Вопросы раздела. 1. Обмен веществ: питание, метаболизм, выделение продуктов метаболизма

1. Обмен веществ: питание, метаболизм, выделение продуктов метаболизма.

2. Катаболизм и анаболизм.

3. Общая схема катаболизма основных пищевых веществ, стадии катаболизма, конечные продукты.

4. Взаимосвязь катаболизма и анаболизма через производство энергии.

5. Роль АТФ в жизнедеятельности клеток.

6. Основные пищевые вещества: углеводы, жиры, белки.

7. Незаменимые компоненты основных пищевых веществ. Незаменимые аминокислоты; пищевая ценность разных белков; незаменимые жирные кислоты.

8. Витамины. Классификация. Номенклатура.

9. Гипер-, гипо-, авитаминозы. Причины.

10. Антивитамины.

11. Роль витаминов в обмене веществ: связь с ферментами.

При подготовке к данному занятию изучите по учебнику и лекциям материал биохимии, касающийся общих вопросов обмена веществ и энергии, питания, пищеварения, по номенклатуре, классификации, нарушениям баланса витаминов. При изучении отдельных ви­таминов особое внимание следует уделять структуре коферментов, в состав которых входит витамин, механизмам участия этих коферментов в каталитических реакциях и попытаться запоминать проявления дисбаланса витаминов как следствие нарушения соответствующих биохимических процессов. Для систематизации ваших знаний попытайтесь запоминать информацию о витаминах в следующем порядке:

1. химическое, физиологическое название витамина, буквенный индекс;

2. химическая структура витамина, его активной формы или кофермента;

3. физико-химические свойства (окраска, растворимость);

4. суточная потребность, наиболее богатые пищевые источники витамина;

5. биохимические функции (конкретный биохимический процесс, в котором участвует витамин, если имеется - структура кофермента и типы катализируемых им реакций);

6. проявления дисбаланса витамина.

Для того, чтобы успешно подготовиться к данному занятию, выполните задания согласно таблице 7,8.

Таблица 7. Введение в обмен веществ и энергии

Задание Указания к выполнению задания
Восстановите в памяти общие сведения об обмене веществ и энергии. 1Каково назначение метаболизма? Охарактеризуйте фазы промежуточного (внутриклеточного) метаболизма: катабализм, анаболизм. 2.Определение экзергонических и эндергонических реакций. Как сопряжены между собой эти процессы? Что такое цикл АТФ-АДФ. Почему он назван амфиболическим циклом?
Изучите свойства и функции макроэргических соединений. 2. Найдите в учебнике (таблица) и ознакомьтесь с важнейшими макроэргическими соединениями и значениями свободной энергии Гиббса их гидролиза: а) ди- и трифосфонуклеозиды аденина б) ацилфосфаты - ангидриды карбоновых и фосфорной кислот: ацетилфосфат, 1,3-дифосфоглицерат; в) енолфосфаты – фосфоенолпируват; г) гуанидинфосфаты – креатинфосфат; д) тиоловые эфиры - ацетил-КоА и сукцинил-КоА; е) сульфониевые соединения - S-аденозилметионин. Отметьте центральное место среди этих соединений АТФ.
Фазы освобождения энергии из питательных веществ. Общие пути катаболизма пищевых веществ и унификации энергетических субстратов. Перечислите и охарактеризуйте первую подготовительную фазу (гидролиз в кишечнике или внутри клетки биополимеров), вторую фазу (частичный распад мономеров до ключевых продуктов (ацетил КоА и кислоты цикла Кребса), третью фазу (окончательный распад до углекислого газа и воды с полным высвобождением энергии) Выпишите величину освобождающейся энергии в калориях при окислении 1г белка,1г жира,1 г углеводов. 2.Схематически изобразите пути и этапы унификации окислительных субстратов в животном организме (таблица). Заполните таблицу.
Где протекает Суть процесса Энергетическая эфф ктивность
ЖКТ Пищеварение: полимеры распадаются до мономеров 1%
Цитоплазма клеток Тканевые превращения: 20-30%
Митохондрии    

Продолжение таблицы 7.

Восстановите в памяти номенклатуру, классификацию витаминов и виды нарушении баланса витаминов в организме. 1. Охарактеризуйте понятие гиповитаминоз, авитаминоз и гипервитаминоз. 2. В чем отличие между первичным и вторичным гиповитаминозом. 3. Дайте понятие об антивитаминах и приведите их классификацию. Как применяются витамины в медицине? 4. Перечислите основные группы состояний и заболева­ний, приводящие ко вторичному гиповитаминозу: а) б) в) г) д) е) 5. Напишите основные общие (неспецифические) прояв­ления (признаки) гипо- и авитаминозов: а) б) в) г)
Изучите витаминоподобные вещества 1. В чем отличие витаминов и витаминоподобных веществ? 2. Дайте характеристику (структура, биологическая роль) липоевой кислоте, холину, инозиту, витамину U.
Изучите свойстважирорастворимых витаминов А, Д, Е, К, β-каротин 1.Начертите в тетради и заполните таблицу: Витамин: А Д Е К
Формула  
Специфические признаки Авитаминоза  
Биологическая роль (кратко сформулируйте)  
Активная форма  
Суточная потребность  
Основные пищевые источники  
Проявления гипервитаминоза  
2.Напишите формулы ненасыщенных жирных кислот – линолевой, линоленовой, арахидоновой.
Изучите свойства водорастворимых витаминов – аскорбиновую кислоту и витамин Р. 1. Начертите в тетради и заполните следующую таблицу:
Витамин С Р
Формула  
Специфические названия авитаминоза (если он есть)  
Суточная потребность  
Основные пищевые источники  
В каждой химической формуле укажите родоначальную структуру соединения.
         

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: