Основные характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом.

Толкот Парсонс предложил следующие 4 характеристики любой роли.

1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая часть - размыта.

2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при двух обстоятельствах:

1) когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй – низкий;

2) когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах - среди друзей, родственников, сослуживцев.

Официально запрещается совмещать ряд статусов, например депутата и министра, а неофициально также запрещается совмещение статусов милиционера и члена преступной банды.

Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с представителем другой этнической группы.

Важными условиями достижения взаимоотношений между людьми являются:

Ø Понимание речи взаимодействующего человека. Оно начинается с восприятия и понимания отдельных слов — лексических элементов повествования. Точнее говоря, даже не со слов, а с фонем, в линейной последовательности которых разворачивается речевое сообщение. Под фонемой обычно понимается кратчайшая смыслоразличительная (фонологическая) единица языка. Ее восприятие и понимание произойдет, если у человека имеется система соответствующих признаков, по которым опознаются и запоминаются фонемы. Однако важно уловить не только прямой, но и скрытый смысл речи партнера, ее подтекст. Он извлекается из непосредственного содержания разговора и является необходимым условием «глубинного прочтения» мыслей другого человека. Подобное декодирование контекста и создает условия для достижения взаимопонимания между людьми.

Ø Осознание личностных качеств партнера по взаимодействию. Люди различаются по убеждениям, потребностям,интересам,идеалам, чертам характера, способностям и т. д. Эти и другие качества партнера нам часто приходится оценивать непосредственно в процессе взаимодействия с ним. Это можно сделать лишь путем изучения отдельных поступков и деятельности партнера в целом, поскольку только в действиях личность проявляет себя, раскрывает для других свои качества, оценка которых позволяет судить о ее мотивах и целях. Последние, в свою очередь, дают возможность сделать вывод о том, чего нам следует ожидать: содействия или противодействия. Подобное заключение также необходимо для установления взаимопонимания между людьми.

Ø Учет того влияния, которое оказывает ситуация взаимодействия. В качестве ситуации выступают объективные условия совместной деятельности, которые могут способствовать или препятствовать ее осуществлению. Одним из условий является окружающая обстановка, включающая в себя разнообразные предметы и орудия, которыми пользуются взаимодействующие субъекты. Общаясь с людьми в повседневной жизни, мы как бы «читаем» их поведение и раскрываем смысл получающегося таким образом «текста», имеющего свой внутренний психологический план. Это «чтение» протекает бегло, поскольку в процессе общения у нас вырабатывается определенный, более или менее автоматически функционирующий психологический настрой на поведение окружающих. Он определяется личностными качествами партнеров и ситуацией их взаимодействия. При этом общающиеся люди действуют тем успешнее, чем более они подготовлены к этому в социально-психологическом плане.

Лекция 5. Взаимодействие и нормативное поведение

Социальное взаимодействие людей обусловлено множеством факторов, среди которых социальные экспектации (ожидания) имеют особое значение. Выступая в определенной роли, каждый человек обладает правами по отношению к другим участникам взаимодействия.

Так, русский, проживающий в Костроме, не задумывается о своей роли русского, но, попав в Германию, он сразу же вспоминает о необходимости исполнения своей роли русского.

При анализе социального взаимодействия индивидов норма выступает:

Ø как эталон, образец, регулирующий психологические механизмы деятельности;

Ø как организационно-структурный «параметр», компонент «планов» поведения;

Ø как образ, регулирующий процесс деятельности.

Взаимопонимание между представителями разных профессиональных, возрастных, этнических групп опосредуется конвенциальными нормами. Отклонение от этих норм вызывает почти такие же негативные социальные санкции, как и нарушение других обычаев.

Кроме слов в коммуникации широко используются вокальные жесты.

Смех обычно выражает веселье, но когда звучит нарочито, означает скуку. Антропологи отмечают, что у части африканских народов смех – это показатель удивления, изумления и даже замешательства.

Одним из наиболее важных жестов, имеющих конвенциальное значение, является выражение лица.

Китайцы привыкли выражать свое недоумение, широко раскрывая глаза. Подмигивание почти не имеет значения вне европейской культуры.

Среди институциональных способов регулирования нормативного поведения наиболее популярны и эффективны две группы:

1. требовательность;

2. стимулирование.

В основе требовательности, как и ответственности, лежат модели должного отношения к организации, которые реализуются в вырабатываемых организациями нормах отношения к символам, реликвиям, ритуалам, олицетворяющих группу или общность.

Социальные нормы получают отображение во многих формах документов: протоколах, распоряжениях, отчетах, меморандумах и т.п.

В основе отношений требовательности лежит, прежде всего, активное принятие челнами группы ценностно-нормативных предписаний, направленных на решение социальных задач группы (общности).

Требовательность как способ регулирования предполагает строгое и четкое регламентирование поведения и деятельности, при этом важное значение приобретают последовательность и систематичность социального контроля общности (группы).

К способам стимулирования относятся и такие, как доверие и одобрение.

Доверием обычно стимулируется знакомая и посильная деятельность. На этом построен институт старейшин, вождей, лидеров, руководителей, которые выступают носителями определенных социальных норм поведения и деятельности.

Для жителей Великобритании таким нормативным эталоном выступает королевская семья, для американцев – избранный президент. Если же президент нарушает конвенциальные нормы, то наказанием служит отлучение (импичмент) от должности. В XX веке таким примером может служить президент Р. Никсон.

Одобрение как способ регулирования характеризуется определением нормативных границ, поддержание которых вызывает стремление общностей дать позитивную оценку поступкам или деятельности своих представителей.

Принципы регулирования негативного поведения:

Ø принцип определенности;

Ø адекватности,

Ø своевременности,

Ø гласности

Ø наглядности социальных санкций.

Определенность регулирования состоит в том, что лидер или сама общность должны определить, насколько верно выбранный способ воздействия может стимулировать нормативное поведение.

Адекватность предполагает, что система применяемых способов воздействия понятна всем членам общности и является справедливой.

Субъект должен понимать смысл воздействия и считать его объективным.

Объективность и соразмерность корригирующего воздействия – важные аспекты принципа адекватности регулирования нормативного поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: