Основные функции общения

Главной целью общения является усвоение человеческого опыта. Она реализуется в трех основных функциях: информационно-коммуникативной, экспрессивно-коммуникативной и регулятивно-коммуникативной.

Информационно-коммуникативная функция – это передача и усвоение информации. В процессе общения содержанием информации могут быть научные, практические, житейские знания, навыки и умения использовать эти знания при решении конкретных задач.

Экспрессивно-коммуникативная функция - это обмен чувствами, эмоциями, настроениями. Эмоции являются одним из древнейших инструментов человеческого общения. Понять закономерность их возникновения невозможно без анализа общения человека с другими людьми. Эта функция имеет особенно большое значение в процессе общения тренера со спортсменом. Эмоциональное состояние тренера воспринимается спортсменом иногда намного острее, чем успокаивающие или подбадривающие слова – особенно перед соревнованием.

Регулятивно-коммуникативная функция – это поведение общающихся людей, которое определяется их взаимопониманием. Она проявляется, когда человек стремится воздействовать на других людей с целью изменения их поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей восприятия, системы ценностей или отношений. Эта функция позволяет четко организовывать, планировать и согласовывать, координировать и оптимизировать групповое взаимодействие.

Взаимопонимание – многоплановый процесс, включающий представление людей не только друг о друге, но и о самих себе, о том, как их воспринимают партнеры по общению. При адекватных представлениях отношения между людьми складываются правильно; при неадекватных – становятся напряженными и разлаживаются, вплоть до конфликтов.

По социально-деятельностному признаку различают следующие функции общения:

инструментальную (общение выступает как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для совершения определенного действия);

синдикативную (общение становится средством объединения людей);

функцию самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста);

трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.);

экспрессивную (взаимопонимание переживаний, эмоциональных состояний);

функцию социального контроля (регламентация поведения и деятельности);

функцию социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: