Строение кинопленки и кинофильма

Кинопленка представляет собой длинную, гибкую и тонкую светочувствительную ленту, по краям которой пробиты отверстия — перфорации, служащие для продвижения пленки в киносъемочных, кинокопировальных и кинопроекционных аппаратах.

По ширине (формату) кинопленка бывает узкой (8, 16 мм), широкой, или нормальной (35 мм), и широкоформатной (70 мм).

По фотографическим свойствам и назначению кинопленки бывают: негативные — для киносъемок, позитивные — для печати с негатива и лавандовые — для получения промежуточных копий при изготовлении вторичных негативов.

Учебные кинофильмы снимают как на черно-белой, так и на цветной кинопленке. Черно-белая кинопленка состоит из четырех слоев: основы, подслоя, эмульсионного светочувствительного (фотографического) и лакового слоев.

Гибкие прозрачные пленки для фотографических целей впервые в мире были изобретены в России в 1881г. московским фотографом И.В. Болдыревым. Пленки, предложенные этим изобретателем в 1882г., за несколько лет до выпуска подобных материалов американской фирмой «Кодак», демонстрировались на Всероссийской промышленной выставке в Москве.

1891-1893 гг. Американский изобретатель Томас Эдисон применил светочувствительную пленку шириной 35 мм на прозрачной эластичной основе с двухсторонней перфорацией и кадр шагом 19 мм, равным четырем перфорациям. Применительно к ней Эдисон сконструировал аппарат «кинотограф» для фотографирования с частотой 60 кадров в секунду и просмотровый аппарат «кинетоскоп», экспонировавшийся в 1893г. на выставке в Чикаго. В этих аппаратах пленка двигалась непрерывно, и видеть изображение мог только один человек, так как оно не проецировалось, а рассматривалось в кадровом окне через окуляр.

1895г. 28 декабря в Париже, в помещении «Гранд кафе» на бульваре Капуцинов, состоялся первый платный показ кинофильмов, снятых братьями Луи Жаном и Огюстом Люмьер на разработанной ими аппаратуре для съемки, печати и публичного показа фильмов с прерывистым движением 35-мм пленки. Эту дату принято считать днем рож­дения кинематографа.

1896г. Первые кинофильмы после Парижа были показаны в январе в Лионе, в феврале — в Лондоне, Бордо и Брюсселе, в апреле - в Берлине, в мае - в Петербурге и Вене. В июле фильмы демонстрировались в Киеве, Харькове и Ростове-на-Дону, на Нижегородской ярмарке, а также в Испании и Америке.

1908г. Возникновение Голливуда, цент­ра кинематографии США, в пригороде Hollywood г. Лос-Анджелеса. 15 октября состоялась премьера перво­го российского игрового кинофильма «Понизовая вольница» (режиссер В. Гончаров). Фильм шел 7,5 минуты и демонстрировался в сопровождении хора и оркестра.

1926-1927гг. Американская фирма «Вестерн-Электрик» разрабатывает си­стему записи звука; студия «Уорнер Бразерс» озвучивает немой фильм «Дон Жуан» и в звуковом варианте показывает его в Нью-Йорке 6 августа 1927 г.

1927г. Эта же студия выпустила первый художественный звуковой фильм «Певец джаза» с оптической фонограммой, содержащей, кроме музыки и шумов, запись речи. Фильм был показан 6 октября 1927 г. в Нью-Йорке.

1928г. Русские ученые П.Г. Тагер и А.Ф. Шорин разработали фотографический способ записи звука на кинопленке. Это изобретение способствовало созданию и развитию звукового кино.

При оптической записи на фильме получают звуковую дорожку — фонограмму. В зависимости от метода записи получаются различные фонограммы: переменной ширины, или поперечные и переменной плотности, или интенсивные.

Ширина звуковой дорожки на узком 16-миллиметровом фильме составляет 2 мм, а наибольшая ширина поперечной фонограммы на нем всего 1,5 мм. Как известно, человеческое ухо воспринимает звуковые колебания с диапазоном час­тот от 16 до 20000 Гц. При фотографической записи звука на 35-мм пленку диапазон частот получается примерно в пределах от 50 до 8000-10000 Гц (на 16-мм фильме - в пределах 100—4500 Гц). Ограничение диапазона записываемых частот в основном связано с фотографическими свойствами пленки. Обе фонограммы, поперечная и интен­сивная, хорошо передают низкие и средние частоты звукового диапазона.

Учебные и художественные кинофильмы в настоящее время выпускают на негорючей основе, воспламеняющейся только при темпе­ратуре 427°С0.

1931г. Первые съемки в павильонах киностудии «Мосфильм». На экраны вышел первый 35-мм. отечественный звуковой кинофильм «Путевка в жизнь» (режиссер Н. Экк).

1932г. Международная стандартизация размеров кадра на 35-мм кинопленке и частоты съемки 24 кадра в секунду для звукового кинематографа с оптической фонограммой.

1935-1945гг. Работы по созданию стерео-скопического и цветного кинематографа. Цветная позитивная пленка имеет семь или девять слоев, три из которых — эмульсионные слои, чувствительные к синим, зеленым и красным лучам света.

1938г. Начало телевещания в СССР по стандарту 343/50.

1941г. Начало телевещания в США по стандарту 525/60.

1946г. В Москве демонстрируется стереоскопический фильм «Робинзон Крузо» (режиссер А. Андриевский) и цветной кинофильм «Каменный цветок» (режиссер А. Птушко).

1948г. Начало регулярного телевещания в Москве по стандарту 625/50.

1952-1954гг. Появление широкоэкранных кинофильмов, снятых на 35-мм пленке по системе WideScreen с кашетированием кадра. Около 80% фильмов в США снято по системе WideScreen (1:1,85) благодаря ее дешевизне.

В сентябре 1953г. в Нью-Йорке состоялась премьера первого широкоэкранного художес-твенного фильма «Тога» (режиссер Г. Костер), снятого по системе CinemaScope с анаморфируемым кадром и стереофоническим звуком (кинокомпания «20 век-Фокс»). Формат изображения 1:2,55 по системе CinemaScope в дальнейшем был изменен на 1:2,35.

1955г. В июне в Москве в кинотеатрах «Художественный» и «Форум» были показаны первые советские цветные широкоэкранные фильмы, снятые с анаморфированием изображения и стереофоническим звуком.

В феврале 1958г. в Москве в кинотеа­тре «Мир» состоялась премьера фильма «Широка страна моя родная» (режиссер Р. Кармен), снятого по системе «Кинопанорама», с девятиканальной фонограммой, записанной отдельно на 35-мм магнитной ленте.

1965г. Рей Долби организует исследовательскую лабораторию Dolby Labora­tories и через полгода демонстрирует в студии грамзаписи Olympic систему шумопонижения Dolby А, широко применяемую в современной аппаратуре.

1970 г. На всемирной выставке «ЭКСПО-70» в Осаке (Япония) впервые демонстрировалась кинематографическая система IMAX, разработанная канадской фирмой Multiscreen. В основу системы положено применение 70-мм кинопленки с шестиканальной магнитной фонограммой, горизонтально расположенными кадрами (формат изображения -1,34:1, размеры кадра 70,4x52,6 мм, шаг -5 перфораций). Съемка и проекция фильмов произво­дится с частотой 24 кадра/с; система весьма дорогостоящая из-за огромного расхода кинопленки (более 75 м в минуту) и применения специальных кинокамер и проекторов.

1970-1976гг. При подготовке фонограмм стала применяться система шумопонижения Dolby А и запись 4-канальной фонограммы Dolby Stereo на две фотодорожки кинопленки.

1977-1979гг. На экраны вышла фантастическая трилогия американского режиссера Дж. Лукаса (George Lucas) «Звездные войны» с 4-канальной фонограммой Dolby Stereo.

1988г. Техническим комитетом по информационным технологиям (JTCI), объединяющим исследования международной организации по стандартизации (ISO), и международной электротехнической комиссией (IEC) создана экспертная группа MPEG (Motion Picture Expert Group) для разработки методов сжатия и восстановления цифрового видео.

1989г. Японской фирмой Sharp выпущен первый в мире презентационный проектор на ЖК-панелях.

1992г. На премьере кинофильма Batman Returns продемонстрирована цифровая система шестиканальной звукозаписи Dolby Digital 5.1 (АС-3).

1993г. Появление формата DTS (Digital Theater Systems). Концерном Lucasfilm (ТНХ Group) выпущен художественный фильм «Парк Юрского периода» (фонограмма DTS) — первый из насыщенных монтажными компонентами компьютерной графики и анимации.

1994г. На американской выставке радио- и телевизионной аппаратуры впервые демонстрировалась бытовая версия системы Dolby Digital 5.1 под названием Dolby Surround Digital.

1996г. Начало активного цифрового вещания по спутниковым каналам в формате MPEG-2. Выпуск первых промышленных моделей проекторов технологий DMD и D-ILA с отражающими модуляторами света.

1997г. В продаже появились первые DVD-плейеры (Digital Versatile Disc) и за­писи кинофильмов на этом носителе.

В октябре 1998г. в рамках европейского проекта Cyber Cinema, состоялась первая демонстрация электронного кино посредством распределения фильмокопий по каналам спутниковой связи.

1999г. Издана рекомендация ITU-R ВТ.709-3 для телевидения высокой четкости (HDTV, 1080/24p).

2001г. На экраны вышел фильм Дж. Лукаса «Звездные войны: эпизод II», полностью снятый HDTV-видеокамерами стандарта 1080/24р.

2002г. Появились цифровые видеозаписи кинофильмов с много-канальной фонограммой на кассетах D-VHS и системой защиты от копирования D-Theater.

2003г. В Москве открылся первый в России кинотеатр системы IMAX с размерами экрана 24x18 метров.

2004г. В Хабаровске состоялся показ кинофильма «А поутру они проснулись» (режиссер С. Никоненко), впервые в России переданного в кинотеатр по каналу спутниковой связи.

(Текст составлен на основе кн: 1. Дрига И.И., Рах Г.И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе.- М.: Просвещение, 1985. 2. Карпов Г.В., Романин В.А. ТСО в общеобразовательной школе. –М.: Просвещение, 1979. 3. Кудряшов Н.Н., Кудряшов А.Н. Справочник кинолюбителя. -М.: Искусство, 1986. 4. Самохин В.И. Прощай, пленка //Стерео и видео. - №113. -2004, – С.42-49).

Приложение № 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: