double arrow

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ XIV—XV ВЕКОВ

3

С ХШ в. храмовое строительство полностью переходит от князей к самим новгородцам. Церковные зда­ния возводятся на средства бояр, купеческих объединений и «кон­цов» — районов Новгорода. Во вто­рой половине столетия в городе за­мерло каменное строительство. Новгород избежал монголо-татар­ского нашествия, но вынужден был отбивать натиск немцев и шведов, а затем новгородцам пришлось при­нять на себя изрядную долю выплат ордынской дани. В то время вся ра­зорённая Русь была вынуждена отка­заться от сооружения каменных храмов. В крупнейших городских центрах зодчие оставались без рабо­ты на протяжении нескольких деся­тилетий. Первой возобновила тради­цию каменного строительства Тверь, а вскоре вслед за ней и Новгород. Уже в 1292 г. новгородцы строят церковь Николы на Липне, а в XIV столетии на Новгородской земле создаётся целый ряд храмов, счита­ющихся ныне замечательными тво­рениями древнерусского зодчества. Среди них церкви Фёдора Стратилата на Ручью (1360 г.) и Спаса на Иль­ине улице (1374 г.); в самом начале XV в. была построена церковь Пет­ра и Павла в Кожевниках, отличаю­щаяся удивительной завершённо­стью и зрелостью архитектурных форм.

Во второй половине ХШ — сере­дине XIV в. новгородские мастера создали особый стиль храмового строительства. В этот период соору­жались небольшие четырёхстолпные одноглавые храмы с почти кубическими пропорциям здани­ями. Малые размеры церквей дик­товались не только тем, что для церковных построек более не ис­пользовались средства общегород­ской казны. Новгород XIV—XV вв. переживал эпоху бурного расцвета, отдельные районы этого города были богаче целых княжеств. Но каждая храмовая постройка была рассчитана лишь на потребности небольшого прихода, а не всей ог­ромной столицы Северной Руси. Прихожане собирали деньги на строительство, учитывая собствен­ные интересы и возможности, их со­седи должны были позаботиться о себе самостоятельно.

Заказчики из числа разбогатев­ших горожан стремились к тому, чтобы их церковь отличалась от других изяществом форм и ориги­нальностью декора. Древние монументальные храмы с их строгими плоскостями стен, подчёркнутой простотой и геометризмом архи­тектурного убранства не знали укра­шательства. Купеческие и боярские церкви послемонгольской эпохи да­леко отошли от сурового по духу зодчества XI—XII вв. Фасады хра­мовых зданий стали покрываться маленькими фигурными нишами, углублениями в форме розеток, крестиками, выложенными из обтё­санного кирпича. Барабаны куполов опоясывались рядами кокетливых арочек и треугольничков. Раньше из восточного фасада во всю высо­ту стены непременно выступали по­лукруглые апсиды (выступы алтар­ной части храма), а сама стена завершалась полукруглыми покрыти­ями — закомарами. Уже при строи­тельстве храма Николы на Липне апсиду опустили до половины высо­ты стены, а от закомар отказались в пользу трёхлопастного покрытия. Стены церкви завершались тремя фигурными лопастями, напоминаю­щими огромный лист смородины или крыжовника с закругленными краями. Трёхлопастное покрытие, подчёркнутое декоративной аркой, со временем превратилось в излюблен­ный приём новгородских зодчих и стало в XIV—XV вв. истинным архи­тектурным символом новгородского стиля храмового строительства.

Киевские и новгородские храмы времён Ярослава Мудрого и Влади­мира Мономаха возводили из камня и кирпича (плинфы). Новгородские зодчие послемонгольской эпохи пе­решли к другим строительным мате­риалам: церковные здания выкла­дывались в основном из грубо обтёсанных известняковых плит и валунов. Это придавало стенам хра­мовых построек волнистую поверх­ность, лишало их геометрической строгости. Новгородские кубические храмы XIV—XV столетий создают двойственное впечатление: с одной стороны, от невысоких кряжистых церквей исходит дыхание грубова­той силы, с другой — изящество де­кора и продуманность форм говорят о высокой культуре зодчества.

В Новгороде Великом помимо церковной развивалась светская архитектура. Уже в XI в. город распо­лагал каменной крепостью — Де­тинцем. Впоследствии новгородцы неоднократно строили и перестра­ивали городские укрепления. В XV в. повелением властного архиеписко­па Евфимия II на Владычном дворе была возведена каменная Гранови­тая палата, в которой собирались на совет родовитые бояре. Однако об­лик города всегда определяли церковные постройки.

В XIV—XV вв. северные зодчие — новгородцы и псковичи — сла­вились своим мастерством на всю Русь. Вплоть до конца XV в. многие могущественные князья приглашали их строить храмы в своих столицах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


3

Сейчас читают про: