Поездного диспетчера участка, узла

3.5.1. Содержание работы ДГЦ, ДГЦУ

Основными конечными целями деятельности поездного диспетчера является обеспечение беспрепятственного пропуска поездов по перегонам и станциям участка (узла); своевременный развоз груженых и порожних вагонов по станциям погрузки-выгрузки и их вывоз на станции формирования поездов; организация погрузки маршрутов и сдачи порожних вагонов в регулировку при эффективном использовании перевозочных средств, пропускной и перерабатывающей способностей перегонов, участков и станций и безусловном обеспечении безопасности движения и техники личной безопасности.

Для достижения этих целей ДГЦ обязан осуществлять широкий перечень функций.

3.5.2. Прием дежурства

Прием дежурства поездным диспетчером включает следующие операции:

а) получение у сдающего дежурство ДГЦ исходной информации на начало смены, об особенностях предстоящей работы, о наличии затруднений в погрузке, выгрузке вагонов, продвижении поездов и о планируемых первоочередных мерах по преодолению затруднений;

б) получение у вступающего на дежурство руководителя смены плана поездной и грузовой работы участка (узла) и специальных заданий; запрос и ознакомление с приказами соседних ДГЦ о планируемом подводе поездов на ближайшие часы;

в) запрос и получение информации о действующих на участке (в узле) ограничениях;

г) проверка исправности технических средств АРМ и функционирования АСДК (АСДЦ, ГИД «УРАЛ-ВНИИЖТ») (запуск специальной программы);

д) оформление приема-сдачи дежурства циркулярным приказом, его доведение до ДСП станций и фиксация в памяти ЭВМ для последующей выдачи в составе "Журнала диспетчерских приказов".

Задания сменного плана и другие данные на начало дежурства ДГЦ фиксирует на своем рабочем бланке ("Бланке текущего планирования пропуска поездов" - БТП). (Желательно, чтобы масштаб сетки графика по горизонтали и по вертикали на рабочем бланке соответствовал масштабу, который принят для представления ГИД поездов на экране дисплея. Это обеспечит лучшие условия зрительного восприятия и соотнесения двух изображений ГИД между собой).

Варианты диспетчерской регулировки и уточнения планов пропуска отдельных поездов ДГЦ отрабатывает на БТП (ГИД) карандашом, если это невозможно в режиме диалога с ЭВМ. На нем же ДГЦ ведет ГИД в периоды полного отказа.

Для своевременного вступления на дежурство ДГЦ должен заблаговременно явиться на рабочее место и за 15 мин. до начала смены быть готовым к проводимому руководителями совещанию.

3.5.3. Оценка и прогноз положения на участке (в узле)

Для того, чтобы оценить положение на участке или в узле, ДГЦ визуально по мнемосхеме (МС) участка (узла) и станций на экране дисплея определяет занятость поездами приемо-отправочных путей станций и перегонов, направление действия автоблокировки, исправность технических средств. Анализируя отображенный на дисплее ГИД и соотнося ГИД с МС, ДГЦ устанавливает местоположение в узле поездов по их номерам (если уже реализована система передачи номеров поездов). При необходимости для этих же целей ДГЦУ запрашивает на этот или другой дисплей поездное положение на той или иной станции (перегоне) участка, узла или видеограмму о наличии поездов на участке (в узле) (всего или только пассажирских, пригородных или грузовых).

Более полные данные о выполнении тем или иным поездом нормативного графика движения (НГД) диспетчер запрашивает в режиме диалога: например, запрашивает на экран дисплея видеограмму для ввода номера поезда; с помощью алфавитно-цифровой клавиатуры вводит номер поезда; в результате получает на экране видеограмму о выполнении этим поездом НГД по каждой станции.

Анализируя полученные на экран дисплея данные о подходе поездов по стыкам, планы отправления поездов на ближайшие 4-6 ч. станциями формирования, расположенными на участке или в узле, ГИД и ПГД (запрашивая при возможности либо ПГД, либо ГИД совместно с ПГД), при этом используя свой БТП, ДГЦ оценивает соответствие поездопотоков четного и нечетного направлений пропускной способности перегонов и перерабатывающей способности станций и возможность справиться с намеченными размерами движения.

Путем переговоров со станциями и локомотивным диспетчером ДНЦ уточняет ход формирования поездов на запланированные нитки графика и их обеспеченность локомотивами и бригадами.

Путем переговоров с ДСП уточняет ход погрузки (в т.ч. маршрутной) и выгрузки вагонов, ход накопления вагонов для сдачи по регулировке (при наличии плана или регулировочных заданий), уточняет эти вопросы с диспетчером по местной работе.

Если в результате оценки и прогноза положения на участке (в узле) ДГЦ приходит к выводу, что станции и перегоны справятся с заданными размерами движения, то организует работу на основании плана, передавая необходимые распоряжения (устно или в виде регистрируемых приказов) непосредственным исполнителям на местах.

В случае, если ожидаемые размеры движения превышают пропускную и перерабатывающую способности перегонов и станций или при возникновении сбоев в работе, неисправностей технических средств и подвижного состава, препятствующих выполнению сменного плана, ДГЦ, используя БТП и привлекая работников линии, разрабатывает возможные регулировочные меры, ставит в известность ДГЦС. Совместно с ДСП, ДГЦТ, ДГЦС, ДСЦ уточняются и разрабатываются исчерпывающие регулировочные мероприятия по устранению или предупреждению сбоев, корректируются ПГД и задания причастным структурным единицам и доводятся до исполнителей действующим порядком.

3.5.4. Текущее планирование работы участка (узла)

Основным оперативным плановым документом является сменно-суточный план поездной и грузовой работы.

Целью текущего планирования ДГЦ является конкретизация и детализация плановых заданий с учетом изменений поездной обстановки, направленная на выполнение количественных и качественных показателей эксплуатационной работы участка (узла).

В деятельности ДГЦ по текущему планированию поездной и грузовой работы участка (узла) можно выделить, во-первых, планирование по 4-6-часовым периодам пропуска поездов на участке (в узле) (в том числе местных поездов) на основе данных контроля пропуска поездов по перегонам и станциям, уточненных сведений о подходе поездов к стыковым пунктам, о планах поездообразования на станциях формирования на нитки графика и обеспеченности их локомотивами и бригадами; во-вторых, текущее планирование грузовой работы; в-третьих, текущее планирование порядка пропуска поездов по участку (узлу).

При планировании пропуска поездов на 4-6 часов вперед ДГЦ, во-первых, запрашивает (при возможности) и получает на экран план-график пропуска поездов, которые уже находятся на участке (в узле) на момент планирования, и соотносит его с НГД (или анализирует сведения об этом на дисплее); затем получает и наносит на БТП данные о подходе поездов по каждому стыковому пункту, об отправлении поездов с каждой станции формирования и анализирует возможности пропуска поездов на основе сравнения с НГД, изображенным на временной сетке БТП или на дисплее.

В зависимости от результатов планирования ДГЦ поступает порядком, аналогичным изложенному в конце предыдущего пункта.

Текущее планирование грузовой работы на участке или в узле и на отделении в целом осуществляет ДГЦМ, во взаимодействии с которым работают ДГЦ и ДГЦУ, выполняя свою часть функций по планированию, организации и контролю работы с местными поездами и вагонами на участках и в узле.

План пропуска по станциям участка (узла) местных поездов ДГЦ разрабатывает (если это не предусмотрено осуществлять автоматически) действующим порядком не позднее 30 мин. до отправления поезда, исходя из количества и назначения вагонов в составе поезда и наличия вагонов для прицепки к данному поезду на станциях участка или узла.

Технология текущего планирования порядка пропуска поездов на участке или в узле в условиях АРМ ДГЦ, ДГЦУ изложена ниже.

3.5.5. Планирование, организация и контроль работы с местными поездами и вагонами

Выполнение этой функции включает две части. Первая часть относится к планированию выполнения заданий по местной работе, к организации работы сборных, вывозных, передаточных поездов и диспетчерских локомотивов, выполняющих местную работу.

При планировании местной работы ДГЦ получает от ДГЦС или ДГЦМ задания на погрузку (выгрузку) и сдачу порожних вагонов, информацию о груженых и порожних вагонах, подлежащих развозу к местам выгрузки и погрузки, и назначенных для этих целей сборных, вывозных или передаточных поездах;

от ДСП станций и в порядке запросов на АРМ получает информацию о предполагаемом объеме погрузки на грузовых пунктах, наличии порожних и груженых вагонов, о прогнозируемом подходе вагонов с местным грузом на участок и о предполагаемом времени окончания погрузочно-выгрузочных работ;

используя полученные сведения, составляет планы работы на станциях участка или узла сборных (вывозных, передаточных) поездов и диспетчерских локомотивов и передает необходимые указания исполнителям.

В процессе работы ДГЦ постоянно контролирует ход выполнения местной работы на станциях, проверяет соответствие фактического ее хода плану и в случае отклонений принимает меры для их устранения.

Порядок составления ДГЦ плана работы местных поездов на станциях участка (узла) рассмотрен в п. 3. Составленный план ДГЦ фиксирует на БТП (ГИД) и доводит его до сведения ДСП.

Действующим порядком ДГЦ организует и контролирует работу сборных и других местных поездов по каждой станции участка или узла:

- определяет время готовности поезда к отправлению с данной станции, сравнивает его с графиковым, фиксирует на БТП;

- прогнозирует время прибытия поезда на следующие станции, сообщает ДСП ожидаемое прибытие местного поезда и уточняет план работы (при необходимости выполняется его корректировка);

- получив сообщение об окончании работы местного поезда на данной станции, проверяет возможность его дальнейшего следования и дает команду на отправление поезда на следующую станцию согласно намеченному плану.

При окончании работы сборного (или другого местного) поезда на участке или в узле ДГЦ контролирует своевременность передачи информации о его составе на станцию расформирования, если формирование такой информации не автоматизировано.

Периодически диспетчер оценивает ход местной работы в целом на участке или в узле. Если есть необходимость корректировки плана местной работы, он получает необходимую уточняющую информацию и указания от ДГЦС, ДГЦТ и вносит необходимые коррективы; указания об изменении плана передаются исполнителям.

3.5.6. Автоматизированное текущее планирование порядка пропуска поездов по участку (узлу)

Автоматизированное текущее планирование порядка пропуска поездов по узлу включает в себя автоматическую разработку ПГД в режиме ведения ГИД или по запросу диспетчера для поездов, находящихся на участке или в узле, его анализ и разработку регулировочных мер с использованием БТП или в режиме диалога с ЭВМ (при его реализации на АРМ).

Запросив на экран дисплея ПГД на текущий момент или ГИД совместно с ПГД, ДГВ (ДГЦУ) проверяет (на основании имеющихся у него в памяти данных о характеристиках и количестве приемо-отправочных путей на станциях узла – при необходимости уточняет эти сведения, запросив схемы станций на другой дисплей) возможность выполнения планируемых обгонов (скрещений) на тех станциях, где их намечает ЭВМ (если программой разработки ПГД не предусмотрен учет ограничений по количеству и характеристике приемо-отправочных путей на промежуточных станциях и по характеристикам поездов).

Если окажется, что какой-либо из намеченных ЭВМ обгонов (скрещений) не может быть реализован на данной станции, ДГЦ в режиме диалога с ЭВМ или используя БТП, разрабатывает другой вариант обгона (скрещения) и необходимые для этого регулировочные меры.

3.5.7. Обмен сведениями о подходе поездов с соседними ДГЦ, ДНЦУ

Подход поездов по стыковым пунктам соседним ДГЦ дается поездным диспетчером через каждые 3-4 ч на основании ПГД поездов, находящихся на участке (узле), и результатов планирования (с учетом ограничений) на БТП (ГИД) пропуска тех поездов, которые поступят на участок (узел) до конца периода планирования со станций формирования или других стыковых пунктов. Диспетчерские приказы о подходах поездов (как передаваемые ДГЦ соседям, так и получаемые от них) оформляются в "Журнале диспетчерских приказов" действующим порядком либо автоматизировано (при наличии связи ВК данного АРМ с АРМ ДГЦ соседних РУ) порядком, аналогичным оформлению циркулярного приказа.

Планируемые точки поступления поездов с соседних участков по стыкам фиксируются на БТП. Если направление следования и время поступления поездов соответствуют НГД, ДГЦ проверяет возможность пропуска поездов до пунктов назначения или пунктов смены локомотивов и бригад по условиям режимов их работы и согласовывает прием поездов с соседнего участка. Если имеются отклонения от нормативов действующих планов формирования и графика движения, ДГЦ докладывает об этом ДГЦС и получает указания.

Если пропуск какого-либо поезда вне графикового расписания за расчетное время невозможен (в чем ДГЦ убеждается путем предварительной прокладки линий хода поездов на БТП и их соотнесения с НГД), ДГЦ определяет время возможного приема поезда и сообщает его ДГЦ соседнего участка.

Если соседний участок не может принять поезд, то ДГЦ определяет возможность его задержки на одной из промежуточных станций своего участка (узла), учитывая поездное положение на участке (узле) и характеристики станций, согласовывает с ДГЦС и доводит решение до исполнителей.

Целесообразен автоматический режим формирования и передачи соседям сведений о подходах поездов к стыковым пунктам.

3.5.8. Организация и контроль пропуска поездов по участку (узлу)

Эта функция включает действия диспетчера, направленные на реализацию текущих планов пропуска поездов по участку (узлу).

Наблюдая за показаниями МС, изображением ГИД и ПГД на дисплее, в отдельных случаях получая доклады ДСП, диспетчер контролирует фактическое отправление, прибытие, проследование поездов, сравнивает эти данные с запланированными либо с помощью ЭВМ, либо с использованием БТП. При отсутствии существенных отклонений диспетчер подтверждает дежурным по станциям запланированный порядок отправления, пропуска или приема поездов.

В случае возникновения отклонений от плана пропуска диспетчер выясняет причины, рассчитывает (в диалоге с ЭВМ или вручную с использованием БТП, если ПГД не разрабатывается автоматически) новый план пропуска поездов по станциям участка (узла) и сообщает его причастным ДСП. Расчет измененного плана-графика движения поездов осуществляется порядком, изложенным ранее.

При этом диспетчер особо внимательно следит за тем, чтобы отклонения от НГД в пропуске отдельных поездов не привели к их срыву с графика по проследованию, т.е. чтобы поезда прибывали на станции назначения или на конечные станции участка (узла) не позднее времени, предусмотренного НГД. По отношению к поездам, поступившим (отправившимся) на участок с опозданием по сравнению с НГД, при организации их пропуска по узлу диспетчеру следует стремиться к сокращению величины опоздания, особенно пассажирских поездов.

Команды дежурным по станциям о приготовлении маршрутов поездам должны быть переданы диспетчером настолько заблаговременно, чтобы не допустить задержки поезда перед закрытым входным сигналом или необоснованного снижения скорости (при реализации на АРМ ДГЦ режима ДЦ маршруты поездам могут устанавливаться автоматически или самим ДГЦ).

Организуя пропуск поездов по участку (узлу), ДГЦ систематически контролирует по станциям формирования ход подготовки к отправлению по графику составов поездов, своевременность обеспечения их локомотивами и бригадами. Для этого он поддерживает связь с ДСП и ДСЦ станций, локомотивным диспетчером и дежурными по локомотивным депо; запрашивает на экран дисплея информацию об этом из систем АСОУП, ДИСТПС, АСУ СС и других, действующих на полигоне района управления и связанных с АРМ ДГЦ.

3.5.9. Ведение графика исполненного движения и приложения к нему

При автоматизации ведения график исполненного движения поездов (ГИД) в реальном масштабе времени в традиционной форме, не требующей от ДГЦ перекодирования информации, постоянно отражается на экране дисплея.

Выдача ГИД на твердый носитель (в традиционной или иной форме) может реализовываться в различных режимах в зависимости от технической оснащенности ДЦУ: если в состав АРМ ДГЦ входит графопостроитель (ГП) - плоттер достаточных разрешающих возможностей, ГИД как yчетно-отчетный документ может автоматически изображаться на бумаге в масштабе времени, реализованном в АРМ ДГЦ при слежении за поездным положением на станциях и участках.

Возможны и другие варианты – выдача ГИД на ГП по 4-х или 6-ти часовым периодам, по сменам или за отчетные сутки в целом с предоставлением возможности ДГЦ получить на бумажном носителе интересующие его фрагменты ГИД в любой момент дежурства.

Аналогично может быть организовано и ведение приложения к графику – выдача на экран дисплея сведений о составах отправляемых на участке (узле) поездов по мере появления этих сведений в АС (по инициативе системы или по запросу ДГЦ). Выдачу их на печать в качестве yчетно-отчетного документа целесообразно организовать в том же режиме, что и режим выдачи ГИД, с предоставлением ДГЦ возможности вывести на экран или печать сведения о любом поезде в любой момент дежурства.

При таком уровне автоматизации этих функций ДГЦ выполняет операции по запуску программ выдачи ГИД на графопостроитель и приложения к нему – на устройство печати (УП), хотя и эти операции целесообразно поручить ЭВМ. Тогда ДГЦ остается проследить за своевременностью и правильностью оформления ГИД и приложения к нему соответственно на ГП и УП и подтвердить их достоверность своей подписью на регламентированном месте автоматически выданных документов.

3.5.10. Выдача и регистрация диспетчерских приказов

Реализацию этой функции ДГЦ целесообразно предусмотреть в автоматизированном диалоговом режиме. Для этого в памяти ЭВМ должны находиться машиноориентированные формы-шаблоны основных типовых диспетчерских приказов, а также форма-шаблон для оформления нетиповых и, разумеется, должен быть организован диалоговый режим их выдачи и регистрации.

Чтобы передать на станции участка, узла (и другим подразделениям, где имеются оконечные устройства, связанные с АРМ ДГЦ, или куда можно направить сообщения с использованием межмашинного обмена) типовой регистрируемый приказ, ДГЦ, пользуясь меню типовых приказов, запрашивает на экран дисплея его форму-шаблон. Затем с помощью АЦК вносит в нее необходимые дополнительные реквизиты, контролируя правильность своих действий по видеограмме, заверяет своим шифром и установленным порядком (например, нажатием соответствующей позиционной клавиши) дает ЭВМ команду передать приказ причастным абонентам с получением подтверждающей информации о приеме приказа. ДГЦ визуально контролирует появление на экране дисплея этих сообщений, после чего дает ЭВМ команду на сохранение в памяти переданного приказа и полученных подтверждений для последующей выдачи на печать в составе "Журнала диспетчерских приказов" как yчетно-отчетного документа.

При возникновении необходимости в выдаче нетипового приказа диспетчер запрашивает на экран дисплея видеограмму его формы-шаблона и далее действует порядком, изложенным выше.

Формирование и выдача на печать "Журнала диспетчерских приказов" может осуществляться системой автоматически как по инициативе системы, так и по команде ДГЦ в конце дежурства.

Помимо этого, системой должна быть обеспечена диспетчеру возможность вывести любой из переданных приказов на экран или печать в любой момент дежурства. Технология осуществления такого запроса очевидна, но будет зависеть от конкретного состава КТС АРМ ДГЦ.

Передача диспетчерских приказов абонентам, с которыми АРМ ДГЦ не имеет связи, осуществляется ДГЦ действующим порядком с использованием имеющихся на АРМ средств связи и протоколирования работы.

3.5.11. Организация и контроль ремонтных работ на участке, в узле с предоставлением "окон"

Эта функция выполняется при необходимости плановых и неплановых ремонтных работ на участке, в узле, о чем ДГЦ получает сведения на АРМ (по специальному запросу или по инициативе системы) в начале дежурства, от руководителя диспетчерской смены или от руководителя работ непосредственно.

В случае выполнения на участке или в узле крупных плановых ремонтно-строительных работ с предоставлением окон продолжительностью 3-4-6 часов и более, движение поездов обычно осуществляется по вариантному графику, предусматривающему и порядок пропуска специальных рабочих поездов как до, так и во время действия, и после окончания «окна».

Задача диспетчера заключается в том, чтобы своевременно освободить от поездов необходимый участок или перегон, установленным порядком оформить предоставление «окна», зафиксировать его начало, проконтролировать ход ремонтных работ с целью своевременного их окончания.

Если необходимость в предоставлении «окна» на участке, узле возникла неожиданно, ДГЦ по согласованию с руководителем работ, руководителем диспетчерской смены и соседними диспетчерами планирует и реализует необходимые регулировочные меры с целью минимизации потерь в выполнении сменно-суточного плана поездной и грузовой работы из-за перерыва в движении.

По окончании ремонтных работ диспетчер убеждается в освобождении ремонтируемого участка (перегона) и действующим порядком оформляет его открытие для движения.

3.5.12. Контроль хода выполнения сменно-суточного плана поездной и грузовой работы участка (узла)

Контроль выполнения заданий сменно-суточного плана (ССП) поездной и грузовой работы на участке (в узле) ДГЦ осуществляет по 3-4-6 часовым периодам и в конце дежурства, запрашивая на экран дисплея и сопоставляя фактические и плановые данные о приеме и сдаче поездов и вагонов по стыковым пунктам; о приеме, расформировании, формировании и отправлении поездов техническими станциями; о погрузке, в том числе маршрутной, выгрузке вагонов на станциях узла; регулировке порожних (или получая эти данные действующим порядком).

Оценить другие количественные и качественные показатели эксплуатационной работы, использования вагонов и локомотивов без помощи ЭВМ более затруднительно.

Контроль выполнения графика поездами различных категорий ДГЦ осуществляет в ходе дежурства, запрашивая на дисплей видеограммы соответствующих выходных форм: "Выполнение нормативного графика поездом"; "Перечень опозданий поездов по ДУ всего (или пассажирских, пригородных, грузовых поездов)"; "Наличие опаздывающих поездов всего (или пассажирских, пригородных, грузовых поездов)"; "Выполнение графика движения" поездов каждой учетной категории по форме ДО-12 (в конце смены – в виде распечатки на твердом носителе) - при реализации этой функции на АРМ.

Результаты анализа выполнения ССП диспетчер учитывает в дальнейшей работе, доводит до сведения коллектива смены, работающего на участке (в узле).

3.5.13. Ввод в систему и корректировка информации

Распределением функций между человеком и машиной на АРМ ДГЦ может быть предусмотрено, что ДГЦ по собственной инициативе осуществляет необходимую замену номеров поездов в памяти ЭВМ, корректирует ГИД на полосе простоя АС (вводит в память системы данные о фактическом следовании поездов за время сбоя системы), контролирует ввод всех причин опозданий поездов (и служб-виновников) по станциям формирования и по проследованию; по запросам системы – вводит или подтверждает номера находящихся на участке (узле) поездов; вводит данные о причинах опозданий и службах-виновниках.

Для замены номера поезда ДГЦ получает на экран дисплея видеограмму "Замена номера поезда", с помощью АЦК в режиме диалога с ЭВМ вводит заменяемый номер, затем – новый номер поезда.

Для корректировки ГИД на полосе простоя АС диспетчер получает видеограмму "Корректировка ГИД", с помощью АЦК в режиме диалога с ЭВМ вводит номер поезда, затем – код станции по единой сетевой разметке, время прибытия хх-хх (часы-минуты), время отправления хх-хх и т.д.

Для контроля ввода в память ЭВМ всех причин опозданий ДГЦ получает видеограмму "Перечень опозданий поездов по ДУ всего" (либо "Перечень опозданий пассажирских, пригородных, грузовых поездов"), анализирует ее и, если обнаруживает, что по какому-либо опоздавшему поезду в системе нет данных о службе и причине опоздания (по наличию в конце строки видеограммы соответствующих символов вместо шифра службы и номера причины и слова "введите"), с помощью АЦК вводит соответствующие данные.

3.5.14. Ответы на запросы системы

При появлении на экране дисплея по инициативе системы видеограмм "Запрос на ввод номера поезда", "Запрос на подтверждение номера поезда" или "Запрос на ввод причины опоздания" ДГЦ анализирует текст видеограммы, устанавливает характер запрашиваемой информации, затем, на основе анализа показаний МС, ГИД, поездного положения соответствующих станций (запрашивая эти формы на экраны дисплеев) и других имеющихся в его распоряжении данных, определяет реальный номер поезда или службу и номер причины опоздания поезда и с помощью АЦК вводит эти данные в соответствующее место строки видеограммы.

3.5.15. Подведение итогов работы участка (узла) за смену

При подведении итогов работы узла за смену ДГЦ должен оценить уровень выполнения участком (узлом) и отдельными станциями: заданий ССП по приему-сдаче поездов и вагонов по стыковым пунктам; по приему, расформированию, формированию и отправлению поездов техническими станциями; по погрузке, выгрузке и регулировке вагонов, а также уровень выполнения графика поездами различных категорий (в объеме отчета формы ДО-12); показатели графика исполненного движения грузовых поездов (участковая, техническая скорость и коэффициент скорости); обеспечение безопасности движения в поездной и маневровой работе и техники личной безопасности.

Для оценки уровня графиковой работы ДГЦ имеет возможность воспользоваться видеограммами об опозданиях поездов и в конце смены – распечаткой видеограммы о выполнении графика движения отдельно пассажирскими, пригородными и грузовыми поездами по форме отчета ДО-12 (при реализации системой этой функции).

В остальном ДГЦ действует аналогично изложенному ранее порядку контроля выполнения заданий суточно-сменного плана.

3.5.16. Сдача дежурства

За 30-60 мин. до окончания смены ДГЦ начинает подготавливать и уточнять необходимую для принимающего дежурство диспетчера информацию об особенностях работы и планируемых регулировочных мерах на предстоящие 2-3 ч. новой смены, если имеются какие-либо затруднения; завершает оформление "Журнала диспетчерских приказов" и "Журнала работы устройств СЦБ". Запрашивает у ЭВМ ГИД в графической форме на графопостроитель; приложение к графику (характеристики поездов), видеограммы "Выполнение ССП", "Выполнение графика движения" по форме отчета ДО-12, "Журнал диспетчерских приказов" и «Журнал учета причин опозданий поездов» - в виде распечаток на бумаге на устройство печати; анализирует и заверяет их своей подписью.

Приказ о приеме-сдаче дежурства оформляет ДГЦ, заступающий на дежурство.


Список рекомендуемой литературы

1. Автоматизированные диспетчерские центры управления эксплуатационной работой железных дорог. // Под. ред. П.С. Грунтова. М.: Транспорт. – 1990.

2. Буянов В.А., Тишкин Е.М., Шаров В.А. На пути к информационным технологиям перевозочного процесса. // Вестник ВНИИЖТ. – 1998. – № 3. – С.10-15.

3. Грошев Г.М., Кудрявцев В.А., Платонов Г.А., Чернюгов А. Д. Пособие поездному диспетчеру и дежурному по отделению. Уч. пособие. – М.: Транспорт. – 1992.

4. Грошев Г.М., Стрелков М.В. Технология автоматизированной деятельности диспетчерского аппарата в условиях функционирования АДЦУ. Метод. указ. – СПб: ПИИТ. – 1992. – 56 с.

5. Грошев Г.М., Башилов А.С., Лагашкин Ю.П., Романова И.Ю. Автоматизация диспетчерского управления и регулирования эксплуатационной работы на участках и в узлах. // Жел.-дор. транспорт. Сер. Вычислительная техника и автоматизированные системы управления: ЭИ / ЦНИИ ТЭИ. – 1997. – Вып.4. – С.1-36.

6. Грошев Г.М., Романова И.Ю. Организация оперативного управления перевозками на полигоне Октябрьской ж.д. из ЕДЦУ (1-й этап) во взаимодействии с отделениями дороги. // «Актуальные проблемы управления перевозочным процессом». Сб-к науч. тр. Вып.3. – СПб: ПГУПС. – 2004. – С.57-69.

7. Елисеев С.Ю., Соснов Д.А. Концепция построения автоматизированной системы управления. // Жел.-дор. транспорт. – 2004. – №6. – С.32-35.

8. Елисеев С.Ю., Грошев Г.М., Романова И.Ю. АРМы диспетчерского персонала. // Жел.-дор. транспорт. – 2001. – №3. – С.43-45.

9. Есюнин В.И., Шарадзе О.Х. Единый центр управления движением поездов на Горьковской дороге. // Автоматика, телемеханика и связь. – 1998. – №6. – С.26-27.

10. Зябиров Х.Ш., Кузнецов Г.А. и др. ГИД «Урал - ВНИИЖТ». Автоматизированная система оперативного управления эксплуатационной работой // Жел.-дор. транспорт. – 2003. – №4.

11. Зябиров Х.Ш. Совершенствование управления перевозочным процессом на основе сбалансированности использования имеющихся технических средств // Жел.-дор. транспорт. – 2003. – № 3.

12. Зябиров Х.Ш., Слободенюк Н.Ф. «СИРИУС». Единая сетевая интегрированная система // Жел.-дор. транспорт. – №8. – 2003. – С.7-19.

13. Исаков В.С., Черемушкин А.Н. Единый диспетчерский центр управления перевозками. // Жел.-дор. транспорт. – 1996. – №9. – С.2-5.

14. Ковалев В.И. Организация вагонопотоков на сети железных дорог России в условиях реформирования отрасли (развитие теории расчета плана формирования поездов, экономико-математические модели). – СПб.: ИЦ «Выбор». – 2002. – 144 с.

15. Ковалев В.И., Осьминин А.Т., Дегтярев В.Г., Елисеев С.Ю. Оптимальное по стоимости управление вагонопотоками с учетом наличия в рабочем парке вагонов, принадлежащих России, странам СНГ и Балтии. // Вестник ВНИИЖТ. – 2002. – №3.

16. Ковалев В.И., Осьминин А.Т. Совершенствовать организацию и управление вагонопотоками. // Жел.-дор. транспорт. – 2002. – №6.

17. Концентрация диспетчерского управления. / В.И. Талалаев, Д.В. Гавзов, А.Б. Никитин. // Жел.-дор. транспорт. – 1997. – №9. – С.30-34.

18. Левин Д.Ю. Современные принципы и технология оперативного управления поездной работой // Жел.-дор. транспорт. – 2004. – № 4 – С.27-33.

19. Паристый А.И., Корбинский В.И., Шалягин Д.В., Крылов А.Ю., Николаенко И.Б. Автоматизированный центр диспетчерского управления // Автоматика, связь, информатика. – 1999. – №3. – С.18-23.

20. Парфенов В.В. и др. Концепция построения сети центров управления перевозками (ЦУП) на железнодорожном транспорте России. – М.: ЦНИИТЭИ МПС. – 2000. – С.27.

21. РД «Типовые требования к единым диспетчерским центрам управления (ЕДЦУ) перевозками».// Ипатов В.В., Грошев Г.М., Иванов М.Т. и др.: науч. Рук. Грошев Г.М. Утв. МПС РФ 25.06.99. – М.: ВНИИАС МПС РФ. – 1999. – 124 с. + 182 с. прилож.

22. РД «Типовые требования к регистрации, отображению, прогнозированию, учету и анализу движения поездов в автоматизированных системах диспетчерского контроля и управления (ДК и ДЦ) на диспетчерских участках и в железнодорожных узлах». // Грошев Г.М., Ипатов В.В., Башилов А.С.: науч. Рук. Грошев Г.М. Утв. МПС РФ 25.06.99. – СПб.: Техинформ. – 1999. – 78 с.

23. Розенберг Е.Н., Тишкин Е.М. Пути перехода к информационно-управляющим системам. // Жел.-дор. транспорт. – 2003. – №11. – С.14-19.

24. Сапожников В.В., Гавзов Д.В., Никитин А.Б. Концентрация и централизация оперативного управления движением поездов. – М.: Транспорт. – 2002. – 102 с.

25. Тишкин Е.М. Автоматизация управления вагонным парком. – М.: Интекст. – 2000. – 224 с.

26. Толмачев В.Г. Реорганизация управления // Жел.-дор. транспорт. – 1997. – № 8. – С.39-42.

27. Шаров В.А. Управление перевозками в условиях информатизации отрасли. // Жел.-дор. транспорт. Сер. «Организация движения и пассажирские перевозки»: ЭИ / ЦНИИТЭИ МПС. – 1999. – Вып. 2.


Приложение 1

Рис. Структура дорожного ДЦУ перевозками Октябрьской железной дороги


Приложение 2

Рис. Структура дорожного ДЦУ перевозками Горьковской железной дороги


Содержание

Введение………………………………………………………………….…. 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: