СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПЛАН:
3.1 Содержание и виды планирования
3.2 Стратегическое и текущее планирование
Планирование является естественной частью менеджмента. Один из «отцов» современного менеджмента А. Файоль отмечал: «Управлять – это предвидеть», а «предвидеть – это уже почти действовать».
Применение планирования создает следующие важные преимущества:
- делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
- проясняет возникающие проблемы;
- стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
- улучшает координацию действий в организации;
- увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
- способствует более рациональному распределению ресурсов;
- улучшает контроль в организации.
Планирование деятельности предприятия сферы сервиса и туризма – непрерывный систематический процесс определения будущих целей, средств и методов формирования, развития предприятия и управления им.
Процесс планирования рассматривается в широком и узком смысле. В подготовке и принятии решений состоит процесс планирования в широком смысле.
В процессе планирования предполагается получить ответ на три вопроса:
1. Каково наше сегодняшнее реальное положение?
2. Какой путь следует избрать для достижения целей туристской фирмы?
3. Посредством каких методов и ресурсов можно достигнуть поставленной цели?
1. Прогнозирование- составление прогнозов будущего состояния социально-экономических процессов и определение вероятности наступления тех или иных положительных или негативных ситуаций.
2. Моделирование– научное описание ситуаций и будущего состояния социально-экономических процессов с использованием математических моделей.
3. Программирование – конкретное обоснование реализации решений, прогнозов и моделей.
Планирование в узком смысле – это составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации для осуществления принятых решений.
План – официальный документ, в котором отражаются:
- прогнозы развития организации в будущем;
- промежуточные и конечные задачи, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями;
- механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов;
- стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.
Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом.
1 этап. Фирма проводит исследование внешней и внутренней среды организации, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.
2 этап. Фирма устанавливает ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей.
3 этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды, формирует различные варианты стратегии.
4 этап. Выбор одной из альтернативных стратегий.
5 этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.
6 этап. Среднесрочное планирование.
7 этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы.
8 этап. Учет результатов выполнения плана: что организации удалось сделать, реализуя свои планы; каков разрыв между плановыми показателями и фактическим выполнением.
В целом процесс планирования – это замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию планов) связью.
Система планирования туристского предприятия обычно состоит из отдельных планов.
Существуют три основных типа планов.
1. Планы-цели – это набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем.
2. Планы для повторяющихся действий, содержащие сроки их выполнения, а также порядок осуществления в стандартных ситуациях.
3. Планы для неповторяющихся действий, составляемые для решения специфических проблем.
По срокам выполненияпланы делят на три группы:
1. Долгосрочные (от 3 до 5 лет);
2. Среднесрочные (от 1 года до 3 лет);
3. Краткосрочные (от 1 дня до 1 года).
Процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Высший уровень – стратегическое планирование – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов.
На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяют промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач.
Планирование, осуществляемое на нижнем уровне организации, называется оперативным планированием.
Все три типа планов составляют общую систему, которая называется генеральным, общим или бизнес-планом функционирования организации.
Весь процесс планирования можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности фирмы и определение тактики реализации выбранной стратегии (тактическое или текущее планирование).
Понятие «стратегия» – греческого происхождения. Первоначально оно имело военное значение и означало «искусство генерала» находить правильные пути к достижению победы.
Стратегия экономической организации – это совокупность главных целей и основных способов достижения данных целей.
Основу стратегических планов составляет глубокий анализ существующих тенденций, угроз и возможностей во внешнем окружении организации, всесторонний прогноз его будущего состояния и оценка собственного потенциала.
Стратегия сервисного предприятия представляет собой систему управленческих решений, определяющих перспективные направления развития организации, сферы, формы и способы ее деятельности в условиях окружающей среды и порядок распределения ресурсов для достижения поставленных целей.
Термин «тактика» – также первоначально военный термин греческого происхождения, означавший маневрирование силами, подходящими для осуществления данных целей.
Текущее (тактическое) планирование – это планирование на срок до 1 года, которое ориентировано на выбор средств для достижения стратегических целей. Оно находит воплощение в краткосрочных и оперативных планах.
К тактическим вопросам относятся: создание определенной организационной структуры, порядок найма сотрудников, процедуры взаимодействия с потребителями продукции и т.д. Реализация стратегии предполагает, что организация устанавливает тактические цели, мотивирует работников и распределяет ресурсы таким образом, чтобы была достигнута стратегическая цель.
Краткосрочные планы разрабатываются в виде бюджетов, финансовых смет, производственных программ.
Оперативный план – документ, цель которого – обеспечить общее понимание задач компании, стратегии и тактики решения таких задач, а также определить объемы, качество и структуру ресурсов, выделяемых для этого. В оперативных планах содержатся плановые задания по большинству важнейших показателей деятельности предприятия и его подразделений. Оперативный план устанавливает границы количественных и качественных задач, конкретизируя их для фирмы в целом и каждого подразделения.
Знание технологий стратегического и текущего планирования позволяет специалистам сервиса и туризма уверенно планировать будущее своих предприятий.
Контрольные вопросы:
1. Какова роль планирования в деятельности туристского предприятия?
2. Дайте характеристику основным этапам процесса планирования.
3. Что понимается под планом? Назовите виды планов, разрабатываемых на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма.
4. Чем отличается стратегическое планирование от текущего?
5. Что составляет основу стратегического планирования? Какие виды планов составляются в рамках стратегического планирования?
6. Чем отличается оперативное планирование от текущего? Что составляет основу текущего планирования?
7. Какие факторы влияют на эффективность планирования?
Задание для самостоятельной работы: проследите развитие какой-либо сферы деятельности в социально-культурном сервисе и туризме (гостиничная индустрия, индустрия питания, транспортная индустрия, индустрия развлечений) за прошедшее десятилетие. На этом примере докажите необходимость разработки и реализации стратегии. Определите роль текущего планирования в реализации этой стратегии.