Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике.
Характерными чертами социологического исследования являются:
1. Целостный и системный подход к изучению социальной (политической) реальности. Это предполагает соблюдение следующих правил:
· нельзя изучать социальные (политические) процессы и явления в отрыве от других процессов и явлений; по своему существу большинство социологических исследований – это выявление зависимости изменения одного социального (политического) явления или процесса от другого или других;
· нельзя объяснять характер социальных (политических) процессов каким-либо одним фактором, а целесообразно учитывать влияние нескольких (комплекса) факторов.
2. Опора на факты и эмпирический материал. Это означает, что следует отбирать и изучать такие факты, которые являются, либо прямым отражением существующей в социальной (политической) реальности проблемы, либо косвенным её подтверждением. Например, факт роста количества молодёжи, употребляющей наркотики, является прямым отражением, в частности, незнания негативных последствий этого для физического или психического здоровья. Косвенное отражение – углубление системного кризиса в России, усиление неуверенности в завтрашнем дне.
|
|
3. Социологические исследования изучают, прежде всего, социальные (политические) отношения людей и социальных групп, социальные (политические) интересы и отношения различных категорий ко всему, что происходит в обществе.
Каковы же возможности социологического исследования?
Социологическое исследование позволяет:
· глубоко и научно проанализировать сложившуюся социально - политическую ситуацию;
· выявить промахи управления, просчёты в политике;
· обеспечить “обратную связь” субъектов и объектов управления, изучая настроения людей, мнения, стремления, интересы, потребности, ценности.
В социологическом исследовании, как правило, выделяются несколько основных этапов, которые схематически изображены на схеме 1.
Схема 1