Разработка дидактических материалов

Аппараты для статичной проекции применяют в учебных заведениях давно. Но и в настоящее время они не утратили своего значения при проведении уроков и самых разнообразных внеклассных мероприятий.

«Волшебные фонари» — так раньше называли проекционные аппараты — появились в России в первой четверти XVIII в. Тогда они, по словам физика М. С. Хотинского (1866г.), «...были в большом ходу у магов и чародеев».

Применять диапозитивы в просветительных целях начали во второй половине XIX в. Демонстрировали их проекционным «волшебным фонарем», изобретенным еще в 1640 г. физиком Афанасием Кирхером. Виднейшие ученые — профессора Москов­ского университета К.А. Тимирязев, Н. Е. Жуковский, Д. Н. Анучин и другие сопровождали лекции показом диапозитивов.

Позже, проекционный аппарат «вошел почти во всеобщее употребление не только в высших учебных заведениях, но даже в полковых учебных командах и народных школах — везде он оказывает большое подспорье в обучении». В тяжелых условиях царской России, когда государственная власть всячески сопротивлялась просвещению народа, передовые русские люди несли знания в народ. Учителя и земские деятели использовали «волшебный фонарь» для публичных лекций в самых глухих деревнях России. Такие сеансы «туман­ных картин» обычно собирали столько народа, что тесные классы школы не могли вместить всех желающих.

В начале века в Москве уже существовало производство черно-белых и раскрашенных учебных диапозитивов по предметам школьной программы. Широкое применение они нашли в советской школе. В системе наглядных средств им отводят как самостоятельную роль, так и вспомогательную в качестве средства, уточняющего понятия, получаемые с помощью других техниче­ских средств - кинофильмов, теле- и радиопередач.

В те времена применяли в основном диаскопические проекционные аппараты с простейшими объективами и корпусами из дерева, жести и листового железа. Источниками света для этих аппаратов служили керосиновые светильники на 1-3 фитиля или газовые горелки.

В 1895-1898гг. русскими изобретателями Е.А. Малиновским и Н.А. Пашковским были разработаны и изготовлены, первые эпипроекционные аппараты, т. е. проекционные аппараты, служащие для показа непро­зрачных иллюстраций.

Первые диафильмы на 35-миллиметровой целлулоидной пленке появились в России в 1904-1905 гг. и назывались они «проекционные фотограммы», «картинные ленты». Для проецирования на экран изготавливались диапозитивы на стекле, их размер — 45х60 и 50х50 мм.

Новый этап использования статичных экранных пособий начался в конце 50-х начале 60-х годов, двадцатого века когда пособия стали выпускать несколько фабрик, в том числе и фабрика «Диафильм».

К средствам статической проекции относятся: слайды, диафильмы, транспаранты и эпиобъекты. Традиционно диафильмы и наборы слайдов выпуска­лись с методическими указаниями. Отличие диафильма от набора слайдов заключается в том, что диафильм - законченное произведение, где каждый следующий кадр связан с предыдущим не только визуальным рядом, но и титрами текста в каждом кадре.

Наборы слайдов компонуются таким образом, что в целом они тоже составляют законченный визуальный ряд, но при этом каждый кадр может быть использован учителем автономно, в зависимости от целей урока. Кроме того, отсутствие титров позволяет вписать такой кадр в любой контекст изложения.

Особенностью визуального ряда (диафильма или набора слайдов, будем для простоты называть это просто диафильмом) является единичность выражения, то есть конкретное изображение, не исключающее, однако, символического образа. В отличие от кадра кинофильма, между кадрами диафильма имеется пропуск информации, где зритель (или учитель) заполняет эти пропуски, соединяя кадры в единую цепь. «Скачок» от кадра к кадру также важен для обучения, так как развивает фантазию зрителя и направляет его на поиск информации.

Главным средством монтажа диафильма является текст. Именно через субтитры протягивается связь от кадра к кадру, подготовка к восприятию следующего изобра­жения. Если речь идет о наборе слайдов, то именно речь учителя будет выстраивать их в определенном порядке и создавать эмоциональную атмосферу урока.

Учебный диафильм в ходе урока может выполнять следующие функции:

— мотивации и ориентировки в учебном содержании;

— иллюстрирования речи учителя или ученика;

— изложения новой учебной информации;

— формирования и формулировки условий проблемы;

— обобщения учебного материала, повторения с расширением и углублением темы.

Статические экранные пособия позволяют учителю организовать коллективные формы работы с классом: обсуждение увиденного, познавательные задания, соче­тание экранного изображения с натурной наглядностью. Особенностью статического изображения является также адаптация учебной информации к каждой конкретной аудитории, то есть изображение можно держать на экране до тех пор, пока оно не будет понято всеми учащимися.

Учитель должен помнить, что процесс рассматривания изображения с экрана происходит в три этапа. На первом этапе идет целостный обзор изображения. В это время учитель делает паузу в течение 1-1,5 минут. Второй этап - комментирование деталей картины. В это время учитель не только показывает ученику (обычной или лазерной указкой), куда смотреть, но и рассказывает, что должен увидеть ребенок на экране. Третий этап включает синтез изображения после его анализа. Здесь опять учитель делает паузу и при рассматривании изображения связывает сюжет с анализом композиционных моментов, с формой и оценкой стиля художника.

По характеру проецируемых объектов различают два принципа (метода) проекции — диапроекцию и эпипроекцию. В упрощенном виде схема диапроекции изображена на (рис. 13).

Рис. 13.

Источник света 1. с помощью линзового конденсора 2 просвечивает прозрачный объект 3. Все лучи, прошедшие через конденсор и объект, попадают в проекционный объектив 4, которым проецируется изображение на экран. Для лучшего использования светового потока проектора позади источника света может быть установлен рефлектор 5.

Схема эпипроекции представлена на (рис. 14).

Рис. 14.

Из схемы видно, что источники света 1. освещают непро­зрачный объект 2; часть отраженных (рассеиваемых) лучей, преломляясь плоским зеркалом 3, попадает в проекционный объектив 4. Преломляющее плоское зер­кало необходимо для того, чтобы изображение на экра­не не получилось, перевернутым слева направо. Для того, чтобы получить удовлетворительную освещенность

экрана, используются несколько достаточно мощных ламповых источников света с рефлекторами 5 и конденсорами 6.

Сравнивая методы диапроекции и эпипроекции, легко заметить, что благодаря особенностям осветительно-проекционных систем проекторов при диапроекции можно получить относительно большие по размерам изображения объектов при хорошей освещенности экрана.

В эпипроекции проецируемый объект отражает (рассеивает) световой поток и лишь незначительная часть попадает в проекционный объектив. При эпипроекции полезный световой поток проектора относительно невелик и освещенность изображения на экране оказывается довольно низкой.

(Текст составлен на основе кн: 1. Дрига И.И., Рах Г.И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе.- М.: Просвещение, 1985. 2. Карпов Г.В., Романин В.А. ТСО в общеобразовательной школе. –М.: Просвещение, 1979. 3. Ситникова Н.А. Дидактические проблемы использования аудиовизуальных технологий обучения. -М.: Московский исихолого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.).

Приложение № 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: