Категорический 251

основной закон его этики. Имеет две формулировки: «... поступай только согласно такой максиме, руковод­ствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (Кант И., Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 260) и «... поступай так, что­бы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» (там же, с. 270). Первая формулировка выражает характер­ное для Канта формальное понимание этики, вторая ограничивает этот формализм. Согласно Канту, К. и. является всеобщим общеобязательным принципом, к-рым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, положения и т. д. Отвлечённо-формальный характер К. и. был подвергнут критике Гегелем.

Характеризуя постулаты кантовской этики, К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что Кант «... превратил материаль­но мотивированные определения воли французской буржуазии в чистые самоопределения "с в ο­б о д н о й вол и", воли в себе и для себя, человече­ской воли, и сделал из неё таким образом чисто идеоло­гические определения понятий и моральные постулаты» (Соч., т. 3, с. 184).

• P a t о n Η. I., The categorical imperative, L.— Ν.Υ., 1947; Williams T. C., The concept of the categorical imperative, Oxf., 1968.

«КАТЕДЕР-СОЦИАЛИЗМ» (нем. Kathedersozialismus, от Katheder — кафедра), разновидность бурж. социа­лизма. Возник в Германии в 60—70-е гг. 19 в. в ка­честве реакции представителей офиц. нем. бурж. науки (гл. обр. политич. экономии) на рост социалистич. сознательности рабочего класса. В 1872 они объеди­нились в Союз социальной политики с целью борьбы против марксизма и проповеди с университетских ка­федр необходимости вмешательства гос-ва в экономич. и социальные отношения якобы для введения «социа­лизма» сверху. Идейные истоки «К.-с.» — в концепции «социальной монархии» Л. Штейна (Германия) (см. «Государственный социализм»). «К.-с.»был «... естествен­ным и неизбежным выражением теоретической трусо­сти и политической растерянности тамошней буржуа­зии» (Ленин В. И., ПСС, т. 2, с. 479). Катедер-социалисты (Г. Шмоллер, Л. Брентано, А. Вагнер, Г. Геркнер, А. Шеффле) выступили апологетами гос. капитализма, насаждавшегося в Германии, изображали прусско-юнкерское гос-во «народным гос-вом», чинов­ничество и монархич. власть «единственно нейтральны­ми элементами в классовой борьбе», способными обе­спечить улучшение положения трудящихся, доказы­вали возможность социального решения рабочего воп­роса путём полицейской регламентации труда, возрож­дения обычаев ср.-век. цехов и пр. К. Маркс и Ф. Эн­гельс подвергли критике «К.-с.», капитулянтство перед ним оппортунистов. В. И. Ленин вскрыл связь «К.-с.», «легального марксизма» в России и междунар. ревизио­низма. В кон. 19 — нач. 20 вв. влияние «К.-с.» значи­тельно упало. Нек-рые его идеи позднее были воспри­няты идеологами реформизма, политич. реакции.

• Маркс К., Замечания на книгу А. Вагнера..., M a p к с К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 19; Э н г е л ь с Ф., Брентано contra Маркс, там же, т. 22; Ленин В. И., Аграрный вопрос и «критики Маркса», ПСС, т. 5; е г о ж е, Против бойкота, там же, т. 16; его же, Анкета об организациях крупного капита­ла, там же, т. 21; V ö l k е г l i n g F., Der deutsche Katheder-Sozialismus, B., 1959.

КАУЗАЛЬНОСТЬ (от лат. causalis — причинный), то же, что причинность.

КАУТСКИЙ (Kautsky) Карл (16.10.1854, Прага, -17.10.1938, Амстердам), один из лидеров и теоретиков герм. с.-д-тии и 2-го Интернационала. В идейном раз­витии К. эволюционировал от домарксистских взгля­дов к марксизму н от него к центризму и оппортунизму. Для филос. взглядов К. характерно эклектич. соеди-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: