Практика позитивности требует создания позитивных ментальных образов. Как это работает? Представьте, что вы пришли в ресторан, не заказав столика. В холле полно людей, ожидающих места. Метрдотель говорит вам:
– Вам придется подождать полчаса.
Теперь представьте себе ту же самую ситуацию, только на этот раз метрдотель говорит:
– Через полчасика я предложу вам прекрасный столик.
Заметили разницу в своем восприятии информации? Во втором случае шансов намного больше, что вы останетесь ужинать в этом ресторане.
Человеческий мозг очень чувствителен к внушениям разного рода. Всего на минуту постарайтесь не думать о маленьком белом котенке с красным ошейником на шее. Теперь не думайте о сером слоне в розовый горошек. Пытайтесь не представлять себе синий цвет. Что вы видите? Теперь попытайтесь представить себе «не». Можете? Не могут и дети. Когда ребенок слышит: «Не вбегай в дом», его сознание рисует картину, как он влетает в него. Если вы скажете: «Мы должны спокойно войти в дом», именно это представит себе ребенок. Позитивная информация позволяет ребенку наиболее адекватно реагировать на ваши просьбы.
|
|
Вот еще один пример. С точки зрения психологии, нет ничего предосудительного в том, что маленький мальчик продолжает писаться во сне. Укладывая ребенка спать, родители говорят ему:
– Постарайся не намочить сегодня кровать.
Что представит себе мальчик перед тем, как заснуть? Подумайте, насколько эффективней был бы позитивный образ:
– Посмотрим, сможешь ли ты сохранить сегодня кровать сухой.
Какая установка наиболее точно отражает стремление родителей? Какая из этих двух фраз с большей вероятностью приведет к желаемому результату?
На следующий день после того, как я поделился этой историей с родителями в школе, завуч рассказал мне о своем 3‑летнем сыне:
Перед тем, как уложить сына в кровать, я отвел его, как обычно, в туалет. После того, как я уложил его и поцеловал на ночь, я сказал:
– Посмотрим, сможешь ли ты сохранить кровать сухой сегодня ночью.
На следующее утро, как только он проснулся, он тотчас прибежал ко мне на кухню и сказал:
– Пап, смотри: моя кровать сухая!
Описывая свои ожидания, а не то, что не хотите видеть, вы избегаете проблемы, связанной с необходимостью пресекать одну нежелательную форму поведения ребенка только для того, чтобы он тут же избрал для себя другую, столь же неприемлемую. В ответ на позитивную информацию ребенок будет стараться следовать вашим рекомендациям:
– Тебе доставит не меньше удовольствия, если, без причинения неудобства окружающим, ты будешь отстукивать ритм вилкой по своей коленке, а не по столу.
|
|
Вот прекрасная иллюстрация силы позитивных образов.
Один банкир каждый день покупал карандаш у уличного попрошайки. Банкир говорил:
– Ты торговец, я тоже и хочу получать добротный товар от любого торговца.
Так это и продолжалось, пока однажды попрошайка не пропал. Спустя какое‑то время банкир забыл о нем.
И вот спустя несколько лет банкир зашел в какой‑то магазинчик и узнал в его хозяине того самого попрошайку! Он сказал банкиру:
– Я так надеялся, что вы зайдете. Именно из‑за вас я оказался здесь. Вы постоянно твердили мне, что я торговец, и я начал сам воспринимать себя таковым. Я начал представлять себя продавцом, а не нищим. Я начал продавать карандаши – много карандашей – и сегодня у меня маленький бизнес. Вы проявили ко мне уважение и заставили посмотреть на себя другими глазами.