Френсис Гальтон

Родился в 1822 г. в Бирмингеме. Его детство прошло в богатой семье, все члены которой были увлечены наукой. Его мать была дочерью Эразма Дарвина, крупного ученого, приходившегося дедом Чарльзу Дарвину. Степень бакалавра Ф. Гальтон получил в Кембриджском университете (1844) после несколько бесси­стемного изучения медицины, а затем математики. Получив большое наследство, был избавлен от необходимости заботить­ся о научной карьере. Предпринимает длительные путешест­вия, отчеты о которых и метеорологические наблюдения при­несли ему множество почетных званий, избрание в Королев­ское научное общество и общественное признание. В начале 1860-х гг. его все больше начинают занимать вопросы наследо­вания физических особенностей и ума человека. Идея улучшения человеческой поро­ды приводят Гальтона к психометрии, или измерению ума, соответствующим психоло­гическим и психофизиологическим исследованиям. Эмпирические исследования Галь-тона осуществлялись одновременно с развитием математико-статистического аппарата. Он открыл коэффициент корреляции, создал первые тесты для измерения ума. Непре­ходящее значение исследований Гальтона для психологической науки состоит в том, что благодаря его пионерским работам возникла наука об индивидуальных психологиче­ских различиях и их измерении. Умер Гальтон в 1911 г., своим завещанием обеспечив финансирование исследований в области биометрии и евгеники.

стей. Будучи убежденным в том, что человеческая раса подвержена вырождению и нуждается в улучшении путем целенаправленного отбора, он стремится создать метод измерения способностей для селекции людей: «Психометрия, это необхо­димо твердо сказать, значит искусство охватывать измерением и числом операции ума (mind), как, например, определение времени реакции у разных лиц. Пока фе­номены какой-нибудь отрасли знания не будут подчинены измерению и числу, они не могут приобрести статус и достоинство науки»1.

Основываясь как на собственных наблюдениях, так и положениях философ­ского учения Дж. Локка, Ф. Гальтон предположил, что с помощью особенностей сенсорного различения можно оценить ум (интеллект) человека. В 1883 г. он сформулировал свою идею измерения ума: «Вся воспринимаемая нами информа­ция о внешних событиях поступает к нам через каналы наших органов чувств; чем более тонкие различия способны воспринимать органы чувств человека, тем боль­ше у него возможностей для формирования суждений и осуществления интеллек­туальной деятельности».

Ф. Гальтон совершенствует уже известные экспериментально-психологиче­ские приемы определения порогов чувствительности, времени реакции, создает новые. Некоторые из них, такие как свисток для определения предела восприя­тия высоты звука и линейка для зрительного различения длины, существуют до сих пор и названы его именем.

В 1884 г. на Лондонской международной выставке медицинского оборудова­ния, средств и методов охраны здоровья Ф. Гальтон ознакомил широкую публи­ку с созданными им тестами. Измерить свои «способности» мог любой из посети­телей открытой им антропометрической лаборатории (Ф. Гальтон полагал антро­пометрию искусством измерять физические и умственные свойства людей).

1 Galton Fr. Psychometric Experiment. - Brain, 1879. V. 2. P. 148-157.


Тестирование проводилось по семнадцати показателям, в числе которых были сила кисти и сила удара, острота зрения, объем легких, различение цветов, запо­минание объектов и др. После закрытия выставки в 1885 г. Ф. Гальтон перевез свою лабораторию в Музей Южного Кенсингтона и на протяжении шести лет про­вел измерения у 9000 человек.

Особо следует отметить, что Ф. Гальтон оказался новатором и в области ста­тистических процедур в психологии, без которых невозможен анализ данных по индивидуальным различиям. В 1888 г. он предлагает метод вычисления коэффи­циента корреляции (статья на основе доклада 1888 г. опубликована в следующем году). Он пишет: «Два изменчивых органа считаются коррелированными, когда изменение одного из них сопровождается, в общем, большим или меньшим изме­нением другого органа и в том же направлении. Так, длина руки считается корре­лированной с таковой ноги, потому что человек с длинной рукой имеет обычно длинную ногу, и наоборот».

Гальтон вычислял коэффициент корреляции в антропометрии и в исследова­ниях наследственности. Статистическое изучение явления регрессии в наслед­ственности непосредственно связано с понятием корреляции: «Регрессия объяс­няется следующим образом. Ребенок частично наследует от своих родителей, ча­стично от своих предков. Говоря вообще, чем дальше назад идет его генеалогия, тем многочисленнее и разнообразнее становятся его предки, пока они не станут отличаться от группы людей, одинаковой по численности, взятой из расы в целом. Средний рост их будет такой же, как и расы, иначе говоря, он будет средний». Это и есть открытый Гальтоном закон регрессии. Он также рассчитал, что если каж­дая особь наследует от обоих родителей половину своих особенностей, от двух дедов и двух бабок — одну четверть и т. д., то в результате получается убывающий ряд, сумма членов которого стремится быть равной единице. В этом суть закона наследования свойств предков потомками. Гальтон пытался понять наследствен­ность в свете корреляции и полагал, что семейное сходство — частный случай об­ширной области корреляции. Получается так, что наследственность есть корре­ляция между степенью родства и степенью сходства. Естественно, что он распро­странял этот закон и на наследование интеллекта. Хотя эти гальтоновские законы представляют сегодня лишь исторический интерес, тем не менее для своего вре­мени это были новаторские работы. Гальтон также ввел метод математического описания «огивы» (дугу), изображающей кривую Гаусса. Работами в этом направ­лении закладывался психометрический фундамент психодиагностики.

Здесь уместно вспомнить о человеке, с которым Гальтон бок о бок работал дол­гие годы. Это Карл Пирсон, который был блестящим математиком и биографом Гальтона. Пирсон совершенствовал математический аппарат для вычисления корреляции. В результате появился широко известный сегодня даже студентам коэффициент корреляции по Пирсону. Им также был разработан непараметриче­ский коэффициент rf-квадрат. Эти коэффициенты широко используются в психо­диагностических исследованиях, благодаря им устанавливается традиция исполь­зования количественных методов в разработке и применении психологических тестов.

Являясь создателем первых тестов интеллекта, Ф. Гальтон также был первым, кто поставил вопрос об измерении личностных (характерологических) особен-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: