При вступлении на дежурство и периодически в процессе дежурства ДГЦС должны выполнять оценку и прогноз состояния управляемой системы с целью выявления возможных затруднений и определения мер по их предупреждению. Для этого он должен знать исходное состояние технических средств и работоспособность людей, определить соответствие ожидаемых размеров движения поездов и грузовой работы величине пропускной и перерабатывающей способности участков, станций и грузовых пунктов, а также возможности обеспечения заданного объема работы локомотивами и бригадами, запрашивая необходимую информацию с помощью ТС АРМ.
Для оценки ожидаемых размеров работы ДГЦС запрашивает и получает на экран дисплея или печать данные прогноза поездного положения на направлении. Параллельно с анализом полученной информации ДГЦС выясняет исходное состояние устройств, локомотивов и работоспособность людей.
По данным мнемосхемы с поездным положением, а также по докладам ОРУ и диспетчеров участков ДГЦС, в первую очередь, оценивает общее состояние технических устройств и наличие штата необходимых работников. Отсутствие неисправностей технических устройств и недостатков в расстановке людей обеспечивает возможность выполнения сменных заданий.
|
|
При наличии неисправностей технических устройств и недостатков в расстановке людей ДГЦС выясняет возможности устранения имеющихся недостатков. Для этого он вызывает по телефону сменных или ответственных руководителей соответствующих предприятий и подразделений (станций, депо, дистанций пути, сигнализации и связи и др.) и путем переговоров с ними выясняет причины выявленных недостатков намеченный порядок и необходимое время их устранения, потребную помощь.
Если требуется помощь от смежных подразделений, ДГЦС передает об этом соответствующие указания лично или через подчиненный ему диспетчерский персонал. В случае невозможности своевременного ремонта технических устройств и устранения недостатков в расстановке людей ДГЦС фиксирует установленные недостатки, препятствующие выполнению плановых заданий, в своем рабочем бланке для учета в дальнейшей работе.
Запросив у системы данные о поездном положении, ДГЦС устанавливает ожидаемые размеры движения поездов по участкам, передачи по стыковым пунктам со смежными РУ и переработки основными станциями. Эти данные ДГЦС сравнивает с известными ему данными о пропускной способности участков, о возможных размерах передачи по стыкам и переработки станциями. Если ожидаемые размеры движения поездов не превышают возможностей участков, станций и стыковых пунктов с учетом их технического состояния, то ДЦГС делает вывод о возможности освоения заданных размеров движения.
|
|
Превышение ожидаемых размеров движения поездов над пропускной способностью участков означает возможность возникновения затруднений в пропуске поездов. ДГЦС фиксирует ожидаемые затруднения совместно с ДГЦТ, ДГЦМ и диспетчерами участков определяет необходимость регулировочных мер по предупреждению этих затруднений.
Если ожидаемые размеры передачи по стыковым пунктом с другими районами превышают обычные средние размеры, то ДГЦС вызывает по телефону соседних старших диспетчеров и определяет возможность увеличения размеров передачи до требуемых.
Невозможность реализации желательных размеров передачи ДГЦС фиксирует для учета в последующей работе.
Если ожидаемые размеры переработки поездов основными станциями РУ превышают известные средние размеры, ДГЦС в переговорах со станционными диспетчерами и дежурными по станциям определяет возможность увеличения темпов переработки и намечает необходимые для этого регулировочные мероприятия. Невозможность увеличения темпов переработки до требуемых ДГЦС также фиксирует для учета в последующей работе.
По данным АСОУП, ДИСТПС и из переговоров со сменным дорожным локомотивным диспетчером ДГЦС уточняет потребное и фактическое количество локомотивов и бригад. Если их недостаточно, рассматриваются предложения ДГЦТ о возможности привлечения дополнительных локомотивов и бригад, что оформляется соответствующими диспетчерскими приказами. Отсутствие возможности обеспечения заданных размеров движения локомотивами и бригадами ДГЦС фиксирует для учета в дальнейшей работе.
Наконец, при оценке и прогнозе положения на РУ ДГЦС сравнивает заданные размеры грузовой работы с известными возможными размерами. Из переговоров с грузовыми диспетчерами или ДСП и руководителями станций ДГ'ЦС выясняет возможности освоения заданных размеров погрузки и выгрузки, определяет необходимость проведения регулировочных мер. Возможные затруднения в выполнении плана грузовой работы ДГЦС также фиксирует.
Выяснив положение по всем аспектам эксплуатационной работы и основным подразделениям, ДГЦС делает общую оценку работоспособности РУ и возможностей возникновения затруднений, определяет и оценивает мероприятия по повышению работоспособности системы, предупреждению и устранению затруднений.
О невозможности устранения предполагаемых затруднений в работе и освоения заданных размеров поездной и грузовой работы ДГЦС докладывает руководителям ДЦУ (службы перевозок) и получает указания.
Исполнителям – подчиненным диспетчерам и руководителям подразделений РУ – ДГЦС передает указания о подготовке к ожидаемым размерам движения поездов и грузовой работы.
3.1.5. Текущее планирование пропуска поездов на РУ
В процессе текущего планирования попуска поездов по 4-6-часовым периодам ДГЦС с привлечением ДГЦ, ДГЦТ и ДГЦМ прогнозирует использование "ниток" графика движения поездов. При этом он уточняет данные сменно-суточного плана, определяет образование составов в пунктах формирования и поступление поездов по стыкам по «ниткам» графика, устанавливает наличие локомотивов и бригад для отправления этих поездов и возможность беспрепятственного их продвижения по участкам. При отсутствии состава, локомотива или бригады, а также в случае невозможности пропуска поезда по участкам ДГЦС может его отменить, и, наоборот, в случае необходимости и при наличии возможностей он может назначить дополнительный поезд или определить целесообразность формирования и пропуска тяжеловесного, длинносоставного или сдвоенного поезда.
|
|
При планировании пропуска поездов на РУ ДГЦС использует данные поездного положения, отображаемого на мнемосхеме, ГИД. ПГД по участкам и поездного положения по станциям на графическом дисплее, а также выдаваемые на дисплей или печать данные прогноза использования «ниток» графика по планам поездообразования крупных станций (от АСУСС).
Анализируя полученные данные, ДГЦС выявляет рекомендуемые планом-прогнозом отмены «ниток» графика из-за отсутствия соответствующих составов или подхода поездов. При отсутствии таких отмен ДГЦС переходит к уточнению обеспеченности планируемых поездов локомотивами и бригадами (если АСУСС не решают эту задачу). При наличии рекомендаций об отмене «ниток» графика ДГЦС путем переговоров с ДСЦС (ДСЦ) уточняет обоснованность рекомендуемой отмены. Если прогнозируемая отмена подтверждает отсутствие нужного состава, ДГЦС делает в рабочем плане соответствующие отметки об отмене графиковых поездов для учета в дальнейшей работе и оформления приказа об отмене поезда. Если прогнозируемая отмена не подтверждается, ДГЦС вносит необходимые коррективы в план. При достаточности вагонов для формирования планируемых составов ДГЦС уточняет у локомотивного диспетчера наличие локомотивов и бригад и при их наличии подтверждает назначение графиковых поездов.
При определении наличия составов на выбранные «нитки» графика может возникнуть ситуация, когда число имеющихся вагонов значительно превышает норму состава и появляется необходимость назначения дополнительного поезда (поездов). В этом случае ДГЦС по графику движения поездов с участием ДГЦ определяет интервал для пропуска дополнительного поезда (поездов), с локомотивным диспетчером выясняет возможность своевременного выделения дополнительных локомотивов и бригад, а со станционным диспетчером – возможность своевременного формирования и подготовки к отправлению дополнительных поездов. При соблюдении этих условий ДГЦС принимает решение о назначении дополнительных поездов и подготовке соответствующего приказа. При невозможности назначения дополнительных поездов ДГЦС оценивает последствия этого и фиксирует данные о возможных затруднениях для принятия окончательного решения об отправлении скопившихся вагонов.
|
|
При оценке последствий отмены графиковых или невозможности отправления дополнительных поездов ДГЦС определяет влияние на выполнение заданий по передаче, оценивает потребность локомотивов и бригад отменяемых поездов для вывоза из пунктов оборота поездов встречного направления, возможность возникновения задержек в приеме или отправлении поездов станциями, разрабатывает регулировочные меры по ликвидации затруднений, связанных с отменой поездов: направление локомотивов и бригад резервом, привлечение вывозных и диспетчерских локомотивов, вывоз составов со станций на предузловые станции, отклонение поездов на параллельные направления, формирование и отправление тяжеловесных (длинносоставных) поездов и другие.
Принятое решение о назначении графиковых и дополнительных поездов или об их отмене ДГЦС фиксирует вводом в память ЭВМ (ввод осуществляет ОРУ) соответствующих корректировок в сменно-суточный план поездной работы, которые отображаются на экране дисплея и могут быть получены на экран дисплея АРМ диспетчеров или на печать в виде уточненного текущего плана поездной работы на соответствующий 4-6-часовой период.
О принятых решениях о назначении или отмене поездов ДГЦС передает указания исполнителям – диспетчерам участков, локомотивному и станционным диспетчерам. Результаты принятых решений ДГЦС сообщает также диспетчерам смежных РУ и руководству ДЦУ (службы).