Занятие 3. Права и обязанности родителей. Споры о детях

Основные вопросы

1. Понятие и признаки родительских прав. Теоретическое понимание сущности родительских прав.

2. Родительская дееспособность. Правовое положение несовершеннолетних родителей.

3. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

4. Права и обязанности родителей по защите прав детей.

5. Особенности осуществления родительских прав.

6. Споры о детях: общая характеристика, классификация.

7. Лишение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия. Восстановление в родительских правах.

8. Ограничение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия. Отменяя ограничения родительских прав.

9. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка и его здоровью.

Задачи

Задача №1.

Уполномоченный по правам ребенка В-кой области обратился в один из районных судов с иском о лишении родительских прав Семенова И.Т. в отношении его несовершеннолетнего сына Павла. В исковом заявлении указывалось, что Семенов страдает хроническим алкоголизмом, уклоняется от воспитания и содержания сына, а во время редких встреч жестоко с ним обращается и склоняет к занятиям антисоциальной деятельностью. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом были привлечены к участию в деле орган опеки и попечительства, прокурор и мать Семенова Павла – Семенова И.Р. В ходе опроса они все предварительно высказали свое согласие с удовлетворением предъявленных исковых требований.

Однако суд, не переходя в стадию судебного разбирательства, определением прекратил производство по данному делу, сославшись на то, что уполномоченный по правам ребенка в субъекте федерации не относится в кругу лиц, имеющих право обращаться в суд с требованиями о лишении родительских прав. На данное определение было принесено кассационное представление прокурора и подана кассационная жалоба Семеновой И.Р.

Какое решение будет принято по результатам рассмотрения жалобы и представления?

Относится ли уполномоченный по правам ребенка в субъекте федерации к числу лиц, обладающих компетенцией по защите прав несовершеннолетних детей: а) в административном порядке; б) в судебном?

Существует ли в субъекте федерации, где вы проживаете (учитесь), должность уполномоченного по правам ребенка? Каковы его полномочия?

Задача №2.

После расторжения брака между супругами Болдыревыми их несовершеннолетняя дочь Вера стала проживать с бабушкой Смирновой, назначенной попечителем Веры.

Вера поступила в ВУЗ, что привело к возникновению потребности в дополнительных средствах для покупки учебников, одежды, оплаты проезда к месту учебы и т.д. В связи с этим постоянно выплачиваемых отцом денежных средств в качестве алиментов стало не хватать на содержание Веры.

Смирнова обратилась в суд с заявлением о лишении Болдырева родительских прав, мотивируя свои требования тем, что денежные средства, которые предоставляет отец, не позволяют обеспечивать дочь всем необходимым. Помимо этого, Болдырев часто отсутствует по причине работы вахтовым методом, что свидетельствует о невыполнении им родительских обязанностей по воспитанию дочери.

Суд, указав на неисполнение Болдыревым обязанностей родителя, удовлетворил заявленные требования. В частности, в решении суд отметил, что Болдырев не занимается воспитанием несовершеннолетней дочери, не заботится о ее физическом, психическом, духовном и нравственном воспитании, не поддерживает дочь материально.

Назовите основания для лишения родительских прав.

Какие обстоятельства необходимо принимать во внимание при принятии решения о лишении родительских прав?

Оцените решение суда о лишении родительских прав Болдырева.

Задача №3.

Орлова И.Т. в 2002 году родила дочку Оксану. Находясь в крайне затруднительных материальных, жилищных и семейных условиях, она составила письменный отказ от всех прав на своего ребенка, а также согласие на его усыновление.

Через шесть месяцев девочку передали под опеку супругам Лазаревым. В семье сложились теплые отношения, Оксана в течение семи лет считала Лазаревых своими мамой и папой, а их родителей – бабушками и дедушками.

В 2007 году Орлова И.Т. выяснила, где находится ее дочь, встретилась с нею и, представившись ее родной матерью, забрала девочку к себе без согласия ее опекунов.

Лазаревы обратились в суд с иском об отобрании ребенка у Орловой, взыскании алиментов на содержание дочери и о компенсации морального вреда, причиненного им в результате раскрытии Орловой тайны происхождения Оксаны.

Определите, какие обстоятельства имеют значение для правильного разрешения данного дела?

Какое решение, по вашему мнению, должен вынести суд по каждому из заявленных требований?

Задача №4.

Решением суда удовлетворены исковые требования Протасова С. к Протасовой М. о расторжении брака, который был заключен в 1996 г. Суд также разрешил вопрос о проживании с отцом ребенка 2001 года рождения. Требования Протасов С. мотивированы тем, что семейные отношения прекратились, Протасова М. часто отсутствует дома по причине занятости на работе и длительных командировок, не уделяет внимание сыну, воспитанием которого занимается только истец.

Протасова М., не возражая против расторжения брака, была не согласна с оставлением ребенка у отца. В связи с этим она обжаловала судебное решение в части. Протасова М. отметила в жалобе, что в соответствии со сложившейся правоприменительной практикой после расторжения брака несовершеннолетний ребенок должен проживать с матерью. Помимо этого, суд неправомерно не привлек к участию в деле орган опеки и попечительства, так как, определив место проживания сына, фактически разрешил спор о воспитании ребенка. Также основанием к отмене решения является отсутствие согласия самого ребенка на проживание с отцом.

Возражая против жалобы, Протасов С. отметил, что оба родителя имеют равные права при разрешении вопроса о проживании совместных детей после расторжения брака. Участие органов опеки и попечительства в рассмотренном деле не требовалось по причине того, что отсутствовал спор о воспитании ребенка. Проживание ребенка с отцом не влияет на возможности, права и обязанности матери по воспитанию сына. Учет мнения ребенка не требуется, так как сын не достиг возраста восемнадцати лет и не может повлиять на решение семейных вопросов.

Вправе ли ребенок выражать свое мнение при решении в семье каких-либо вопросов? Является ли обязательным для суда учет мнения ребенка при разрешении споров, вытекающих из семейных правоотношений?

Определите, какие споры могут быть отнесены к спорам о воспитании детей.

Оцените доводы Протасова С. и Протасовой М.

Задача №5.

Женя Симонов с 5 до 14 лет постоянно проживал у своей бабушки в деревне Колбино в Воронежской области. Мать Жени развелась с его отцом, когда Жене было несколько месяцев. Затем она пыталась воспитывать Женю одна, но поскольку не имела постоянного заработка, снимала комнату в коммунальной квартире в г. Тамбове, часто оставляла мальчика одного. В один из своих приездов бабушка Жени, застав ребенка голодного, с температурой, запертого в комнате, заявила дочери, что забирает внука к себе в деревню. С тех пор мальчик видел мать несколько раз, когда она приезжала на короткое время к матери за деньгами.

Неожиданно бабушку Жени вызвали повесткой в суд, где выяснилось, что его мать подала заявление о возврате своего ребенка от бабушки, удерживающей мальчика, и нарушающей ее родительские права. Адвокат истицы обратил внимание суда на то, что его доверительница не лишена родительских прав, ведет приличный образ жизни и имеет преимущественное право на воспитание своего сына, а у бабушки нет законных оснований проживать совместно с ребенком и воспитывать его в ущерб правам матери.

В судебном заседании было заслушано мнение Жени, который сказал, что он очень любит бабушку, ему с ней хорошо, но он хочет, как все нормальные дети, жить с мамой.

Какое решение должен вынести суд? Какие обстоятельства необходимо учесть суду для удовлетворения или отказа в удовлетворении требования о возврате ребенка родителям от третьих лиц?

Задача №6.

В орган опеки и попечительства обратилась бабушка восьмилетнего Саши Котова с жалобой на поведение его родителей. Она объяснила, что ее дочь, мать Саши, попала под влияние своего мужа, который состоит в одной из около-православных сект. Отец мальчика запрещает ребенку посещать общеобразовательную школу, считая что там растлевают детей, прививают им неверные нравственные ценности, приветствуют просмотры телевизора, посещение дискотек и прочее. Одноклассники, по мнению отца, могут оказать на Сашу плохое влияние – научить ругаться, курить и т.п. В этой связи мальчик посещает раз в неделю занятие в их общине, которые проводит пастырь.

Мальчик не умеет читать и писать, ему разрешают рисовать религиозные сюжеты, разучивать наизусть гимны и молитвы. Основой воспитания, по словам бабушки, для внука является трудовая повинность – многочисленные обязанности по хозяйству, которые он должен выполнять дома.

Родители ребенка были вызваны в орган опеки для беседы. Они объяснили, что воспитывают сына надлежащим образом, заботясь в соответствии со ст. 63 Семейного кодекса РФ о его физическом, духовном и нравственном развитии. Факты, изложенные в жалобе бабушки, родители подтвердили, но не увидели в них ничего, заслуживающего порицания. Ссылаясь на ту же норму СК РФ, отец мальчика заявил, что взгляды его тещи на воспитание ребенка лишь ее частное мнение, а родители имеют преимущественное право перед любыми третьими лицами на решение вопросов о воспитании своего сына.

Какое решение должен принять орган опеки и попечительства в данном случае? Правильно ли истолковали родители содержание ст. 63 СК РФ? Надлежаще ли ими осуществлялись родительские права и исполнялись обязанности?

Задача №7.

Олег Сухой и Анна Ильина имели общую дочь, вели совместное хозяйство, но проживали без регистрации брака. В первый день рождения дочери супруги сильно поссорились и Сухой избил Ильину. Суд признал Олега Сухого виновным в причинении вреда здоровью средней тяжести. После чего Ильина обратилась в суд с иском о лишении Сухого родительских прав.

Решите дело.

Задача №8.

Супруги Семеновы долго не могли определиться о месте учебы их 14-летней дочери Тани. Владимир Семенов наставал на том, что Таня должна учиться в Англии в частной школе, так как это поможет ей в будущем найти хорошую работу. Ольга Семенова считала, что дочь еще маленькая и ей рано одной выезжать на длительный срок за границу, кроме того, в России она получит в школе более глубокие знания по отдельным предметам. Таня желала остаться учиться в своей школе. Семенов проигнорировав мнения супруги и дочери приобрел билеты в Англию и оплатил дорогостоящее обучение в частной школе. Ольга Семенова, для того чтобы воспрепятствовать отъезду дочери, отказалась идти к нотариусу и оформлять согласие на выезд Тани за границу.

Решите дело.

Задача №9.

Супруги Зинаида и Роман Митрофановы в 2006 году усыновили трехлетнего мальчика Илью. Когда мальчику исполнилось тринадцать лет Роман начал злоупотреблять алкоголем, избивать ребенка и супругу. Когда Зинаида больше не могла терпеть издевательства и побои мужа она обратилась в суд с иском о расторжении брака и лишении Романа родительских прав.

Решите дело.

Задание:

1. Составьте проект договора между родителями об определении места жительства ребенка с учетом того, что ребенок мужского пола, 11 лет, занимается футболом и проживает в специальном интернате при спортивной школе.

2. Составьте проект договора между родителями о порядке общения с детьми с учетом того, что девочка 5 лет проживает с матерью, а мальчик 13 лет проживает с отцом.

3. Заполните таблицу следующего содержания:

  Круг заявителей Основания Последствия Основания восстановления/ отмены
Лишение родительских прав        
Ограничение родительских прав        

4. Заполните таблицу следующего содержания (исключив лишение и ограничение родительских прав):

Виды споров о детях Круг заявителей Предмет доказывания Правовые последствия

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: