Гордон Виллард Олпорт

Родился в семье сельского врача в 1897 г. в Монтесуме (Индиана, США). Начальное об­разование завершил в Кливленде. Степень бакалавра получил в Гарвардском универси­тете (1919). После окончания учебы, во время которой он уделял основное внимание философии и экономике, посвятил себя изучению английского языка и социологии в Ро­берт-колледже и Константинополе (Турция). В 1920 г. ему предоставили стипендию для обучения психологии в Гарварде. Доктор философии с 1922 г. Диссертация была посвя­щена изучению черт личности и стала первым в США исследованием на эту тему. Рабо­тал ассистентом в Дартмутском колледже (1926-1930). С 1930 доцент, а с 1942г. и до кон­ца жизни — профессор психологии Гарвардского университета. Был президентом Амери­канской психологической ассоциации (1939). Олпорт — выдающийся психолог в области исследования личности, его работы обрели статус классических еще при жизни автора. Умер в 1967г.

ников. Была разработана сокращенная версия — Вудвортс—Кади с 85 вопросами вместо 116. Предлагался также вариант этого опросника для обследования детей от 12 лет и старше. Опросник Д. Лэйрда содержал 75 вопросов, предназначался для студентов колледжа и претендовал на диагностику следующих типов: ши­зоидного, неврастеноидного (ипохондрия и усталость), истероидного (конвульсии и амнезия) и психастеноидного (навязчивые идеи и страх). Был также создан «Опросник умственной гигиены» Вудвортс—Хаус.

В 1924 г. Л. Марстон пополняет перечень опросников своим, предназначенным для диагностики интроверсии — экстраверсии (20 вопросов, по которым дети, на­чиная с двухлетнего возраста, могли быть соответствующим образом охарактери­зованы в зависимости от ответов, данных их родителями).

Братья Флойд и Гордон Олпорт предложили проводить рейтинг черт лично­сти и представлять полученные результаты в виде профиля (1921-1922). Они зна­ли о том, что Торндайк установил (1920) существование halo effect («эффект ним­ба»), присущего рейтинговым оценкам (тенденция к выставлению только высо­ких или низких баллов по всем шкалам). Тем не менее Гордон Олпорт полагал (1921), что следует использовать рейтинговые шкалы ввиду отсутствия иных объективных методов оценки личности.

Фолкер предлагает для оценки личности тест (1921), состоящий из списка слов (Х- О- тест). Обследуемый должен был вычеркнуть слова в соответствии со сле­дующими инструкциями: слова, которые имеют неприятное значение; наиболее явно ассоциируются с предложенным ключевым словом; относятся к предметам беспокойства обследуемого; обозначают негативные моральные качества. Одна­ко оказалось, что этот тест имеет низкие надежность и достоверность. Более того, никто не знал, как толковать полученные результаты.

Тесты Довней для диагностики «воли—темперамента» появились в 1919 г. и послужили стимулом для многочисленных исследований. Джуна Довней (1875-1932) пыталась измерить импульсивность, волеизъявление, решительность, на­стойчивость, внимательность к деталям и соответственно антиподы этих качеств. Она пыталась выполнить все это, определяя время, которое затрачивает ребенок на написание фразы «Соединенные Штаты Америки» с нормальной скоростью, затем — как можно быстрее, затем — почерком, который как можно больше отли­чается от обычного почерка, и, наконец, как можно медленнее, но не переставая двигать карандаш. Было еще восемь других задач, большинство из которых были



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: