Государственное устройство

Главой всей законодательной и исполнительной власти был император. Законосовещательные функции исполнял двор.

Основными исполнительными органами были шесть столичных ведомств: личного состава и назначений (чинов) (бо лай), цере­моний (или обрядов) (бо ле), финансов (подворное ведомство) (бо хо), военных дел (бо бинь), юстиции (наказаний) (бо хинь), общественных работ (бо конг),— где велись все основные госу­дарственные дела[394].

В 1833 г. Минь Манг издал «Свод уложений» о государствен­ном аппарате (Хой дьен тоат йеу), где были определены функции всех ведомств и учреждений.

Ведомству личного состава и назначений и при Зя Лонге и при Минь Манге отводилось особое место в системе администра­тивной иерархии, так как оно выполняло весьма важную с точки зрения власти кадровую работу — формирование, по сути дела, всего государственного аппарата. Выдвижение на новые посты, перемещение с поста на пост, повышение и понижение в долж­ности гражданских чиновников, решение вопросов о наградах — все это входило в функции этого ведомства. Оно следило за ка­чественным и количественным кадровым составом всех остальных ведомств и учреждений, чем и определялась его важная роль в государственном аппарате.

Ведомство финансов отвечало за обложение и сбор налогов, упорядочение реестров налогоплательщиков, осуществляло конт­роль за казной, контроль за внешней торговлей, разбирало споры о принадлежности земель, обеспечивало выплату жалованья граж­данским и военным чиновникам, осуществляло регулирование цен и выпуск денег. В его ведение входила также подготовка ежегод­ных статистических докладов императору о количестве обрабаты­ваемой земли, о количестве денег, находящихся в обращении, о количестве зерна, серебра и золота, о числе налогоплательщиков и всего населения в стране.

Ведомство должно было также следить за продовольственной ситуацией в стране: вследствие частых наводнений и неурожаев требовались специальные меры по перемещению зерна из благо­получной провинции в провинцию, охваченную голодом.

Ведомству финансов подчинялись также все дворцовые и сто­личные сокровищницы. Как указывалось, вся денежная политика страны осуществлялась ведомством финансов. Сразу же после при­хода к власти Нгуенов была возобновлена чеканка медных монет: в 1802 г. был открыт монетный двор в фу Донгчи.

Одновременно шла борьба за установление государственной монополии на выпуск монеты, в связи с чем Зя Лонгом и его пре­емниками издавались указы, запрещавшие тайный выпуск денег.

Борьба государства за монополию на выпуск денег велась в нескольких направлениях. Власти шли по линии централизации де­нежного дела, сознательно не увеличивая количество монетных дворов. Так, в Зядине в течение многих лет не было своего монет­ного двора, и деньги туда везли, как правило, из столицы[395].

Когда в 1829 г. были вскрыты крупные злоупотребления, вы­разившиеся в тайной выплавке денег на монетном дворе Бао Туйен в Бактхане, Минь Манг распорядился перевезти его в столицу Хюе, где было проще осуществлять надзор[396].

Одновременно делались попытки пресечь приток дешевых цин­ковых денег из соседних провинций Китая, для чего был усилен пограничный контроль на заставах[397]. В тех же целях борьбы с инфляцией в Каобанге было запрещено платить налоги китайски­ми деньгами, что до сих пор формально разрешалось[398].

О том, что эти меры не помогали и инфляция в стране росла, говорит переписка Минь Манга с ведомством финансов. Минь Манг констатировал, что, несмотря на хорошие урожаи, цены на зерно растут, и объяснял это необычайно широкими масштабами тайной выплавки денег[399].

Ведомство церемоний занималось главным образом разработ­кой культовых церемоний, установлением времени и порядка жертвоприношений по поводу традиционных праздников, контро­лем за порядком церемоний во время аудиенций при дворе.

Ведомству церемоний были приданы функции органа, ведаю­щего постановкой образования в стране: оно руководило школами, набирало чиновников через конкурсные экзамены, изучало китай­скую классику и хроники минской и цинской династий в целях отыскания образцов для подражания.

В обязанности ведомства церемоний входило: установление сроков траура по умершему монарху, по членам императорской семьи, составление генеалогии правящей династии, организация церемониала восхождения на престол вьетнамского монарха, а также установление наград долгожителям и высокопоставленным людям. Присвоение посмертного имени чиновникам также входи­ло в компетенцию этого ведомства.

Одной из важных его функций, за неимением специального внешнеполитического органа, была дипломатическая, которая сво­дилась к приему и проводам послов, организации и проведению церемоний по приему инвеституры от китайского императора и приему и проводам послов из соседних стран — данников, выдаче им инвеституры.

По указанию императора ведомство устраивало моления о по­путных ветрах «в помощь навигаторам» в многочисленных бухтах страны в начале весны каждого года. Помимо молений ведомству церемоний было поручено следить за погодой и вести ежедневные записи.

Военное ведомство ведало всеми военными делами в стране. Важной опорой вьетнамского императора была армия. Размеры армии были поистине огромными. Так, в 1820 г. число солдат и военных чиновников в стране достигало 204220 человек при чис­ленности армии 160 тыс.[400].

Несмотря на то что в начале века большая часть вьетнамской армии была вооружена по-европейски и прошла европейскую под­готовку, организация армии оставалась традиционной.

Сухопутные вооруженные силы были организованы в пять ар­мий, главнокомандующим которыми считался император[401].Во гла­ве каждой из пяти армий стоял военачальник. Армия состояла из крупных воинских единиц — зоань. Зоань делились на ве, ве де­лились на дои. В зоань (5 тыс. солдат) входило 10 ве. В ве вхо­дило 10 дои. Один дои насчитывал 50 человек.

Столичные войска находились на особом положении и были трех видов: личная гвардия императора, гвардия дворцовой охра­ны, регулярные войска[402]. Морские силы были организованы по той же системе, что и сухопутные. Во главе морских сил стоял глав­ный адмирал — тхуй ши до тхонг, которому подчинялись вице-адмирал — тхуй тхонг и два контр-адмирала — тьионг ве[403].

Армия набиралась на основе воинской повинности, которая при Нгуенах не была всеобщей[404]. При Зя Лонге солдаты набирались среди семей, где было три сына и более. Семья солдата получала от общины натуральное или денежное содержание во время служ­бы сына. Солдат выбирал староста деревни, которому запреща­лось заменять «военнообязанного» на невоеннообязанного, а так­же назначать в солдаты силой. За нарушение этих положений устанавливалось строгое наказание. Невоеннообязанные, которые, как правило, были бедняками, могли добровольно поступить на службу в части туан тхань — вид жандармерии, фао тху — в ар­тиллерию и речной флот.

Срок службы в армии не был одинаковым. Солдаты — выход­цы из Центрального Вьетнама служили в армии 15 лет, из других провинций— 10 лет.

Нгуены поощряли сверхсрочную службу в армии[405]. Солдаты, отбывшие в армии два срока, освобождались от подушного налога и от всех повинностей. Отличившиеся солдаты после окончания службы платили только половину подушного налога[406].

В число постоянных функций военного ведомства входило: смещение и назначение военных чиновников, контроль над личным составом войск, созыв и направление войск на поле боя либо на подавление крестьянских волнений и мятежей, борьба с пирата­ми, набор крестьян в армию, выявление заслуг и провинностей, составление списков кадровых военных чиновников, составление докладов императору о числе войск в стране. Здесь создавались карты страны. Совместно с ведомством общественных работ воен­ное ведомство несло ответственность за строительство военного характера и охрану морских бухт. Чиновники военного ведомства часто выполняли дипломатические функции, возглавляли либо входили в посольские миссии, направляемые в Китай, Камбоджу и другие страны. Они использовались также в аппарате управ­ления Камбоджей, когда она получила статус наместничества (протектората).

В подчинении ведомства находилась почтово-курьерская служ­ба (быу тииь).

Ведомство юстиции венчало правовую иерархию феодального Вьетнама и следило за установлением и соблюдением правопо­рядка в стране.

В его подчинении находились большой апелляционный суд — дай ли ты и цензорат — вьен до сат.

Совокупность этих учреждений носила название там фап ти — палата трех законов[407].

Заседания представителей этих судебных учреждений во гла­ве с императором образовывали, по сути дела, верховный суд, где разбирались смертные приговоры и другие сложные судебные де­ла, адресованные императору[408].

Ведомство юстиции наблюдало за работой провинциальных юридических учреждений. В конце каждого года оно сообщало императору о количестве людей, заключенных в тюрьмы страны, и о числе дел, которые предстояло рассмотреть[409].

Во Вьетнаме, где по конфуцианским нормам наказание под­данных считалось не только правом, но и долгом суверена, а наказание рассматривалось как мера воспитания, ведомству юсти­ции как карающему органу отводилось особое место.

В ведомство юстиции к концу каждого года поступали докла­ды с мест (городов и провинций) с описанием особо тяжелых приговоров — каторга, изгнание, казнь через обезглавливание, че­рез повешение и т. д. Все эти дела рассматривались в ведомстве и докладывались вместе с аналогичными данными по столице им­ператору, за которым и было право на окончательное решение[410].

Выработка правовых норм, форм наказаний, правил расследо­вания преступлений, решения о пересмотре тяжелых приговоров, рассмотрение не окончательно доказанных преступлений, разби­рательство дел людей, заключенных под стражу,— так определя­лись функции ведомства юстиции в «Своде уложений» от 1833 г.[411].

Хотя ведомство юстиции находилось на вершине судебной иерархии, его решение не было окончательным. В сомнительных случаях император назначал определенную группу придворных сановников (динь тхан) для дополнительного разбирательства. Окончательное решение оставалось за императором.

Обязанностью цензората, который был создан в 1832 г. и входил в правовую триаду, было выявление и расследование слу­жебных проступков чиновников всех рангов[412]. В цензорат входило шесть палат, которые осуществляли контроль за соответствующи­ми шестью ведомствами и рядом других учреждений[413].

Ведомство общественных работ занималось строительством крепостей, строительством и ремонтом дорог, возведением мостов, императорских дворцов, храмов, всяким строительством, связан­ным с землей и деревом, рытьем каналов, получением и распре­делением всякого рода строительных материалов, разработкой образцов и моделей для различных ремесел, строительством и ре­монтом флота[414].

В системе центрального аппарата имелись два важных органа, находившиеся в непосредственном подчинении императору: при­дворный совет (ной как) и тайный совет (ко мат).

В ведении придворного совета была переписка между импера­тором и министрами шести ведомств и подготовка императорских указов и посланий.

Одно из отделений придворного совета, под названием би тхи со, служило личным секретариатом императору. Там хранились императорские литературные труды и деловые документы[415].

На придворный совет возлагалась обязанность контролировать деятельность шести ведомств и докладывать непосредственно им­ператору обо всех ошибках и злоупотреблениях в их работе.

Для обсуждения особо важных секретных государственных дел и пресечения роста влияния придворного совета в 1834 г. был создан тайный совет.

Столицей своего государства Нгуены сделали г. Фусуан (Хюэ), отказавшись от Тханглонга, в котором видели оплот анти­правительственных восстаний. Тханглонг, который при Зя Лонге назывался Бактхань, был в 1831 г. переименован в Ханой — глав­ный город одноименной провинции.

При императоре Зя Лонге весь Вьетнам был поделен на 23 провинции, которые, в свою очередь, делились на фу и хюены; хюены делились на тонги, а тонги — на общины (тхон или са).

Основное назначение тонга состояло в том, что он являлся до­полнительным промежуточным звеном в административном аппа­рате, усиливавшим централизацию управления страной. Несколько тонгов объединялись в хюен. Во главе хюена стоял уже не вы­борный, а назначаемый центральным правительством начальник, в руках которого сосредоточивалась вся власть — как админи­стративная, так и судебная.

Два или три хюена объединялись в фу, глава которого назна­чался центральным правительством.

Несмотря на то что фу, так же как и тонг, играл второстепен­ную роль в управлении страной, Нгуены придавали фу большое значение как промежуточному звену для еще большей централи­зации административного аппарата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: