Сравнительный метод

Сравнительный метод заключается в сопоставлении различных объектов или различных сторон одного объект изучения в некоторый момент времени. Данные сравниваются между собой, что дает основание к выявлению отношений между ними.

Особенно ярко сравнительный метод проявляется в эволюционном изучении психики. С человеком современного вида сравниваются приматы, архантропы, палеоантропы, данные о которых поставляет зоопсихология, антропология, палеопсихлогия, археология, этология.

Поперечные срезы – это совокупность данных о человеке на определенных стадиях его онтогенеза (младенчества, детства, старости и т.п.), получаемых в исследованиях соответствующих контингентов.

Лонгитюдный метод

Лонгитюдный метод – длительное и систематическое изучение одного и того же объекта. Подобное продолжительное отслеживание объекта (обычно по заранее составленной программе) позволяет выявить динамику его существования и прогнозировать его дальнейшее развитие.

Специфическая форма реализации ЛМ – метод «продольных срезов». Продольные срезы – это совокупность данных об индивиде за определенный период его жизни.

Классификация видов лонгитюдного исследования:

А) В зависимости от продолжительности исследования:

1. Кратковременное наблюдение.

2. Долговременное наблюдение.

3. Ускоренное наблюдение.

Б) В зависимости от направления хода исследования:

1. Ретроспективное наблюдение.

2. Перспективное (проспективное) наблюдение.

В) В зависимости от применяемых способов:

1. Истинное лонгитюдное наблюдение.

2. Смешанное наблюдение.

Комплексный метод

Как правило, междисциплинарное исследование объектов

Обсервационные методы

Наблюдение относится к числу наиболее доступных ме­тодов изучения социально-психологических явлений. Разли­чают

включенное наблюдение, когда наблюдатель являет­ся участником исследуемого явления, и невключенное наблюдение, «со стороны»;

прямое и косвенное,

откры­тое и скрытое (инкогнито),

полевое и лабораторное.

По упорядоченности наблюдения могут быть

случайными и си­стематическими,

сплошными и выборочными,

• по харак­теру фиксации — констатирующими и оценивающими, возможно наблюдение смешанного типа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: