Приступая к изучению темы, важно уяснить себе хотя бы в общих чертах психологический механизм совершения преступления; надо знать, какие элементы психической деятельности субъекта образуют содержание субъективной стороны преступления; надо знать понятие субъективной стороны, представлять себе соотношение и взаимосвязь объективной и субъективной сторон преступления, значение признаков субъективной стороны для квалификации преступлений. Важно обратить внимание на значимость принципа вины для понимания признаков субъективной стороны преступления; следует соотнести содержание ст. 5 и ч. 1 ст. 24 УК РФ. Следует знать обязательные и факультативные признаки субъективной стороны.
В рамках анализа второго вопроса необходимо изучить сущность психологической концепции вины в уголовном праве. Важно при этом понимать место, которое занимает вина в системе элементов, характеризующих психическую деятельность лица, совершающего преступления. Надо знать понятие вины и ее основные характеристики: содержание, форма, объем, степень, сущность. Здесь же следует проанализировать содержание ч. 2 ст. 24 УК РФ с тем, чтобы понять, как определяется законодателем форма вины в том или ином преступлении. Следует проанализировать также содержание оценочной концепции вины, особенно в связи с развитием в России правосудия с участием присяжных заседателей.
Рассматривая проблемы умышленной формы вины, важно уяснить содержание ст. 25 УК РФ. Следует знать содержание интеллектуального и волевого момента умысла, их отличие в прямом и косвенном умысле. Стоит обсудить дискуссию относительно соотношения таких элементов как осознание общественной опасности и предвидение общественно опасных последствий; целесообразно также обсудить предложение о замене признака «осознание общественной опасности» признаком «осознание противоправности». Необходимо проанализировать и иные виды умысла, выделяемые в уголовно-правовой науке и практике (заранее обдуманный, внезапно возникший, аффектированный, специальный); целесообразно также рассмотреть дискуссию относительно вида умысла в преступлениях с формальным составом. Особое внимание следует уделить такому понятию как направленность умысла.
Изучая неосторожность как форму вины, надо ознакомиться с содержанием ст. 26 УК РФ. Важно понять особенности содержания интеллектуального и волевого моментов легкомыслия и небрежности; обращая особое внимание на отличие легкомыслия от косвенного умысла, а небрежности от невиновного причинения вреда. Целесообразно обратить внимание на классификацию неосторожности на профессиональную и бытовую.
Анализируя преступление с двумя формами вины, важно понять содержание ст. 27 УК РФ и знать хотя бы в общих чертах содержание научной дискуссии, предшествовавшей законодательному закреплению соответствующих предписаний. Важно усвоить «модели» преступлений с двумя формами вины: 1) основной материальный состав умышленного преступления, отягощенный квалифицирующим неосторожным последствием; 2) основной формальный состав умышленного преступления, отягощенный квалифицирующим неосторожным последствием. Целесообразно обсудить вопрос о форме вины в конструкции основного материального состава преступления, в котором неосторожное последствие является результатом нарушения тех или иных специальных правил.
В рамках анализа шестого вопроса необходимо проанализировать предписания ст. 28 УК РФ. Важно понимать содержание интеллектуального и волевого моментов казуса. Особое внимание следует уделить психофизиологическому основанию невиновного причинения вреда. Следует уметь различать казус от неосторожного причинения вреда.
Исследуя последний вопрос, надо дать понятие ошибки. Следует знать классификацию ошибок (юридическая и фактическая, их разновидности: в объекте, предмете, средства, потерпевшем, квалифицирующих признаках, противоправности, наказуемости), важно знать правила квалификации преступлений при различных ошибках.