Локаята

общается к активной политич. жизни. Вслед за Шефт-сбери, спасаясь от преследования англ. пр-ва, в 1683 эмигрировал в Голландию, где сблизился с кругом Вильгельма Оранского и после провозглашения его королём Англии возвратился в 1689 на родину.

В центре философии Л. — теория познания, раз­витая в традиции англ. эмпиризма и материализма Ф. Бэкона и противостоящая картезианству, кемб­риджским платоникам и университетской схоластич. философии. На взгляды Л. оказали также влияние идеи П. Гассенди, Р. Бойля, Т. Сиденхема и И. Нью­тона. Гл. соч. — «Опыт о человеч. разуме» (1690, рус. пер. 1898), над к-рым Л. работал около 20 лет. Согласно Л., не существует врождённых идей и принципов — ни теоретических, ни практических (нравственных), включая идею бога, а всё человеч. знание проистекает из опыта — внешнего (ощущения) и внутреннего (реф­лексии). В основе знания лежат простые идеи, напр. возбуждаемые в уме различными качествами тел — первичными, с к-рыми эти идеи сходны (протяжён­ность, фигура, плотность, движение), или вторичными, с к-рыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Посредством соединения, сопоставления и абстрагиро­вания разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Л. различает идеи ясные и смутные, реальные и фанта­стические, адекватные своим прообразам и неадекват­ные. Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Л. определяет истину как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначенных ими вещей. В вопросе о значении об­щих терминов Л. склоняется к концептуализму, отме­чая, что реальная сущность вещей остаётся неизвест­ной и что ум имеет дело с номинальными сущностями. Познание Л. делит на интуитивное (самоочевидных истин, нашего собств. существования), демонстратив­ное (положений математики, этики, бытия бога) и сен-ситивное (существования единичных вещей). Последнее оценивается им как наименее ясное и достоверное, что вносит в концепцию Л. явный рационалисти­ческий элемент. К «Опыту...» примыкают соч. Л. «О пользовании разумом» («Of the conduct of the under­standing», 1706), «Исследование мнения отца Мальб-ранша о видении всех вещей в боге» («An examination of P. Malebranchc's opinion of seeing all things in God», 1694) и др.

Выступая против религ. фанатизма различных сект, Л. настойчиво призывал к веротерпимости. Защите религ. свободы он посвятил четыре письма о веротер­пимости. В соч. «Разумность христианства» («The rea­sonableness of Christianity», 1695) Л. в духе про­тестантизма старался отделить «подлинное» учение Христа от последующих видоизменений. Позиция Л. близка деизму, однако он считает, что, поскольку че­ловеч. разум ограничен, христианство, даже разум­ное, нуждается в откровении и приобщении к божеств. опыту «через его дух».

Хотя Л. полагал, что этика может быть наукой на­подобие математики, он не создал последоват. этич. теории. Свои утилитарные максимы о том, что добро есть то, что причиняет или увеличивает удовольствие и уменьшает страдание, в достижении чего и заклю­чается счастье, стремление к к-рому есть основание всякой свободы, Л. корректировал определением мо­рального добра как подчинения человеч. воли закону, коренящемуся в божественной воле,— «истинной ос­нове морали». В благоразумном и благочестивом соз­нании в конечном счёте достигается гармония между личными и обществ. интересами.

Социально-политич. концепция Л. содержится в «Двух трактатах о государственном правлении» («Two treatises of government», 1690). Первый трактат посвящён опровержению феодально-патриархальных взглядов Р. Филмера на божеств. право абс. королев.

власти, второй — содержит теорию конституц. парла­ментарной монархии, по существу являясь оправданием и обоснованием социально-политич. строя, утвердив­шегося в Англии после переворота 1688—89. Неизбеж­ность гос. власти Л. рисует с позиций теорий естеств. права и «обществ. договора». В отличие от абсолютист­ской теории гос-ва Гоббса, пр-ву, согласно Л., пере­даётся только нек-рая часть «естеств. прав» (отправле­ние правосудия, внеш. сношений и т. п.) ради эффек­тивной защиты всех остальных — свободы слова, веры и прежде всего собственности. Законодат. власть в гос-ве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и «федеративной» (внеш. сношений), причём само пр-во должно подчиняться закону. Народ остаёт­ся безусловным сувереном и имеет право не поддержи­вать и даже ниспровергнуть безответств. пр-во.

