. Планы семинарских и практических занятий | |
Раздел 4. Итоговое тестирование | |
Раздел 5. Экзаменационные вопросы к курсу | |
Раздел 6. Рейтинговая система оценивания | |
Раздел 7. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) | |
7.1. Примерные темы рефератов для СРС | |
7.2. Методические требования по выполнению рефератов | |
7.2. Контрольные работы для заочников | |
7.3. Методические требования по выполнению контрольных работ | |
Раздел 8. Глоссарий (краткий понятийный словарь) | |
Раздел 9. Сводная таблица становления социальной помощи в мире | |
Раздел 10. Учебно-методическое обеспечение курса |
ВВЕДЕНИЕ
Социальная работа современном этапе развития российского общества занимает одно из ведущих мест. Становление социального государства неотделимо от поддержки различных категорий нуждающихся, что заставляет теоретиков и практиков изучать методы и подходы социальной работы, накопленные за тысячелетия существования человечества.
|
|
Социальная работа – это деятельность, имеющая тысячелетнюю историю становления, постоянно изменяющуюся в зависимости от исторических, экономических, политических и культурных преобразований в обществе. Этим и представлена тесная связь социальной работы, как науки, с другими общественными науками.
Со становлением в 1990-х гг. в России профессиональной социальной работы появилась потребность в изучении ее истории, что неизбежно приводит к выявлению ее периодизации в российской историографии. Современные подходы к истории социальной работы при всем многообразии видения ее проблематики сводятся к единой позиции: история социальной работы – целостный культурно-исторический процесс, имеющий определенные этапы своего самостоятельного развития.
Учебный курс «История социальной работы» является вводным в ряду обще профессиональных дисциплин, изучаемых по специальности «Социальная работа». Он представляет собой систематизированное изложение истории зарождения и развития социальной благотворительности, филантропии, милосердия, защиты, помощи и поддержки со стороны государства, религиозных конфессий, общества и отдельных граждан в мире и России. В курсе также предусмотрено изучение опыта формирования и реализации социальной политики в экономически развитых и социально-ориентированных государствах и возможности ее применения в России. Одним из ключевых моментов является изучение развития социальных теорий и их реализации (моделей) в практике социальной работы разных стран: США, Скандинавии, Великобритании, Франции, Германии и др.
Во время изучения курса студенты должны получить знания: по социальной истории зарубежных стран и России; об управлении социальной защитой; о благотворительности и меценатстве как проявлении общественного сознания и социальной практики; о факторах, определяющих развитие и приоритеты в сфере социальной защиты и социального обеспечения; о социальных программах различного уровня, способах их финансирования и реализации; о исторических формах социального обеспечения и социальной помощи нуждающимся группам населения; о возможностях использования и адаптации как отечественного, так и зарубежного опыта в практике социальной работы в России.
Благодаря проведению групповых занятий в форме: семинаров, дискуссий, конференций, углубленно изучаются основные проблемы, имеющие особое значение для становления и совершенствования современной практики социальной работы.
Для самостоятельной работы студентам предлагаются вопросы, требующие дополнительной исследовательской работы.
Методическое пособие включает в себя тематический план лекций, краткий их конспект, план семинарских занятий с подробным перечнем вопросов и проблем, которые студентам нужно будет раскрыть, экзаменационные вопросы, тематику рефератов и контрольных работ для заочников с требованиями по их выполнению, список рекомендованной литературы.
Для самостоятельного изучения студентам предлагается написание реферата, что является обязательным условием сдачи экзамена по курсу.
Курс рассчитан на 54 часа (лекции – 36 часов, семинары – 18 часов).