Сравнительный метод заключается в сопоставлении различных объектов или различных сторон одного объект изучения в некоторый момент времени. Данные сравниваются между собой, что дает основание к выявлению отношений между ними.
Особенно ярко сравнительный метод проявляется в эволюционном изучении психики. С человеком современного вида сравниваются приматы, архантропы, палеоантропы, данные о которых поставляет зоопсихология, антропология, палеопсихлогия, археология, этология.
Поперечные срезы – это совокупность данных о человеке на определенных стадиях его онтогенеза (младенчества, детства, старости и т.п.), получаемых в исследованиях соответствующих контингентов.
Лонгитюдный метод
Лонгитюдный метод – длительное и систематическое изучение одного и того же объекта. Подобное продолжительное отслеживание объекта (обычно по заранее составленной программе) позволяет выявить динамику его существования и прогнозировать его дальнейшее развитие.
Специфическая форма реализации ЛМ – метод «продольных срезов». Продольные срезы – это совокупность данных об индивиде за определенный период его жизни.
Классификация видов лонгитюдного исследования:
А) В зависимости от продолжительности исследования:
1. Кратковременное наблюдение.
2. Долговременное наблюдение.
3. Ускоренное наблюдение.
Б) В зависимости от направления хода исследования:
1. Ретроспективное наблюдение.
2. Перспективное (проспективное) наблюдение.
В) В зависимости от применяемых способов:
1. Истинное лонгитюдное наблюдение.
2. Смешанное наблюдение.
Комплексный метод
Как правило, междисциплинарное исследование объектов
Обсервационные методы
Наблюдение относится к числу наиболее доступных методов изучения социально-психологических явлений. Различают
• включенное наблюдение, когда наблюдатель является участником исследуемого явления, и невключенное наблюдение, «со стороны»;
• прямое и косвенное,
• открытое и скрытое (инкогнито),
• полевое и лабораторное.
По упорядоченности наблюдения могут быть
• случайными и систематическими,
• сплошными и выборочными,
• по характеру фиксации — констатирующими и оценивающими, возможно наблюдение смешанного типа.