Идеи Л. сыграли огромную роль в истории филос. и обществ.-политич. мысли европ. Просвещения. Они оказали большое влияние в Великобритании на Толан-да, Пристли, Беркли и Юма, во Франции — на Воль­тера, Кондильяка и в особенности на материалистов 18 в. — Ламетри, Гельвеция и Дидро. Идеи Л. поло­жили начало ассоцианизму в психологии. Политич. фи­лософия Л., явившегося «...классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в про­тивоположность феодальному» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 26, ч. 1, с. 371), разви­валась Монтескье и нашла отражение в политич. тео­риях франц. и амер. бурж. революций.

• Works, v. 1—10, L., 180110; An essay concerning human understanding, ed. by A. C. Fräser, v. 1—2, Oxf., 1894; Essays on the law of nature, ed. by W. v. Leyden, Oxf., 1954; в рус. пер.— Избр. филос. произв., т. 1—2, М., 1960.

* M a p к с К. и Э и p е л ь с Ф., Соч., т. 2, с. 139—47; т. 23; Серебренников В., Учение Л. о прирожденных нача­лах знания и деятельности, СПБ, 1802; P a x м а н Д., Дж. Л., [Харьков], 1924; Субботин А. Д., Принципы гносеологии Л., «ВФ», 1955, № 2; H a p с к и и И. С., Философия Дж. Л., М., I960; 3 а и ч е н к о Г. А., Дж. Л., М., 1973; Ρ ο χ Bour­ne H.H., The life of John Locke, v. 1—2, L., 1876; Gib-son J., Locke's theory of knowledge and its historical relations, Camb.—N. Y., 1917; Aaron R., John Locke, L., 19552; Υ o 11 o n J. W., John Locke and the way oi ideas, Oxf., 1956; Cough J. W., John Locke's political philosophy, Oxf., 19732. А. Л. Субботин.

ЛОМБРОЗО (Lombroso) Чезаре (6.11.1835, Верона,— 9.10.1909, Турин), итал. врач-психиатр и антрополог. В области криминологии обратился к изучению лич­ности преступника, исходя из предположения о нали­чии у него специфич. анатомо-физиологич. признаков, предопределяющих совершение преступления. На ос­нове антропологич. измерения осуждённых пришёл к выводу о существовании «прирождённого преступ­ника», обладающего особыми физич. чертами (сплющен­ный нос, редкая борода, низкий лоб, большие челюсти, высокие скулы и т. д.). Предложенная Л. таблица признаков прирождённого преступника, по его мне­нию, характеризует «атавистич.» черты личности, к-рая от рождения наделена преступными наклонностями. Концепция Л. игнорирует социальную обусловлен­ность преступности, историч. изменчивость и относи­тельность самого понятия преступления. Первые же проверки таблиц Л. опровергли его данные и показа­ли, что идея о существовании прирождённого преступ­ника ошибочна. Однако влияние идей Л. прослежи­вается в совр. бурж. криминологии.

• L'uomo delinquente, v. l—3, Torino, 1896—975; в рус. пер.— Любовь у помешанных, О., 1889; Новейшие успехи науки о преступнике, СПБ, 1892; Гениальность и помешательство, СПБ, 18953.

* Решетников Ф. М., Совр. амер. криминология, Μ., 1965; его же, Уголовное право бурж. стран, в. 1, М., 1965; Кузнецова Н. Ф., Совр. бурж. криминология, М., 1974; Мельникова Э. Б., Решетников Ф. М., Совр. франц. криминология, М., 1972.

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич [8(19).И.1711, дер. Денисовна Архангельской губ.,— 4(15).4.1765, Петер­бург], рус. учёный-энциклопедист и мыслитель, поэт. Филос. значение трудов Л. изучено в основном сов. исследователями. Он признан основоположником мате-риалистич. традиции рус. философии. В целом филос.

позиция Л. тяготела к механистич. материализму и деизму. «Материя, — писал он,— есть то, из чего со­стоит тело и от чего зависит его сущность» (ПСС, т. 1, 1950, с. 173), доказывая, что материя лежите основе един­ства тел. У Л. возникала мысль об отсутствии первотолч­ка, но она осталась неразвитой, и богу у Л. всё же приписывалась роль «архитектора мира» и перводви-гателя. Теоретико-познават. представлениям Л. свойст­вен синтез эмпирико-сенсуалистич. и рационалистич. принципов, уберегающий от крайностей априоризма и феноменализма. Осн. элементами науч. познания он считал эксперимент, математику и теорию: «Мыслен­ные рассуждения произведены бывают из надежных и много раз повторенных опытов» (там же, с. 424). Л. признавал значит. роль также и гипотез в поиске «важ­ных истин».

Л. развивал идеи науки нового времени о едином универсуме с естеств. закономерностями, доступными познанию, разрабатывал «корпускулярную философию» в качестве исходной концепции для объяснения физич. и химич. явлений. В основе природных явлений, по Л., лежит закономерное движение протяжённых, непро­ницаемых, обладающих формой частиц материи (эле­ментов и корпускул), подчинённое всеобщему естеств. закону сохранения вещества и движения (см. там же, т. 3, 1952, с. 383). Руководствуясь этим законом, Л. провёл эксперименты, к-рые способствовали доказа­тельству сохранения массы при химич. превращениях. Л. не разделял ньютоновской трактовки пространства, был сторонником принципа близкодействия. В трудах кон. 50-х — нач. 60-х гг. «Слово о рождении металлов от трясения Земли», «О слоях земных» большое значение приобрели идеи изменения поверхности Земли, нежи­вой и живой природы и высказано убеждение, что мн. явления природы следует рассматривать в их историч. эволюции и причинной обусловленности, не ограничи­ваясь традиц. и ненауч. представлением о том, что «бог так сотворил» (см. там же, т. 5, 1954, с. 574—75).

В понимании обществ. явлений Л. оставался на иде-алистич. позициях, связывая прогресс исключительно с развитием образования, просвещения и ремёсел. Ему принадлежат проекты экономич. развития страны и обществ. преобразований, разработанные в духе идео­логии Просвещения, а историч. концепция посвящена возникновению независимого и влият. др.-рус. гос-ва. Основная тема филос. поэзии Л. — Вселенная, при­рода и человек. По инициативе Л. (1755) был создан Моск. ун-т, ставший новым центром рус. науки и куль­туры. Л. был академиком Петерб. АН, чл. Академии художеств, почётным чл. Шведской АН и Болонской АН. Оказал значит. влияние на развитие рус. и миро­вой науки и культуры.

* ПСС, т. 1—10, М.—Л., 1950—59; Избр. филос. произв., [М], 1950; Избр. произв., М.—Л., 1965. * П л е χ а н о в Г. В., Соч., т. 21, М.— Л., 1925, с. 137—60; Васецкий Г. С., И о в ч у к М. Т., Очерки по истории рус. материализма 18 и 19 вв., [М.,], 1942; Меншуткин Б. Н., Жизнеописание М. В. Л., М.— Л., 1947'; Азаренко Е. К., Мировоззрение М. В. Л., Минск, 1959; Вавилов С. И., М. В. Л., М., 1961; Кузнецов Б. Г., Творч. путь Л., М., 19612; В а с е ц к и й Г. С., Мировоззрение М. В. Л., М., 1961; История философии в СССР, т. 1, М., 1968, гл. 12, с. 318—51; Галактионов A.A., Никандров П. Ф., Рус. философия 11—19 вв., Л., 1970, гл. 7, с. 89—103; Павло­ва Г. Е., Федоров А. С., М. В. Л., М., 1980; Grass­hoff H., M.Lomonossow. Der Begründer der neueren rus­sischen Literatur, Halle, 1962; Langevin L., Lomonossov. 1711—1765. Sa vie, son oeuvre, P., 1967; Mikhail Vasilevich Lomonossov on the corpuscular theory, Camb., 1970; Schütz W., Michail W. Lomonossow, Lpz., 19762.

ЛОПАТИН Лев Михайлович (1.6.1855, Москва,— 21.3.1920, там же), рус. философ-идеалист и психолог. Редактор журн. «Вопросы философии и психологии» (е 1894), пред. Моск. психологич. об-ва (с 1899). Вслед за Вл. Соловьёвым выступил с критикой материализ­ма, позитивизма и абстрактного рационализма (типа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: