1. Обмен веществ: питание, метаболизм, выделение продуктов метаболизма.
2. Катаболизм и анаболизм.
3. Общая схема катаболизма основных пищевых веществ, стадии катаболизма, конечные продукты.
4. Взаимосвязь катаболизма и анаболизма через производство энергии.
5. Роль АТФ в жизнедеятельности клеток.
6. Основные пищевые вещества: углеводы, жиры, белки.
7. Незаменимые компоненты основных пищевых веществ. Незаменимые аминокислоты; пищевая ценность разных белков; незаменимые жирные кислоты.
8. Витамины. Классификация. Номенклатура.
9. Гипер-, гипо-, авитаминозы. Причины.
10. Антивитамины.
11. Роль витаминов в обмене веществ: связь с ферментами.
При подготовке к данному занятию изучите по учебнику и лекциям материал биохимии, касающийся общих вопросов обмена веществ и энергии, питания, пищеварения, по номенклатуре, классификации, нарушениям баланса витаминов. При изучении отдельных витаминов особое внимание следует уделять структуре коферментов, в состав которых входит витамин, механизмам участия этих коферментов в каталитических реакциях и попытаться запоминать проявления дисбаланса витаминов как следствие нарушения соответствующих биохимических процессов. Для систематизации ваших знаний попытайтесь запоминать информацию о витаминах в следующем порядке:
|
|
1. химическое, физиологическое название витамина, буквенный индекс;
2. химическая структура витамина, его активной формы или кофермента;
3. физико-химические свойства (окраска, растворимость);
4. суточная потребность, наиболее богатые пищевые источники витамина;
5. биохимические функции (конкретный биохимический процесс, в котором участвует витамин, если имеется - структура кофермента и типы катализируемых им реакций);
6. проявления дисбаланса витамина.
Для того, чтобы успешно подготовиться к данному занятию, выполните задания согласно таблице 7,8.
Таблица 7. Введение в обмен веществ и энергии
Задание | Указания к выполнению задания | ||||||||||||
Восстановите в памяти общие сведения об обмене веществ и энергии. | 1Каково назначение метаболизма? Охарактеризуйте фазы промежуточного (внутриклеточного) метаболизма: катабализм, анаболизм. 2.Определение экзергонических и эндергонических реакций. Как сопряжены между собой эти процессы? Что такое цикл АТФ-АДФ. Почему он назван амфиболическим циклом? | ||||||||||||
Изучите свойства и функции макроэргических соединений. | 2. Найдите в учебнике (таблица) и ознакомьтесь с важнейшими макроэргическими соединениями и значениями свободной энергии Гиббса их гидролиза: а) ди- и трифосфонуклеозиды аденина б) ацилфосфаты - ангидриды карбоновых и фосфорной кислот: ацетилфосфат, 1,3-дифосфоглицерат; в) енолфосфаты – фосфоенолпируват; г) гуанидинфосфаты – креатинфосфат; д) тиоловые эфиры - ацетил-КоА и сукцинил-КоА; е) сульфониевые соединения - S-аденозилметионин. Отметьте центральное место среди этих соединений АТФ. | ||||||||||||
Фазы освобождения энергии из питательных веществ. Общие пути катаболизма пищевых веществ и унификации энергетических субстратов. | Перечислите и охарактеризуйте первую подготовительную фазу (гидролиз в кишечнике или внутри клетки биополимеров), вторую фазу (частичный распад мономеров до ключевых продуктов (ацетил КоА и кислоты цикла Кребса), третью фазу (окончательный распад до углекислого газа и воды с полным высвобождением энергии)
Выпишите величину освобождающейся энергии в калориях при окислении 1г белка,1г жира,1 г углеводов.
2.Схематически изобразите пути и этапы унификации окислительных субстратов в животном организме (таблица).
Заполните таблицу.
|
Продолжение таблицы 7.
|
|
Восстановите в памяти номенклатуру, классификацию витаминов и виды нарушении баланса витаминов в организме. | 1. Охарактеризуйте понятие гиповитаминоз, авитаминоз и гипервитаминоз. 2. В чем отличие между первичным и вторичным гиповитаминозом. 3. Дайте понятие об антивитаминах и приведите их классификацию. Как применяются витамины в медицине? 4. Перечислите основные группы состояний и заболеваний, приводящие ко вторичному гиповитаминозу: а) б) в) г) д) е) 5. Напишите основные общие (неспецифические) проявления (признаки) гипо- и авитаминозов: а) б) в) г) | |||
Изучите витаминоподобные вещества | 1. В чем отличие витаминов и витаминоподобных веществ? 2. Дайте характеристику (структура, биологическая роль) липоевой кислоте, холину, инозиту, витамину U. | |||
Изучите свойстважирорастворимых витаминов А, Д, Е, К, β-каротин | 1.Начертите в тетради и заполните таблицу: Витамин: А Д Е К | |||
Формула | ||||
Специфические признаки Авитаминоза | ||||
Биологическая роль (кратко сформулируйте) | ||||
Активная форма | ||||
Суточная потребность | ||||
Основные пищевые источники | ||||
Проявления гипервитаминоза | ||||
2.Напишите формулы ненасыщенных жирных кислот – линолевой, линоленовой, арахидоновой. | ||||
Изучите свойства водорастворимых витаминов – аскорбиновую кислоту и витамин Р. | 1. Начертите в тетради и заполните следующую таблицу: | |||
Витамин | С Р | |||
Формула | ||||
Специфические названия авитаминоза (если он есть) | ||||
Суточная потребность | ||||
Основные пищевые источники | ||||
В каждой химической формуле укажите родоначальную структуру соединения. | ||||