Введение. Федеральное агентство по образованию

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Казанский государственный технологический университет»

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Учебно-методическое пособие

Казань КГТУ

УДК 94:364 (075.8)

ББК 63.3+60.9

Составитель: канд. ист. наук, ст. преподаватель В.А. Бабюх

История социальной работы: учебно-метод. пособие / В.А. Бабюх. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2010. – 155 с.

Составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040101 (350503) «Социальная работа»

Учебно-методическое пособие «История социальной работы» предназначено для ознакомления студентов с историей и практикой формирования социальной работы в России и за рубежом. Пособие содержит тематику и основные вопросы лекционных и семинарских занятий, методические указания по самостоятельной работе студентов.

Предназначено для преподавателей и студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа».

Подготовлено на кафедре социальной работы, педагогики и психологии.

Печатается по решению методической комиссии по циклу социально-экономических дисциплин.

Рецензенты: док. пед. наук, проф. М.И. Надеева

(Институт экономики, управления и права)

док. экон. наук, проф. М.Н. Максимова (ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет Росздрава»)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
Раздел 1. Организационно-методический раздел  
Раздел 2. Содержание лекционного курса  
Раздел 3. Планы семинарских и практических занятий  
Раздел 4. Итоговое тестирование  
Раздел 5. Экзаменационные вопросы к курсу  
Раздел 6. Рейтинговая система оценивания  
Раздел 7. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС)  
7.1. Примерные темы рефератов для СРС  
7.2. Методические требования по выполнению рефератов  
7.2. Контрольные работы для заочников  
7.3. Методические требования по выполнению контрольных работ  
Раздел 8. Глоссарий (краткий понятийный словарь)  
Раздел 9. Сводная таблица становления социальной помощи в мире  
Раздел 10. Учебно-методическое обеспечение курса  

ВВЕДЕНИЕ

Социальная работа современном этапе развития российского общества занимает одно из ведущих мест. Становление социального государства неотделимо от поддержки различных категорий нуждающихся, что заставляет теоретиков и практиков изучать методы и подходы социальной работы, накопленные за тысячелетия существования человечества.

Социальная работа – это деятельность, имеющая тысячелетнюю историю становления, постоянно изменяющуюся в зависимости от исторических, экономических, политических и культурных преобразований в обществе. Этим и представлена тесная связь социальной работы, как науки, с другими общественными науками.

Со становлением в 1990-х гг. в России профессиональной социальной работы появилась потребность в изучении ее истории, что неизбежно приводит к выявлению ее периодизации в российской историографии. Современные подходы к истории социальной работы при всем многообразии видения ее проблематики сводятся к единой позиции: история социальной работы – целостный культурно-исторический процесс, имеющий определенные этапы своего самостоятельного развития.

Учебный курс «История социальной работы» является вводным в ряду обще профессиональных дисциплин, изучаемых по специальности «Социальная работа». Он представляет собой систематизированное изложение истории зарождения и развития социальной благотворительности, филантропии, милосердия, защиты, помощи и поддержки со стороны государства, религиозных конфессий, общества и отдельных граждан в мире и России. В курсе также предусмотрено изучение опыта формирования и реализации социальной политики в экономически развитых и социально-ориентированных государствах и возможности ее применения в России. Одним из ключевых моментов является изучение развития социальных теорий и их реализации (моделей) в практике социальной работы разных стран: США, Скандинавии, Великобритании, Франции, Германии и др.

Во время изучения курса студенты должны получить знания: по социальной истории зарубежных стран и России; об управлении социальной защитой; о благотворительности и меценатстве как проявлении общественного сознания и социальной практики; о факторах, определяющих развитие и приоритеты в сфере социальной защиты и социального обеспечения; о социальных программах различного уровня, способах их финансирования и реализации; о исторических формах социального обеспечения и социальной помощи нуждающимся группам населения; о возможностях использования и адаптации как отечественного, так и зарубежного опыта в практике социальной работы в России.

Благодаря проведению групповых занятий в форме: семинаров, дискуссий, конференций, углубленно изучаются основные проблемы, имеющие особое значение для становления и совершенствования современной практики социальной работы.

Для самостоятельной работы студентам предлагаются вопросы, требующие дополнительной исследовательской работы.

Методическое пособие включает в себя тематический план лекций, краткий их конспект, план семинарских занятий с подробным перечнем вопросов и проблем, которые студентам нужно будет раскрыть, экзаменационные вопросы, тематику рефератов и контрольных работ для заочников с требованиями по их выполнению, список рекомендованной литературы.

Для самостоятельного изучения студентам предлагается написание реферата, что является обязательным условием сдачи экзамена по курсу.

Курс рассчитан на 54 часа (лекции – 36 часов, семинары – 18 часов).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: