Ременные передачи относятся к механическим передачам, передающих нагрузку (обычно между параллельными валами) с помощью сил трения. Она состоит из ведущего и ведомого шкивов и промежуточного звена – ремня (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Схема ременной передачи |
Обязательное условие нормальной работы ременной передачи – предварительное натяжение ремня для создания достаточных сил трения между шкивами и ремнем. Во время эксплуатации ремень вытягивается и натяжение ослабевает. Для поддержания достаточного натяжения ремня перемещают опоры одного из шкивов, увеличивая межосевое расстояние (рис. 4.2 а - в). Если по условиям работы невозможно перемещать опоры, то используют натяжные ролики.
а | б | в |
Рис. 4.2. Способы натяжения ремня |
В механических приводах ременная передача в основном используется как понижающая передача. Передаваемая мощность до 50 кВт, окружная скорость ремня до 50 м/сек (в высокоскоростных – до 100 м/сек), допускает кратковременную перегрузку до 300%. Передаточное число ременных передач – 1,5…5. Максимальное передаточное число может достигать 6 для передач без натяжного ролика, и до 10 для передач с натяжным роликом.
|
|
Ременная передача должна быть закрыта кожухом по правилам техники безопасности, а также для защиты от загрязнения.
Достоинства ременных передач:
· простота конструкции, невысокая стоимость изготовления и эксплуатации;
· плавность и бесшумность работы – позволяет использовать передачу при высоких скоростях;
· эластичность ремня, смягчающая рывки, и возможность пробуксовки – позволяет использовать ременную передачу как предохранительный элемент машины при перегрузке;
· относительно малая чувствительность к неточностям расположения шкивов;
· возможность передачи нагрузки на значительное расстояние (до 15 м);
· отсутствие смазки.
Недостатки ременных передач:
· значительные габариты – в несколько раз больше, чем зубчатые;
· неизбежность упругого проскальзывания ремня, как следствие – невозможность получения постоянного передаточного отношения, невозможность применения в точных кинематических механизмах;
· невысокая долговечность ремней – обычно 500…1500 часов работы;
· необходимость применения натяжных устройств;
· значительная нагрузка на валы и опоры из-за предварительного натяжения ремня;
· необходимость защиты ремня от попадания масла и влаги.