Введение.................................................................................................. 3
Глава 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ...........................................................................................................10
Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества.................................................................................................................10
Зарождение организованных форм обучения и воспитания.......................................................................................................................12.
Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытно-общинного строя..............................................................................19
Глава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА...........................23 Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций................................................................... 23
Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамия).........................................26
Школа и воспитание в Древнем Египте..............................................................30
Воспитание и школа в Израильско-Иудейском царстве...................................34
Воспитание и школа в Древнем Иране...............................................................38
Воспитание и школа в Древней Индии...............................................................40
Школьное дело и зарождение педагогической мысли
в Древнем и средневековом Китае......................................................................50
Глава 3. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АНТИЧНОМ МИРЕ...........................................................................................62
Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции..................................62
Просвещение в эпоху эллинизма (III—I вв. до н.э.)..........................................82
Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.............................:.........................................................................................91
Зарождение христианской традиции воспитания.............................................98
Воспитание на периферии Римской империи в первые века нашей эры.........................................................................................................................103
Глава 4. ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
В ВИЗАНТИИ................................................................................................109
Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии……….109
Воспитание и образование в Византии........................................................114
Педагогическая мысль в Византии...............................................................119
Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения.................129
Глава 5. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА
И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ.......................................................................136
Влияние церковной культуры на развитие образования.............................136
Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения...................................143
Реформация и ее влияние на образование и воспитание…………………..151
Контрреформация и формирование иезуитской системы воспитания.........................................................................................................154
Глава 6. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ У НАРОДОВ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА В ЭПОХУ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.....................................................158
Возникновение ислама и формирование исламской традиции в воспитании.........................................................................................................158.
Практика школьного образования в странах Ближнего
и Среднего Востока............................................................................................161
Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока
в эпоху средневековья........................................................................................163
Просвещение на территории средневековых государств Закавказья.............................................................................................................172
Глава 7. ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ И РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (ДО XVII в.)...........................................................................................................................178
Воспитание и обучение у древних славян........................................................179
Воспитание и обучение в Киевской Руси в X—XIII вв..................................182
Воспитание и обучение в XIV—XVI вв...........................................................191
Образование в Русском государстве в XVII в..................................................195
Педагогическая мысль в России к концу XVII в..............................................201
Глава 8. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕВ 17-18 вв.......................................................218
Педагогические идеи В. Ратке...........................................................................220
Педагогические идеи Я.А. Коменского как составная часть
его «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих»..........................224
Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной
Европы к началу XVIII в...................................................................................238
Движение за обновление школьного образования и методов обучения....................................................................... ……………………….243
Школьное образование в Англии XVII—XVIII вв........................................249
Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания
и образования Джона Локка.............................................................................253
Педагогическая мысль во Франции XVIII в...................................................260
Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо.................................................262
Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789—1794)..................................................................................271
Школа и просветительско-педагогическая мысль в Североамериканских Штатах в эпоху европейского Просвещения................................................276
Глава 9. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XVIII в...........................................................................................................................286
Просвещение в России в начале XVIII в.........................................................286
Школьное дело при Петре I..............................................................................295
Деятельность Л.Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ....................................................................................................................301
В.Н. Татищев и начало профессионального образования
в России...............................................................................................................306
Просвещение и школа после Петра 1................................................................313
Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова........................................315
Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой..................................321
Педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого...............................323
Глава 10. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США В XIX в. (до 90-х гг.).....................................................................................................................338
Развитие школы в XIX в. (до 90-х гг.)............................................................338
Педагогическая теория и практическая деятельность И.Г. Песталоцци.....343
Педагогическая теория И.Ф. Гербарта............................................................354
Педагогические идеи и практическая деятельность Ф.А.В. Дистервега.....374
Педагогические идеи Г. Спенсера...................................................................387
Школа и педагогическая мысль США XIX в. (до 90-х гг.).... ……………..392
Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIX в.................399
Коммунистическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса и их идея классового подхода к вопросам воспитания и образования..............................................406
Глава 11.. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
В РОССИИ ДО 90-х гг. XIX в........................................................................413
Развитие школы и становление школьной системы.......................................413
Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия...........................427
К.Д. Ушинский — крупнейший педагог XIX в. в России
и его последователи............................................................................................435
Глава 12. ЗАРУБЕЖНАЯ ШКОЛАМ ПЕДАГОГИКА
В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в....................................................................453
Движение за реформу школьного дела в конце XIX в………………………453
Основные представители реформаторской педагогики........................376 Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики............................................................................................................456
Глава 13. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В РОССИИ В КОНЦЕ XIX-НАЧАЛЕ XXв. (до 1917г.)................................................................................482
Народное образование в России в конце ХГХ — начале XX в. и проблемы его преобразования....................................................................................................482
Педагогическая мысль в России в конце XIX — начале XX в.......................503
Глава 14. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США В ПЕРИОД МЕЖДУ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ (1918-1939)...........................................................................................................530
Межвоенный этап новой истории на Западе…………………………………530
Глава 15. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В РОССИИ С ФЕВ- РАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. ДО ОКОНЧАНИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1917-1945).............................................547 Политико-идеологическая направленность переосмысления задач, структуры и содержания общего образования после Октябрьского переворота 1917 г..............................................................................................................................547
Проблемы содержания и методов учебно-воспитательной работы в школе 20-х гг.........................................................................................................................560
Педагогическая наука в России и русском зарубежье после 1918 г............................................................................................................................. 566
Великая Отечественная война 1941—1945 гг. и школа...................................586
Педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны....................................................................................................................589
Глава 16. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ В СТРАНАХ ЗАПАДА И СССР (РОССИИ) ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.....................................................................592
Школа в Западной Европе и США после второй мировой войны....................................................................................................................599
Педагогическая наука в странах Запада............................................................596
Образование в странах Восточной Европы и СССР (России) во второй половине XX в.....................................................................................................603
Отечественная педагогическая наука после второй мировой войны....................................................................................................................609
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ
ОБЩЕСТВЕ ДО КОНЦА XX в.
Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под ред. Пискунова Алексея Ивановича
Редакторы Т. В. Журавская, Н.Е. Чемериз
Художник Н. С. Костюк Корректоры Н.А. Саморезова, В.И. Хомутова, Э.С. Корчагина
Компьютерная верстка И.А. Забелиной Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены
в ТЦ «Сфера»
Лицензия ИД № 02242 от 05.07.2000.
Гигиенический сертификат № 77.ФЦ.8.953.П.255.3.99 от 26.03.1999 г.
Подписано к печати 01.11.2000. Формат 84х108'/32. Бумага типографская.
Уч.-изд. л. 26,77. Тираж 6000 экз. Заказ № 3494.
Издательство «ТЦ Сфера», 129164, Москва, Маломосковская ул., 21, тел. 216-37-72.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ГУП ордена «Знак Почета»
Смоленской областной типографии им. В. И. Смирнова.
214000, Смоленск, просп. им. Ю. Гагарина, 2.
Тел.: 3-01-60; 3-46-20; 3-46-05.