Содержание. Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества

Введение.................................................................................................. 3

Глава 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОБЫТ­НОМ ОБЩЕСТВЕ...........................................................................................................10

Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества.................................................................................................................10

Зарождение организованных форм обучения и воспи­тания.......................................................................................................................12.

Возникновение дифференциации воспитания в усло­виях разложения первобытно-общинного строя..............................................................................19

Глава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА...........................23 Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций................................................................... 23

Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамия).........................................26

Школа и воспитание в Древнем Египте..............................................................30

Воспитание и школа в Израильско-Иудейском царстве...................................34

Воспитание и школа в Древнем Иране...............................................................38

Воспитание и школа в Древней Индии...............................................................40

Школьное дело и зарождение педагогической мысли

в Древнем и средневековом Китае......................................................................50

Глава 3. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АНТИЧНОМ МИРЕ...........................................................................................62

Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции..................................62

Просвещение в эпоху эллинизма (III—I вв. до н.э.)..........................................82

Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.............................:.........................................................................................91

Зарождение христианской традиции воспитания.............................................98

Воспитание на периферии Римской империи в первые века нашей эры.........................................................................................................................103

Глава 4. ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

В ВИЗАНТИИ................................................................................................109

Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии……….109

Воспитание и образование в Византии........................................................114

Педагогическая мысль в Византии...............................................................119

Византийское влияние на дальнейшее развитие просве­щения.................129

Глава 5. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА

И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ.......................................................................136

Влияние церковной культуры на развитие образования.............................136

Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения...................................143

Реформация и ее влияние на образование и воспитание…………………..151

Контрреформация и формирование иезуитской систе­мы воспитания.........................................................................................................154

Глава 6. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕ­СКАЯ МЫСЛЬ У НАРОДОВ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕ­ГО ВОСТОКА В ЭПОХУ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕ­ВЕКОВЬЯ.....................................................158

Возникновение ислама и формирование исламской тра­диции в воспитании.........................................................................................................158.

Практика школьного образования в странах Ближнего

и Среднего Востока............................................................................................161

Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока

в эпоху средневековья........................................................................................163

Просвещение на территории средневековых государств Закавказья.............................................................................................................172

Глава 7. ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕ­СКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ И РУССКОМ ГО­СУДАРСТВЕ (ДО XVII в.)...........................................................................................................................178

Воспитание и обучение у древних славян........................................................179

Воспитание и обучение в Киевской Руси в X—XIII вв..................................182

Воспитание и обучение в XIV—XVI вв...........................................................191

Образование в Русском государстве в XVII в..................................................195

Педагогическая мысль в России к концу XVII в..............................................201

Глава 8. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В СТРАНАХ ЗАПАД­НОЙ ЕВРОПЫ И В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕВ 17-18 вв.......................................................218

Педагогические идеи В. Ратке...........................................................................220

Педагогические идеи Я.А. Коменского как составная часть

его «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих»..........................224

Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной

Европы к началу XVIII в...................................................................................238

Движение за обновление школьного образования и ме­тодов обучения....................................................................... ……………………….243

Школьное образование в Англии XVII—XVIII вв........................................249

Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания

и образования Джона Локка.............................................................................253

Педагогическая мысль во Франции XVIII в...................................................260

Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо.................................................262

Проекты реформ народного образования в эпоху Вели­кой французской революции (1789—1794)..................................................................................271

Школа и просветительско-педагогическая мысль в Се­вероамериканских Штатах в эпоху европейского Про­свещения................................................276

Глава 9. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОС­СИИ В XVIII в...........................................................................................................................286

Просвещение в России в начале XVIII в.........................................................286

Школьное дело при Петре I..............................................................................295

Деятельность Л.Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ....................................................................................................................301

В.Н. Татищев и начало профессионального образования

в России...............................................................................................................306

Просвещение и школа после Петра 1................................................................313

Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова........................................315

Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой..................................321

Педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого...............................323

Глава 10. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США В XIX в. (до 90-х гг.).....................................................................................................................338

Развитие школы в XIX в. (до 90-х гг.)............................................................338

Педагогическая теория и практическая деятельность И.Г. Песталоцци.....343

Педагогическая теория И.Ф. Гербарта............................................................354

Педагогические идеи и практическая деятельность Ф.А.В. Дистервега.....374

Педагогические идеи Г. Спенсера...................................................................387

Школа и педагогическая мысль США XIX в. (до 90-х гг.).... ……………..392

Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIX в.................399

Коммунистическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса и их идея классового подхода к вопросам воспитания и образования..............................................406

Глава 11.. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

В РОССИИ ДО 90-х гг. XIX в........................................................................413

Развитие школы и становление школьной системы.......................................413

Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия...........................427

К.Д. Ушинский — крупнейший педагог XIX в. в России

и его последователи............................................................................................435

Глава 12. ЗАРУБЕЖНАЯ ШКОЛАМ ПЕДАГОГИКА

В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в....................................................................453

Движение за реформу школьного дела в конце XIX в………………………453

Основные представители реформаторской педагогики........................376 Опыт организации школ на основе идей реформатор­ской педагогики............................................................................................................456

Глава 13. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В РОССИИ В КОНЦЕ XIX-НАЧАЛЕ XXв. (до 1917г.)................................................................................482

Народное образование в России в конце ХГХ — начале XX в. и проблемы его преобразования....................................................................................................482

Педагогическая мысль в России в конце XIX — начале XX в.......................503

Глава 14. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В ЗАПАДНОЙ ЕВ­РОПЕ И США В ПЕРИОД МЕЖДУ ПЕРВОЙ И ВТО­РОЙ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ (1918-1939)...........................................................................................................530

Межвоенный этап новой истории на Западе…………………………………530

Глава 15. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В РОССИИ С ФЕВ- РАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. ДО ОКОНЧАНИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1917-1945).............................................547 Политико-идеологическая направленность переосмы­сления задач, структуры и содержания общего образо­вания после Октябрьского переворота 1917 г..............................................................................................................................547

Проблемы содержания и методов учебно-воспитатель­ной работы в школе 20-х гг.........................................................................................................................560

Педагогическая наука в России и русском зарубежье после 1918 г............................................................................................................................. 566

Великая Отечественная война 1941—1945 гг. и школа...................................586

Педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны....................................................................................................................589

Глава 16. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ В СТРАНАХ ЗАПАДА И СССР (РОССИИ) ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.....................................................................592

Школа в Западной Европе и США после второй миро­вой войны....................................................................................................................599

Педагогическая наука в странах Запада............................................................596

Образование в странах Восточной Европы и СССР (России) во второй половине XX в.....................................................................................................603

Отечественная педагогическая наука после второй ми­ровой войны....................................................................................................................609

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ

ОБЩЕСТВЕ ДО КОНЦА XX в.

Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под ред. Пискунова Алексея Ивановича

Редакторы Т. В. Журавская, Н.Е. Чемериз

Художник Н. С. Костюк Корректоры Н.А. Саморезова, В.И. Хомутова, Э.С. Корчагина

Компьютерная верстка И.А. Забелиной Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены

в ТЦ «Сфера»

Лицензия ИД № 02242 от 05.07.2000.

Гигиенический сертификат № 77.ФЦ.8.953.П.255.3.99 от 26.03.1999 г.

Подписано к печати 01.11.2000. Формат 84х108'/32. Бумага типографская.

Уч.-изд. л. 26,77. Тираж 6000 экз. Заказ № 3494.

Издательство «ТЦ Сфера», 129164, Москва, Маломосковская ул., 21, тел. 216-37-72.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ГУП ордена «Знак Почета»

Смоленской областной типографии им. В. И. Смирнова.

214000, Смоленск, просп. им. Ю. Гагарина, 2.

Тел.: 3-01-60; 3-46-20; 3-46-05.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: