Кларк Вислер

Родился в 1870 г. Был студентом Дж. Кэттелла. Получил степени бакалавра (1897) и маги­стра (1899) Университета штата Индиана, а также доктора философии по психологии Колумбийского университета (1901). Работал инструктором по психологии в Университе­те штата Огайо (1897-1899), исследователем-психологом Колумбийского (1901-1903) и Йельского (1924-1931) университетов. Много внимания уделял исследованиям в области антропологии, будучи инструктором по антропологии Колумбийского универ­ситета (1903-1909) и профессором антропологии Йельского университета (1931-1940). Куратор Американского музея естественной истории (1902-1942). В анналы психодиаг­ностики вошел как первый ученый, доказавший отсутствие валидное™ тестов интеллек­та Кэттелла, которые по сути выступали элементарными сенсомоторными тестами. Умер в 1947г.

симым измерением тех же самых переменных (иными словами, Гальтон ставил вопрос о валидности тестов). Более того, явно принижая доводы своего ученика, Гальтон предложил несколько собственных новых тестов для включения их в раз­работанный его учеником набор тестов.

К концу XIX в. тесты типа гальтоновско-кеттелловских получили широчайшее распространение. Только в США для координации тестологических исследований понадобилось создание двух национальных комитетов (1895-1896). Наиболее активно тесты используются в образовании, однако очень скоро выясняется, что фактически отсутствует связь между результатами, полученными с их помощью, и независимой оценкой интеллектуального уровня учащихся педагогами. Не со­гласовывались тестовые данные и с успехами в обучении. Достаточно привести лишь пару примеров, показывающих неспособность тестов к дифференциации учащихся. Франц Боаз, работавший в одном из университетов США, в 1891 г. про­тестировал около 1500 школьников и практически не обнаружил соответствия между своими данными и теми данными, которые представили учителя, не обра­щавшиеся к помощи тестов «умственной одаренности». Примерно к таким же ре­зультатам пришел Дж. Джильберт из Йельского университета, протестировавший около 1200 школьников. В некоторых исследованиях подчеркивается значение результатов, полученных учеником Кеттелла Кларком Вислером, опровергавшим тесты своего учителя. Эти данные были опубликованы только в 1901 г. и показы­вали, например, следующие корреляции тестов с академической успеваемостью: -0,08 — с показателями динамометрии; -0,02 — с распознанием цветов; 0,02 — со временем реакции. Энтузиазм в отношении тестирования умственных способно­стей быстро угасал, хотя и продолжала теплиться надежда на то, что надежные и валидные тесты будут вот-вот созданы.

Заканчивался XIX в., век рождения психодиагностики, сумевшей за достаточ­но краткий период не только завоевать популярность, но и заставившей испытать горечь первых неудач, прежде всего в тестировании интеллекта. Сенсорные пока­затели, на которых базировались многочисленные «тесты ума», не оправдали воз­лагавшихся на них надежд. Необходимы были иные теоретические представления о природе интеллекта и его функциях, на фундаменте которых могли быть созда­ны новые тесты. И они были разработаны в последние годы века, однако основ­ные события произошли уже в XX в.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: