Глава IX. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участие населения в самоуправлении

Масштаб, удельный вес решения вопросов местного значения путем прямого волеизъявления членов территориального коллектива должны быть выше, чем такое же решение вопросов на государственном - федеральном или региональном - уровне. В этом, в частности и в особенности, проявляется "корневой" характер муниципальной власти, ее институциональная характеристика как власти, максимально приближенной к населению и в определенной мере сливающейся с ним.

К сожалению, пока это остается теоретическим положением. Население относится с недоверием и к государственной, и к муниципальной власти. Многочисленные социологические исследования с непреложностью доказывают безразличие большинства граждан к делам местной власти. Причин тому много. Независимо от них, вряд ли оправданы выводы об отсутствии качественных различий (с точки зрения институционального устройства и организационных возможностей связей с населением) муниципальной и государственной власти и что инструментарий, применяемый на уровне местного самоуправления, сам по себе не дает тому оснований. Движение к реальному местному самоуправлению в российских условиях идет медленно и довольно извилистым путем. В то же время совсем не бесполезно заранее готовиться к достижению демократических целей, в том числе путем оттачивания правовых конструкций, на которые должно опираться местное самоуправление.

Правовые инструменты живут, если они применяются, но даже если они остаются пока только названными, это вовсе не означает, что их совершенствование не имеет значения. Придет время, когда территориальные сообщества воспользуются теми формами прямой демократии, которые пока или не применяются вообще, или применяются в скромных масштабах, либо, хотя и применяются довольно широко, но не совсем в тех целях, для которых они изначально предназначались.

В этом контексте и следует рассматривать перемены, которые принес Федеральный закон N 131-ФЗ в регулировании форм "прямой демократии" по сравнению с предыдущими статутными законами о местном самоуправлении, в том числе с Федеральным законом N 154-ФЗ от 28 августа 1995 г.

Название главы Федерального закона N 131-ФЗ, посвященной "прямой демократии", отличается от названия аналогичной главы Федерального закона N 154-ФЗ. В прежнем законе глава называлась "Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления". Получалось, что в этой главе речь должна идти обо всех формах осуществления местного самоуправления, в том числе и через органы местного самоуправления, хотя на самом деле об органах местного самоуправления здесь не было ни слова. В Федеральном законе N 131-ФЗ глава называется "Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления". Таким образом, во-первых, название главы теперь полностью соответствует ее содержанию, и, во-вторых, уже в названии подчеркивается различие форм определяющего, решающего, властного участия населения в реализации местного самоуправления и форм участия, не влекущего обязательно юридического результата.

К первой группе можно отнести местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа и выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования и сход граждан. Ко второй - правотворческую инициативу граждан, публичные слушания, собрания и конференции граждан, опрос граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление и другие формы. Некоторые из этих форм обозначены в Федеральном законе впервые. Те, которые были в прежнем Законе, регламентируются теперь несколько по-иному с содержательной стороны и более подробно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: