При построении масштабной схемы парка станции в масшта-бе 1:1000 необходимо пользоваться условными графическими обо-значениями (приложение Б). Начинают построение с нанесения главного пути, а при его отсутствии, принятого расчетного. Внизу чертежа вычерчивается сетка координат по форме, приведенной в таблице 1. Каждый столбец выполняется высотой 15 мм.
Таблица 1 – Форма сетки координат
Наименование точек | |
Расстояние от оси здания (Х), м | |
Расстояние от оси главного пути (Y),м (или расчетного пути) | |
40 мм |
Рисунок 3 – Схема горловины для расчета координат
В середине оставшейся части листа вычерчивается ось I глав-ного пути, а при его отсутствии, принятого расчетного. Затем нано-сят пикеты. Пикетам дают условные номера. Пикет, на котором располагается ось станционного здания, имеет номер «0». Нумера-ция возрастает в обе стороны от станционного здания.
Накладку начинают с нанесением осей всех путей. Сначала наносят сумму междупутий и приводят оси крайних путей. Затем наносят оси других путей. Затем фиксируются центры стрелочных переводов в той последовательности, в которой рассчитывались ко-ординаты точек. Уложив все пути и стрелочные переводы одной горловины, необходимо расставить все предельные столбики и вы-ходные сигналы, используя немасштабную схему и координаты то-чек. Таким же образом делается накладка другой горловины.
|
|
После нанесения на плане центрального парка станции опре-деляется положение погрузочно-выгрузочных путей. Расстояние между осями путей должно учитывать размеры складов и ширину проездов. После определения положения путей намечается положе-ние складов. Затем строится горловина погрузочно-выгрузочных путей, строится соединительный путь до пересечения с путем скла-да. От вершин поворота откладываются тангенсы вертикальных кривых.
От конца кривой до склада должно быть расстояние 20-25 м. Чтобы сократить длину горловины погрузочно-выгрузочных путей можно уложить сокращенную стрелочную улицу, с S-образными кривыми [5].
На плане станции приводятся ведомости путей таблица 2, стрелочных переводов таблица 3, зданий и сооружений таблица 4. Формы ведомостей приведены ниже
Таблица 2- Ведомость железнодорожных путей
№ пу-ти | Наимено-вание пути | Граница пути | Длина пути, м | Тип ре-ль-са | 20 5 | |||
от стрелки | через стрел-ки | до стрелки упора | пол-ная | полез-ная | ||||
Таблица 3- Ведомость стрелочных переводов
Тип рель-са | Сторонность стрелочного-перевода | Марка крес-тови-ны | Тип стре-лочно- го перево-да | Номер стре-лочно- го перевода | Коли-чест-во, штук | |
30 15 |
Таблица 4 - Ведомость зданий и сооружений
|
|
№ на пла-не | Наименование зданий и со-оружений | Единица измерения | Количество единиц из-мерения | Материал | |
Контрольные вопросы
1. Каково назначение станционных путей по характеру выполняе-мых операций?
2. Зачем проектируют пути специального назначения?
3. Что такое станционная площадка, и какие общие требования к ней предъявляют?
4. Как определить полную длину станционной площадки?
5. Для каких целей служат предельные столбики и где их распола-гают?
6. Каково назначение постоянных сигналов и основные требования их установки?
7. Что такое полезная длина путей и как она определяется?
8. Зачем требуется знать полную длину путей и как ее подсчитыва-ют?
9. Каковы основные нормы полезной длины путей разного назначе-ния?
10. Назначение парков станции и как их обозначают на схемах?
11. Какие формы парков применяются на схемах станций, и в каких случаях?
12. Какие требования предъявляют к конструкциям горловин пар-ков?
13. Сколько передвижений одновременно можно производить в горловине?
14. Как нумеруют главные и станционные пути в пределах станции? 15. Почему запрещается повторение одних и тех же номеров путей на станциях?
16. Как устанавливают границу между четной и нечетной стороной станции?
17. Что должно быть отражено в ведомости путей станции, для чего ее составляют?
18. В каком порядке выполняют координирование путевого разви-тия парков станции?
Библиографический список
1 Шубко В. Г., Правдин Н.В. и др. Железнодорожные станции и узлы. М. «Транспорт», 2002, 367с.
2 Правдин Н. В.. Основы автоматического проектирования же-лезнодорожных станций. М. «Транспорт», 2004, 150с.
3 Правила и технические нормы проектирования станций и уз-лов на железных дорогах колеи 1520мм. – М. «Техинформ», 2001,256с.
4 Скалов Г. С., Молярчук Г. С., Лукачева О. В. и др. Транс-портные узлы. М. «Транспорт», 1996, 508с.
5 Железнодорожные станции и узлы промышленного транс-порта. Под ред. проф. Акулиничева В.М. М. «Транспорт», 1986, 352с
Приложение А (обязательное)
Таблица А.1 - Расстояние от центра стрелочного перевода до пре-дельного столбика для приемоотправочных путей, оборудованных электрическими рельсовыми цепями
Между-путье,м | Мар | ки крестовины | ||||||
1/11 | 1/9 | |||||||
Радиусы закр | естовинных кривых, м | |||||||
4,8-5,0 | 53,06 | 53,06 | 53,06 | 43,36 | 43,36 | 43,36 | - | |
5,1 | 53,06 | 53,06 | 53,06 | 43,36 | 43,36 | 43,36 | 43,36 | |
5,2 | 46,81 | 53,06 | 53,06 | 43,36 | 43,36 | 43,36 | 43,36 | |
5,3 | 46,81 | 53,06 | 53,06 | 43,36 | 43,36 | 43,36 | 43,36 | |
5,4 | 46,81 | 53,06 | 53,06 | 43,36 | 43,36 | 43,36 | 43,36 | |
5,5-5,8 | 46,81 | 46,81 | 46,81 | 43,36 | 43,36 | 43,36 | 43,36 | |
5,9 - 6,0 | 46,81 | 46,81 | 46,81 | 43,36 | 43,36 | 43,36 | 43,36 | |
6,1- 6,2 | 46,81 | 46,81 | 46,81 | 37, 10 | 43,36 | 43,36 | 43,36 | |
6,3 | 46,81 | 46,81 | 46,81 | 37, 10 | 37, 10 | 43,36 | 43,36 | |
6,4- 6,5 | 46,81 | 46,81 | 46,81 | 37, 10 | 37, 10 | 43,36 | 43,36 | |
6,6 - 6,7 | 46,81 | 46,81 | 46,81 | 37, 10 | 37, 10 | 37, 10 | 43,36 | |
6,8 - 6,9 | 46,81 | 46,81 | 46,81 | 37, 10 | 37, 10 | 37, 10 | 43,36 | |
7,0 | 46,81 | 46,81 | 46,81 | 37, 10 | 37, 10 | 37, 10 | 43,36 | |
7,1 - 7,4 | 46,81 | 46,81 | 46,81 | 37, 10 | 37, 10 | 37, 10 | 37, 10 | |
7,5 и более | 46,81 | 46,81 | 46,81 | 37, 10 | 37, 10 | 37, 10 | 37, 10 |
Таблица А.2 - Расстояние от центра стрелочного перевода до пре-дельного столбика для приемоотправочных путей, не оборудован-ных электрическими рельсовыми цепями
Между-путье,м | Марк | и крестовины | ||||||
1/11 | 1/9 | |||||||
Радиусы закр | естовинных кривых, м | |||||||
4,80 | ||||||||
4,90 | ||||||||
5,0 | ||||||||
5,10 | ||||||||
5,20 | ||||||||
Окончание таблицы А.2
|
|
Между-путье,м | Марки крестовины | ||||||
1/11 | 1/9 | ||||||
Радиусы закрестовинных кривых, м | |||||||
5,30 | |||||||
5,40 | |||||||
5,50-5,60 | |||||||
5,70 | |||||||
5,80 | |||||||
5,9-6,0 | |||||||
6,1-6,2 | |||||||
6,3- 6,4 | |||||||
6,5 и бо-лее |
Таблица А.3 – Расстояние от центра стрелочного перевода до све-тофора на железобетонной или металлической мачте
Между-путье, м | Марк | и крестовины | ||||||
1/11 | 1/9 | |||||||
Радиусы закр | естовинных кривых, м | |||||||
5,2 | ||||||||
5,3 | ||||||||
5,4 | ||||||||
5,5 | ||||||||
5,6 | ||||||||
5,7 | ||||||||
5,8 | ||||||||
5,9 | ||||||||
6,0 | ||||||||
6,1 | ||||||||
6,2 | ||||||||
6,3 | ||||||||
6,4 | ||||||||
6,5 | ||||||||
6,6-6,7 | ||||||||
6,8 | ||||||||
6,9 | ||||||||
Окончание таблицы А.3
Между-путье,м | Марк | и крестовины | ||||||
1/11 | 1/9 | |||||||
Радиусы закр | естовинных кривых, м | |||||||
7,0 | ||||||||
7,1 - 7,3 | ||||||||
7,4 - 7,5 | ||||||||
7,6 и бо-лее | ||||||||
Таблица А.4 – Основные параметры стрелочных переводов приме-няемых в приемоотправочных парках
|
|
Марка крестовины tg α | Угол кресто-вины α | От переднего стыка рамных рельсов до центра перевода а, м | От центра перевода до торца кре-стовины b, м | Полная длина пе-ревода L, м |
Тип рельса – Р65 | ||||
1/11 | 5° 11' 40" | 14,06 | 19,30 | 33,36 |
1/9 | 6° 20' 25" | 15,22 | 15,81 | 31,03 |
Тип рельса – Р50, Р43 | ||||
1/11 | 5° 11' 40" | 14,47 | 19,05 | 33,52 |
1/9 | 6° 20' 25" | 15,45 | 15,60 | 31,05 |
Рисунок А.4 - Схема обыкновенного стрелочного перевода
Приложение Б
Таблица Б.1 – Условные графические обозначения и изображения транспортных сооружений и устройств на плане и схемах станций
22
Приложение В
Таблица В.1 – Варианты заданий для масштабной укладки путевой схемы парков станций с привязкой координат
№№ вариан-тов | Марка кре-стовины tg α | Радиус закре-стовинной кри-вой, м | Ширина меж-дупутья, м | №№ задач |
1/9 | 5,2 | |||
1/11 | 5,3 | |||
1/11 | 5,4 | |||
1/11 | 5,5 | |||
1/9 | 5,6 | |||
1/9 | 5,7 | |||
1/9 | 5,8 | |||
1/9 | 5,9 | |||
1/11 | 6,0 | |||
1/11 | 6,1 | |||
1/9 | 6,2 | |||
1/9 | 6,3 | |||
1/9 | 6,4 | |||
1/11 | 6,5 | |||
1/11 | 6,6 | |||
1/9 | 6,8 | |||
1/9 | 5,2 | |||
1/9 | 5,3 | |||
1/9 | 5,3 | |||
1/11 | 5,4 | |||
1/11 | 5,5 | |||
1/11 | 5,7 | |||
1/9 | 5,8 | |||
1/9 | 5,9 | |||
1/11 | 6,1 |
Учебное издание
Составители:
Людмила Викторовна Дерина Елена Владимировна Квашнина
Разработка парков станций с указанием основных параметров, выполнение масштабной схемы и координирование их элементов
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Железнодорожные станции и узлы промышленных районов»
Специальность 190701 – Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном)
Редактор Н. П. Лавренюк Подписано в печать
Формат бумаги 60×84 1/16. Бумага писчая. Печать офсетная. Усл. печ. л.. Уч.-изд. л 2, Тираж 50 экз. Заказ
Сибирский государственный индустриальный университет 654007, г. Новокузнецк, ул. Кирова, 42
Издательский центр СибГИУ