Автоматизация информационного обеспечения АРМ поездного диспетчера (пример)

Информационное обеспечение АРМ ДНЦ (ДНЦУ) должно разрабатываться целенаправленно для каждой конкретной задачи управления, решаемой диспетчером. В первую очередь необходимо обеспечить автоматизацию представления наиболее важной и трудоемкой в получении информации.

Информация должна быть детальной или интегрированной, сводной или выборочной, подготовленной к удобному ее использованию при решении той или иной задачи.

При отсутствии автоматизации на рабочем месте поездного диспетчера на сбор, фиксацию, суммирование, выборки, анализ и другую обработку информации затрачивается до 30-40 % рабочего времени.

При выполнении функций управления наиболее часто диспетчер имеет дело со следующими блоками информации:

- поездное положение на перегонах и станциях;

- нормативный график движения поездов;

- график исполненного движения;

- прогнозный график пропуска поездов;

- данные о составах поездов;

- наличие ограничений в пропуске поездов по перегонам и станциям;

- диспетчерские приказы;

- подходы поездов;

- планы отправления поездов со станции формирования;

- план эксплуатационной работы участка;

- данные о локомотивах и бригадах;

- опоздания поездов (отклонения от графика);

- причины опозданий поездов;

- данные о ходе грузовой работы на станциях участка;

- наличие и состояние вагонного парка.

Диспетчер систематически использует характеристики станций и перегонов; сопоставляет ГИД с нормативным графиком при контроле за выполнением графика по отправлению и проследованию поездов каждой нтегории – грузовых, пассажирских, пригородных, а также вывозных, передаточных и хозяйственных; контролирует прием-сдачу поездов и вагонов по стыковым пунктам; а также прием, расформирование, формирование и отправление поездов техническими станциями и выполнение других плановых заданий.

При автоматизации информационного обеспечения диспетчера должно быть обеспечено автоматическое или автоматизированное представление на его АРМ перечисленных разделов информации.

Необходимо предоставить диспетчеру возможность получать на АРМ в масштабе реального времени своевременную, полную и достоверную информацию о состоянии каждого объекта управления (поезда, вагона, локомотива, станции, перегона, локомотивной бригады), а также нналитическую информацию о количественных и качественных показателях работы участка.

При автоматизации ведения ГИД и приложений к нему, выдачи и регистрации диспетчерских приказов автоматизируется и формирование как отчетно-учетных документов с выдачей на графопостроитель (плоттер, принтер) ГИДа, с выдачей на печать – приложений к графику (данные о составах поездов, причинах их опозданий и др.) и журнала диспетчерских приказов (распоряжений). Полностью отпадают при автоматизации и затраты времени по переходу на новый бланк ГИД.

Диалоговый режим работы с ЭВМ позволяет получать из различных АСУ точную и откорректированную по последним данным информацию без излишней детализации.

Информационное взаимодействие диспетчера с КТС АРМ разрабатывается с максимальным приспособлением машинного звена к потребностям и возможностям человека:

· организован диалоговый режим ввода и получения информации с максимально простой формой запроса;

· создана развитая информационно-справочная база данных для выдачи по инициативе диспетчера информационных видеограмм на основе меню информации – укрупненных разделов информационных сообщений различной степени детализации (например, «Поезд», «Локомотив», «Опоздание», «Диспетчерские приказы», «График», «План поездной работы», «План грузовой работы», «Справка», «Действия диспетчера» и другие);

· обеспечена выдача информации на видеотерминалы в форме, не требующей перекодирования, графиков нормативного, исполненного движения и прогнозного, путевых схем станций и перегонов, поездного положения на станциях и перегонах с отображением и перемещением номеров поездов;

· предусмотрена выдача по инициативе системы различных сообщений и запросов;

· предусмотрено протоколирование работы системы: хода эксплуатационной работы (ГИД, учет выполнения графика, причины опозданий, выполнение показателей поездной и грузовой работы, показателей графика, наличия ограничений); действий диспетчера (журнал диспетчерских приказов; ввод, корректировка, квитирование информации, попытки несанкционированного доступа); работоспособности технических средств АРМ ДНЦ и системы автоматизации.

Предложения по составу информации, необходимой для выполнения функций поездного диспетчера, приведены в таблице П.3.1.

Таблица П.3.1

Информационное обеспечение основных функций ДНЦ, ДНЦУ (ДГЦ)

Наименование функций Состав необходимой информации
   
1. Прием дежурства Поездное положение Исправность технических средств Ограничения Приказы План работы
2. Оценка и прогноз положения на участке Поездное положение План-график движения (прогноз) Нормативный график движения (НГД) Характеристика подхода поездов Планы отправления поездов со станций формирования Наличие поездов на диспетчерском участке Наличие опаздывающих поездов на ДУ
3. Оперативное плани­рование пропуска поездов по участку ГИД ПГД НГД Наличие локомотивов и бригад
4. Планирование, ор­ганизация и контроль работы с местными вагонами Сменно-суточный план Ход погрузки-выгрузки Технологические нормы Наличие и состояние вагонного парка
  5. Текущее планирование, порядка пропуска поездов по участку Поездное положение  
  ГИД  
  НГД  
  ПГД  
  6. Обмен сведениями о подходе поездов с со­седними ДГЦ Поездное положение  
  ПГД  
  НГД  
  Ограничения  
  7. Организация и контроль пропуска поездов по участку Поездное положение  
  ГИД+ПГД  
  НГД  
  Наличие опаздывающих поездов на ДУ  
  Выполнение НГД поездом  
  8. Ведение графика исполненного движения и приложения к нему Моменты прибытия, отправления и проследования каждого поезда в пределах ДУ  
  Данные о составе каждого поезда  
  Данные о локомотивах и бригадах, следующих с каждым поездом  
  9. Выдача и регистрация диспетчерских Приказов Форма и содержание типовых приказов  
  Перечень и содержание выданных за смену приказов  
  10. Организация и контроль ремонтных работ на участке с предоставлением “окна” Приказ на предоставление “окна”  
  Информация о ходе работ  
  Откорректированный НГД  
  Ограничения  
  11. Контроль выполнения сменно-суточного плана поездной и грузовой работы ГИД  
  Приложение к ГИД  
  План работы  
  Доклады ДСП  
  12. Ввод и корректировка информации Доклады ДСП  
  13. Ответы на запросы системы (о маневрах поездов, причинах опозданий) Данные о номере поезда  
  Выяснение причины  
  Опоздания поезда  
       
14. Подведение итогов работы ГИД Приложение к ГИД Журнал диспетчерских приказов Выполнение графика движения поездов Показатели работы смены
15. Сдача дежурства Поездное положение ГИД, ПГД Наличие опаздывающих поездов на ДУ Ограничения Приказы

Приложение 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: